Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание

Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения.docx

— 129.65 Кб (Скачать документ)

Международные исследования. В США злоупотребление ингалянтами распространено, прежде всего, среди мальчиков подросткового возраста. Национальное обследование состояния проблемы, проведенное в 1998 году, свидетельствует о том, что от 15 до 20 % подростков 8-х, 10-ч и 12-ч классов употребляют летучие препараты, причем количество подростков каждый год возрастает примерно на 1 миллион. Токсикомания затронула в основном неблагополучных в материальном отношении и бездомных подростков. (Балстер Р.П., 2001)

Статистические исследования, проведенные в Швеции на популяции  девятиклассников в 1971, выявили 27% мальчиков  и 16% девочек, злоупотребляющих летучими препаратами. В 1979 году количество девятиклассников, злоупотребляющих летучими препаратами, снизилось до 4–5%. Характерной чертой токсикомании является волнообразный  характер ее распространения. Совершенно неожиданно в одной школе или  жилом районе может появиться  сразу несколько групп, которые  какое-то время вдыхают летучие  вещества, а потом перестают. Такая  волна токсикомании может на какое-то время захлестнуть огромное количество подростков. (Информационный пакет  “Drugbox”)

Исследования в  России. Анализ ситуации злоупотребления ингалянтами, проведенный в Ленинградской области, позволяет сделать вывод о росте токсикомании среди подросткового населения. По данным диспансерного учета количество подростков, злоупотребляющих ингалянтами, за последние пять лет выросло в 5,3 раза. От 3.5 до 15 % подростков пробуют различные ингалянты, но менее чем 3 % становятся их хроническими потребителями. (Крупицкий Е.М., Масалов Д.Ю., 2001)

Факторы, предрасполагающие к инициации

Слабость  “я” как фактор риска

Кроме общих факторов аддиктивного поведения как девиантного для  токсикомании в раннем подростковом возрасте существенную роль играет слабость “Я”, характерная для подростков группы риска. Исследования, проведенные  Н.С. Курек, показывают, что в отличие  от здоровых подростков подростки группы риска и больные токсикоманией  имеют общие особенности психической  активности. Эти особенности таковы: замедление, сужение, расщепление и  изменение потока психической активности, сменяющих друг друга целей, мыслей о них средствах их достижения, восприятия эмоциогенных стимулов, эмоциональных  внутренних переживаний.

Замедление потока психической активности выражается в адинамии уровня притязаний, ригидности и снижении темпа достижения целей, дефиците восприятия эмоций. Происходит также уменьшение диапазона используемых целей и оценок эмоций другого человека.

Изменение направления  потока психической активности, проявляющееся в большей направленности на цели, связанные с приобретением и потреблением психоактивных веществ, а не на социально значимые цели в учебе, работе. При этом поток психической энергии направляется не на других людей, а на себя. У подростков – токсикоманов отмечается нарцисстическое положительное отношение к себе и недостаток позитивных чувств к другим людям, прежде всего к родителям. Они эмоционально слепы к проявлению чувств другими людьми, склонны проецировать на них свои переживания.

Расщепление потока психической активности проявляется в диссоциации уровня притязаний и уровня достижений: ригидный, адинамический уровень притязаний не меняется в соответствии с изменением уровня достижений. У подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, отмечается диссоциация вербальной и невербальной целенаправленной активности, диссоциация восприятия эмоций и их выражений: дефицит восприятия эмоций другого человека по невербальной экспрессии сочетается со средним или высоким уровнем выражения собственных эмоциональных переживаний. Эти расстройства психической активности можно рассматривать как признаки ослабления адаптивной, защитной и интегративной функции “я”. “Я” не только приспосабливается с помощью психической активности к требованиям внешней среды, но и защищается от нее. Нарушения психической активности, свидетельствуют о слабости “я”, предшествуют заболеванию, носят преморбидный характер. Они были обнаружены не только у подростков, больных токсикоманией, но также у их родственников, подростков повышенной группы риска возникновения зависимости от психоактивных веществ. Эти расстройства особенно проявляются в ситуациях достижения (успеха – неуспеха), требующих переключения с одной цели на другую, с одного способа ее достижения на другой, в ситуации новизны и неопределенности. (Курек Н.С., 2001,с. 135 –139)

Особенности мотивации

Многие исследователи  мотивов токсикомании у детей  отмечают их побуждение не только к  “выключению” сознания”, состоянию  опьянения, но и к продуцированию управляемых “мультиков”, то есть дети пытаются использовать себя как  биокомпьютер. Дети нередко договариваются между собой о “сюжете”, а  потом делятся впечатлениями. Это один из вариантов бегства в воображаемый мир, который выделял Выготский Л.С., с одной лишь разницей – предварительной обработкой мозга с помощью психоактивного вещества, облегчающего продуцирование фантастических образов.

Когнитивные особенности

Воображение и их продукт  – фантазии, являются неотъемлемой частью психической жизни подростка. Согласно Выготскому Л.С., фантазии подростков являются игрой ребенка, переросшей в фантазию. Фантазии ребенка выполняют  значимую функцию – регуляторную. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в  мире его фантазий. Вследствие этого  воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт. (Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред. Реана А.А., 2001).

Существенным для воображения  является направление сознания от действительности в автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного  познания действительности. При этом ребенок по мере освоения деятельности воображения старается осваивать  новые ее формы. Выготский Л.С. (1991) выделял два типа воображения: пластическое и эмоциональное. Они характеризуются  материалом, из которого создаются  построения фантазии, и законами этого  построения. Пластическое воображение  в основном использует данные внешних  впечатлений и строится из элементов, заимствованных извне. Оно носит  объективный характер. Эмоциональное  воображение строится из элементов, взятых изнутри, и потому является субъективным. Переходному возрасту свойственно  проявление и постепенная дифференциация пластического и эмоционального воображения. В поведении человека воображение играет двойственную роль, поскольку может, как приводить, так и уводить человека от реальности.

Мнение ученого. Удовлетворить себя в воображении очень легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир часто отвращает силы и волю подростка от мира действительного” (Выготский Л.С., 1991, с. 31)

Если действительность резко  расходится с возможностями ребенка, либо из-за целого ряда условий, прежде всего условий воспитания, ребенок  вырабатывает ложную извращенную установку  по отношению к действительности. В этом случае у ребенка развивается  своеобразная форма мыслительной деятельности. Сущность этой мыслительной деятельности состоит в ее подчинении эмоциональным  интересам. Она совершается главным  образом ради непосредственного  удовольствия, извлекаемого из этой деятельности. Вызывается целый ряд приятных переживаний, и целый ряд эмоциональных  интересов и побуждений получают фиктивное удовлетворение, замещающее реальное. Мышление становится слугой страстей. (Выготский Л.С., 1999, с. 120 -121).

Опасная игра с ингалянтами  – способ удовлетворения самых разнообразных  и невероятных фантазий подростка, за которыми стоит неудовлетворенность  потребностей и желаний подростка  в реальной жизни. Постепенно формируется  навязчивая идея использовать вещество снова и снова для получения  каскада желаемых галлюцинаций.

Мнение ученого. От навязчивой идеи трудно освободиться, поскольку она переживается как точка, в которую уперлось сознание, с которой оно не может быть сдвинуто произвольным усилием. (Выготский Л.С., 1999, с. 47).

В младшем подростковом возрасте стремление к замещающей деятельности и погружение в мир фантастических образов является также способами  компенсации неудовлетворенности  своим положением в системе взаимоотношений  с взрослыми. (Фридман Л.М., Кулагина И.Ю., 1991, с.33)

Особенности аффективной сферы

Подростковый возраст  – ключевой этап в процессе становления  эмоционально-волевой регуляции  ребенка. Переживания подростка  становятся более глубокими, круг явлений  социальной действительности, вызывающих интерес у подростка, расширяется. Более стойкими становятся чувства  и эмоциональные отношения к  целому ряду явлений жизни. Не смотря на то, что для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость и резкая смена настроений и переживаний, они лучше, чем младшие школьники  могут управлять выражением своих  чувств. Но при определенных обстоятельствах, например в ситуации конфликта, подросток  способен на большую импульсивность в поведении. (Якобсон П.М., 1976). У  подростка пылкие чувства. Иногда ничто  не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и  даже перед лицом смерти. В отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно  велик. (Мухина В.С., 1997).

Резкая смена настроения, отсутствие страха, импульсивность играют свою роль в инициации употреблении токсических препаратов, особенно при  включении подростка в токсикоманическую  группу, где вдыхание ингалянтов является общим хобби (реализация хобби –  реакции и реакции группирования).

Гендерные различия

Научные исследования показали, что вдыханием паров различных  растворителей (так называемая токсикомания) обычно занимаются дети и подростки, преимущественно мужского пола, средний  возраст которых составляет 13 лет. Целью вдыхания ингалянтов является состояние опьянения, после прохождения  которого, человек обычно не помнит, что происходило с ним в  период опьянения.

Самооценка  подростка и злоупотребление  ингалянтами

Большинство исследователей подростковой токсикомании акцентируют  заниженную самооценку. Подростки - токсикоманы  чаще, чем в общей популяции  подростков, имеют неблагополучную  обстановку в семье: разводы родителей, алкоголизм, суицидальные попытки и  психические заболевания. Они учатся хуже сверстников, вдвое чаще других пропускают занятия. Все вместе взятое может быть причиной развития комплекса  неполноценности, лежащего в основе заниженной самооценки. Токсикоманы  оценивают себя в большей степени  подчиненными, зависимыми по сравнению  со здоровыми сверстниками.

Последствия

Степень сиюминутного вреда, причиняемого вдыханием токсических  веществ, зависит от вида используемого  препарата, частоты вдыхания, количества используемого препарата или  смеси препаратов, а также от обстоятельств  употребления. Долговременный контакт  вызывает головокружение, астению, может  стать причиной заболеваний мозга  и нервной системы, поражения  внутренних органов, дыхательных путей, заболеваний кожи, органов зрения, влиять на репродуктивную функцию, нарушать течение беременности и вызывать рак. Нарушается барьер, существующий у всех нормальных людей, разделяющий  реальность и фантазии. У подростков, находящихся под воздействием летучих  токсических веществ, могут возникать  фантазии, вызывающие страх, ужас, появляется ощущение надвигающейся опасности. В результате чего потребителя охватывает тревога, паника или такая глубокая депрессия, что появляются мысли  о самоубийстве.

Опьянение, приводящее к нарушению  рефлексов, координации движений, замедлению реакций и помрачению сознания, часто  становится причиной несчастных случаев, правонарушений или преступлений. Подросток  получает травмы (например, ожоги), может  стать жертвой транспортно-дорожных происшествий, оказаться втянутым в  драку. У некоторых токсикоманов содержанием галлюцинаций является их превращение в суперменов, для  которых не существует норм и правил, главным принципом является вседозволенность на фоне ощущения себя всесильным, что  является опасным как для окружающих токсикомана людей, так и для  него самого.

Правила для шведских полицейских. Если вы столкнулись с токсикоманом, ни в коем случае нельзя пугать или провоцировать его. Наоборот, нужно обратиться к нему как можно более спокойно. Ему может казаться, что он способен рукой остановить грузовик или полететь с крыши высотного дома, и в этом случае его жизнь в опасности. (Информационный пакет “Drugbox”)

В некоторых случаях опьянение  может привести к потере сознания, а в самых худших случаях к  удушью. Особенно опасно вдыхать газ  для зажигалок. Выходя из баллона, он расширяется и остывает. Холодный газ попадает в дыхательные пути, на это организм реагирует выделением жидкости в легкие, вызывая их отек. От него человек может умереть, задыхаясь  так, как будто он тонет. Причиной смертных случаев также являются внезапная рефлекторная остановка  дыхания или остановка сердца, вызванная избыточным выделением адреналина и других стрессовых гормонов. Ситуация для токсикомана является угрожающей при наличии дополнительных к  употреблению эмоциональных и физических нагрузок.

Чем больше срок употребления летучих токсических препаратов, тем больший риск получения неблагоприятных  последствий для всего организма  в целом. Длительная токсикомания может  стать причиной поражения печени и почек. Некоторые растворители, такие как бензол, поражают ткани  костного мозга, к снижению иммунитета, возникновению смертельного заболевания  крови – лейкемии (белокровия), в  развитии заболеваний мозга, например, энцефалопатии, которая выражается в снижении интеллекта, нарушении  памяти на текущие события, неспособности  контролировать свои чувства. При длительном употреблении все более заметными  становятся личностные изменения. Токсикоман становится все более раздражительным, тревожным, рассеянным и подавленным, что является результатом не только воздействия токсических веществ, но и возникновения разного рода конфликтов с родителями, учителями  и даже сверстниками. Друзья токсикомана  начинают избегать его, и вся жизнь  постепенно наполняется ложью, конфликтами  и неуверенностью. (Информационный пакет “Drugbox”)

Глава III 
Аддиктивное поведение в юношеском возрасте

Злоупотребление алкоголем

Исследование в  Петрозаводске, 1998. Периодически употребляют алкоголь среди учащихся 8-х классов – 49%, 9-х классов – 53%, 10-х классов – 79%, 11-х классов – 89%. Среди старшеклассников считают возможным употреблять алкоголь по выходным от 19% до 39%, по праздникам от 76% до 93%, за компанию от 22% до 61%. (М.М.Буркин, С.В.Горанская, 1999)

В организме человека всегда присутствует некоторое количество алкоголя (до 0,2%). Это так называемый эндогенный алкоголь. Уровень его  содержания в организме человека зависит от врожденных особенностей, иногда обусловленных алкоголизмом родителей (в этом случае он низкий), что сказывается на темпераменте и стиле поведения. При низком уровне эндогенного алкоголя, ребенок  пассивный, медлительный, подвержен  даже слабым стрессовым влияниям, снижающим  уровень внутреннего алкоголя. При  высоком уровне - человек активен, уверен в себе, легко может поднять  свое настроение. Организм старается  поддерживать привычный уровень  внутреннего алкоголя, что является механизмом ранней алкоголизации при  употреблении подростками алкогольных  напитков. (М.М. Буркин и др., 1999)

Информация о работе Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения