Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа
Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.
Международные исследования. В США злоупотребление ингалянтами распространено, прежде всего, среди мальчиков подросткового возраста. Национальное обследование состояния проблемы, проведенное в 1998 году, свидетельствует о том, что от 15 до 20 % подростков 8-х, 10-ч и 12-ч классов употребляют летучие препараты, причем количество подростков каждый год возрастает примерно на 1 миллион. Токсикомания затронула в основном неблагополучных в материальном отношении и бездомных подростков. (Балстер Р.П., 2001)
Статистические исследования, проведенные в Швеции на популяции девятиклассников в 1971, выявили 27% мальчиков и 16% девочек, злоупотребляющих летучими препаратами. В 1979 году количество девятиклассников, злоупотребляющих летучими препаратами, снизилось до 4–5%. Характерной чертой токсикомании является волнообразный характер ее распространения. Совершенно неожиданно в одной школе или жилом районе может появиться сразу несколько групп, которые какое-то время вдыхают летучие вещества, а потом перестают. Такая волна токсикомании может на какое-то время захлестнуть огромное количество подростков. (Информационный пакет “Drugbox”)
Исследования в России. Анализ ситуации злоупотребления ингалянтами, проведенный в Ленинградской области, позволяет сделать вывод о росте токсикомании среди подросткового населения. По данным диспансерного учета количество подростков, злоупотребляющих ингалянтами, за последние пять лет выросло в 5,3 раза. От 3.5 до 15 % подростков пробуют различные ингалянты, но менее чем 3 % становятся их хроническими потребителями. (Крупицкий Е.М., Масалов Д.Ю., 2001)
Факторы, предрасполагающие к инициации
Слабость “я” как фактор риска
Кроме общих факторов аддиктивного
поведения как девиантного для
токсикомании в раннем подростковом
возрасте существенную роль играет слабость
“Я”, характерная для подростков
группы риска. Исследования, проведенные
Н.С. Курек, показывают, что в отличие
от здоровых подростков подростки группы
риска и больные токсикоманией
имеют общие особенности
Замедление потока
психической активности выражае
Изменение направления
потока психической активности, проявл
Расщепление потока
психической активности проявля
Особенности мотивации
Многие исследователи мотивов токсикомании у детей отмечают их побуждение не только к “выключению” сознания”, состоянию опьянения, но и к продуцированию управляемых “мультиков”, то есть дети пытаются использовать себя как биокомпьютер. Дети нередко договариваются между собой о “сюжете”, а потом делятся впечатлениями. Это один из вариантов бегства в воображаемый мир, который выделял Выготский Л.С., с одной лишь разницей – предварительной обработкой мозга с помощью психоактивного вещества, облегчающего продуцирование фантастических образов.
Когнитивные особенности
Воображение и их продукт
– фантазии, являются неотъемлемой
частью психической жизни подростка.
Согласно Выготскому Л.С., фантазии подростков
являются игрой ребенка, переросшей
в фантазию. Фантазии ребенка выполняют
значимую функцию – регуляторную.
Неудовлетворенность
Существенным для воображения
является направление сознания от действительности
в автономную деятельность сознания,
которая отличается от непосредственного
познания действительности. При этом
ребенок по мере освоения деятельности
воображения старается
Мнение ученого. Удовлетворить себя в воображении очень легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир часто отвращает силы и волю подростка от мира действительного” (Выготский Л.С., 1991, с. 31)
Если действительность резко расходится с возможностями ребенка, либо из-за целого ряда условий, прежде всего условий воспитания, ребенок вырабатывает ложную извращенную установку по отношению к действительности. В этом случае у ребенка развивается своеобразная форма мыслительной деятельности. Сущность этой мыслительной деятельности состоит в ее подчинении эмоциональным интересам. Она совершается главным образом ради непосредственного удовольствия, извлекаемого из этой деятельности. Вызывается целый ряд приятных переживаний, и целый ряд эмоциональных интересов и побуждений получают фиктивное удовлетворение, замещающее реальное. Мышление становится слугой страстей. (Выготский Л.С., 1999, с. 120 -121).
Опасная игра с ингалянтами – способ удовлетворения самых разнообразных и невероятных фантазий подростка, за которыми стоит неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни. Постепенно формируется навязчивая идея использовать вещество снова и снова для получения каскада желаемых галлюцинаций.
Мнение ученого. От навязчивой идеи трудно освободиться, поскольку она переживается как точка, в которую уперлось сознание, с которой оно не может быть сдвинуто произвольным усилием. (Выготский Л.С., 1999, с. 47).
В младшем подростковом возрасте
стремление к замещающей деятельности
и погружение в мир фантастических
образов является также способами
компенсации
Особенности аффективной сферы
Подростковый возраст
– ключевой этап в процессе становления
эмоционально-волевой
Резкая смена настроения,
отсутствие страха, импульсивность играют
свою роль в инициации употреблении
токсических препаратов, особенно при
включении подростка в
Гендерные различия
Научные исследования показали, что вдыханием паров различных растворителей (так называемая токсикомания) обычно занимаются дети и подростки, преимущественно мужского пола, средний возраст которых составляет 13 лет. Целью вдыхания ингалянтов является состояние опьянения, после прохождения которого, человек обычно не помнит, что происходило с ним в период опьянения.
Самооценка подростка и злоупотребление ингалянтами
Большинство исследователей подростковой токсикомании акцентируют заниженную самооценку. Подростки - токсикоманы чаще, чем в общей популяции подростков, имеют неблагополучную обстановку в семье: разводы родителей, алкоголизм, суицидальные попытки и психические заболевания. Они учатся хуже сверстников, вдвое чаще других пропускают занятия. Все вместе взятое может быть причиной развития комплекса неполноценности, лежащего в основе заниженной самооценки. Токсикоманы оценивают себя в большей степени подчиненными, зависимыми по сравнению со здоровыми сверстниками.
Последствия
Степень сиюминутного вреда, причиняемого вдыханием токсических веществ, зависит от вида используемого препарата, частоты вдыхания, количества используемого препарата или смеси препаратов, а также от обстоятельств употребления. Долговременный контакт вызывает головокружение, астению, может стать причиной заболеваний мозга и нервной системы, поражения внутренних органов, дыхательных путей, заболеваний кожи, органов зрения, влиять на репродуктивную функцию, нарушать течение беременности и вызывать рак. Нарушается барьер, существующий у всех нормальных людей, разделяющий реальность и фантазии. У подростков, находящихся под воздействием летучих токсических веществ, могут возникать фантазии, вызывающие страх, ужас, появляется ощущение надвигающейся опасности. В результате чего потребителя охватывает тревога, паника или такая глубокая депрессия, что появляются мысли о самоубийстве.
Опьянение, приводящее к нарушению
рефлексов, координации движений, замедлению
реакций и помрачению сознания, часто
становится причиной несчастных случаев,
правонарушений или преступлений. Подросток
получает травмы (например, ожоги), может
стать жертвой транспортно-
Правила для шведских полицейских. Если вы столкнулись с токсикоманом, ни в коем случае нельзя пугать или провоцировать его. Наоборот, нужно обратиться к нему как можно более спокойно. Ему может казаться, что он способен рукой остановить грузовик или полететь с крыши высотного дома, и в этом случае его жизнь в опасности. (Информационный пакет “Drugbox”)
В некоторых случаях опьянение может привести к потере сознания, а в самых худших случаях к удушью. Особенно опасно вдыхать газ для зажигалок. Выходя из баллона, он расширяется и остывает. Холодный газ попадает в дыхательные пути, на это организм реагирует выделением жидкости в легкие, вызывая их отек. От него человек может умереть, задыхаясь так, как будто он тонет. Причиной смертных случаев также являются внезапная рефлекторная остановка дыхания или остановка сердца, вызванная избыточным выделением адреналина и других стрессовых гормонов. Ситуация для токсикомана является угрожающей при наличии дополнительных к употреблению эмоциональных и физических нагрузок.
Чем больше срок употребления
летучих токсических
Глава III
Аддиктивное поведение в юношеском возрасте
Злоупотребление алкоголем
Исследование в Петрозаводске, 1998. Периодически употребляют алкоголь среди учащихся 8-х классов – 49%, 9-х классов – 53%, 10-х классов – 79%, 11-х классов – 89%. Среди старшеклассников считают возможным употреблять алкоголь по выходным от 19% до 39%, по праздникам от 76% до 93%, за компанию от 22% до 61%. (М.М.Буркин, С.В.Горанская, 1999)
В организме человека всегда присутствует некоторое количество алкоголя (до 0,2%). Это так называемый эндогенный алкоголь. Уровень его содержания в организме человека зависит от врожденных особенностей, иногда обусловленных алкоголизмом родителей (в этом случае он низкий), что сказывается на темпераменте и стиле поведения. При низком уровне эндогенного алкоголя, ребенок пассивный, медлительный, подвержен даже слабым стрессовым влияниям, снижающим уровень внутреннего алкоголя. При высоком уровне - человек активен, уверен в себе, легко может поднять свое настроение. Организм старается поддерживать привычный уровень внутреннего алкоголя, что является механизмом ранней алкоголизации при употреблении подростками алкогольных напитков. (М.М. Буркин и др., 1999)
Информация о работе Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения