Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа
Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.
Динамика потребности при регулярном воспроизведении
В удовлетворении потребностей играют важную роль ощущения. Ананьев Б.Г., исследуя динамику потребностей при их регулярном воспроизведении, выделял три фазы: напряжение, потребление и насыщение. Первая фаза - напряжение данной потребности, возникает “по мере объективного недостатка организма в соответствующих материалах внешней среды (например, питательных веществ). Чем сильнее этот недостаток, тем выше уровень напряжения потребности. При этом состоянии напряжения данной потребности повышается общий тонус организма, а особенно тех анализаторов, различительная деятельность которых необходима для поисков и овладения предметом потребности. В первой фазе резко повышается возбудимость этих анализаторных систем, усиливаются разнообразные ориентировочные реакции, до непосредственной встречи человека с предметом потребности. Встреча является началом новой фазы - собственно потребления. “В процессе потребления субординационные отношения усиливаются, приводя к торможению тех анализаторных систем, которые непосредственно не участвуют в акте потребления. Наконец, третья фаза динамики данной потребности – насыщение – характеризуется постепенным снижением чувствительности основного в этой ситуации анализатора (например, вкусового в акте еды), растормаживанием других деятельностей, постепенным повышением чувствительности других анализаторов”. (Ананьев Б.Г. , 1961, с. 60 - 61).
В предвкушении взаимодействия с объектом зависимости улучшается настроение, повышается общий тонус организма.
Развитие новых потребностей
Колесов Д.В. выделяет в развитии каждой новой потребности три стадии.
В первой стадии происходит первичное замыкание потребностного цикла. Человек испытывает первое состояние удовлетворения в процессе определенной деятельности. Это может происходить в рамках удовлетворения какой-то другой потребности и обуславливаться любознательностью, любопытством, скукой, подражанием или давлением окружающих. Первые пробы не означают, что потребность сформировалась. Сначала такой потребностный цикл не является устойчивым и потребностное состояние возникает лишь при восприятии предмета потребности (табак, алкогольные напитки, наркотические вещества и др.) или человека, которому индивид подражает, при условиях, благоприятствующих потреблению. Это не закрепившаяся потребность, не сформировавшаяся окончательно.
Вторая стадия развития новой потребности - ее укрепление. Потребностное возбуждение постепенно начинает возникать все более самостоятельно и независимо от внешних факторов и обстоятельств, “… здесь еще могут проявлять себя моменты условно-рефлекторного характера: например, индивид может испытывать желание принять наркогенное вещество лишь в определенное время суток, в остальное время он о нем “забывает”. В любом случае новая потребность на этой стадии – лишь одна из многих” (Колесов Д.В., 1991, С.299)
Третья стадия характеризуется возрастанием удельного веса новой потребности в мотивационном поле, ее выходом на передний план как наиболее важной и неотложной. Сначала новая потребность доминирует в определенной ситуации, а затем независимо от ситуации, подчиняя другие потребности, заставляя их служить себе. Человек постоянно испытывает влечение к наркотическому веществу. Его общение с окружающими в значительной степени становится способом добывания наркотика или способом вовлечения других, умышленно или неумышленно, в его потребление. Познание направляется на поиск информации о новых веществах, обладающих более высокой наркогенностью, о способах приготовления и введения их в организм. Эта стадия развития потребности соответствует сформировавшемуся заболеванию. (Колесов Д.В., 1991, С.299)
В контексте зависимого поведения - это конечная стадия его формирования. Объект зависимости становится потребностью, которую необходимо удовлетворять, к которой испытывается непреодолимое влечение.
Привыкание
Склонность к привыканию
является внутренним свойством человека
и животных, что объясняется
Что касается человека, то еще в философских учениях древнего мира сложилось понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного явления приводит к появлению другого. В начальной стадии формирования наркомании, именно ассоциации подростка, связывающие употребление наркотических средств, привлекательное состояние сознания с группой приводят к формированию зависимости от нее. Попадая в группу, подросток испытывает сильное желание принять наркотик. В конце концов, оно может стать непреодолимым. Эффект ассоциации срабатывает и на этапе ремиссии, вот почему пребывание в наркотизированной группе является сильной провокацией и часто приводит к рецидиву.
Точный и постоянный эффект
стимулов получается при определенных
условиях: “промежутки между
Мнение ученого. “Мне кажется, как часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установлении нового”. (И.П.Павлов, 1954 с.127)
Аналогичная картина как
раз и наблюдается при
Мнение ученого. Есть люди, которым кажется, что они могут сделать все, что угодно. Они считают, что все знают, и не хотят ничему учиться. Сюда же можно отнести тип людей, постоянно стремящихся изведать какую-нибудь опасность, им кажется, что с ними не может случиться ничего плохого, они не могут потерпеть поражение. Как правило, результаты плачевны. (А.Адлер, 1997, С105).
Феномен психологической зависимости
Доминанта на объект влечения
Учение о доминанте было создано А.А.Ухтомским. Он определял доминанту как более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров. “Пока доминанта в душе ярка и жива, она держит в своей власти все поле душевной жизни, все напоминает о ней и о связанных с ней образах и реальностях” (Ухтомский А.А., 1950, С.170).
Одним из свойств доминанты
является ее инертность, что может
служить источником навязчивых образов,
галлюцинаций. Однажды пережитая
доминанта при затухании не аннулируется,
а лишь тормозится до некоторой ситуации,
которая может доминанту
Другим свойством доминанты
является ее способность подавлять
активность других центров и использовать
стимулы, направленные к ним, для
подкрепления господствующего очага
возбуждения. “Достаточно стойкое
возбуждение, протекающее в центрах
в данный момент, приобретает значение
господствующего фактора в
Нежелательный, подлежащий укрощению аффект, может быть уничтожен противоположным, более сильным аффектом. (Б. Спиноза. Избр. произв., 1957. Т.1, с. 530).
Мнение ученого. По мнению А.А.Ухтомского, успешная борьба с доминантой состоит не в непосредственной ее атаке, а в создании новых компенсирующих доминант.
Мнение ученого. Один из возможных путей - выявление в психике какого-либо психического образования, на которое можно было бы опереться для выработки критического отношения субъекта к своему болезненному пристрастию (Колесов Д.В., 1991, С.299).
Доминирующей причиной формирования
психологической зависимости
Исследования. Активность доминанты сохраняется дольше всего в той структуре, которая играла роль детерминанты (Крыжановский Г.Н., 1984, С.788)
Для подростков это среда сверстников, употребляющих психоактивные вещества. В плане предупреждения развития аддиктивного поведения, это идея может быть трансформирована следующим образом: заранее сформировать доминанту, которая сможет препятствовать инициации употребления психоактивных веществ, либо облегчить отказ от употребления (Шабалина В.В., 2001).
Мнение ученого. Для психологии доминанта означает “не главенствующий очаг возбуждения, но господствующую тенденцию поведения” (Выготский Л.С, 1926, С.122).
Психологическая зависимость
В научной литературе нет
единого признанного
Под психической зависимостью
понимают стремление (влечение) постоянно
принимать наркотический или
другой препарат с тем, чтобы вновь
испытывать желаемые ощущения либо устранять
явления психологического дискомфорта.
Психическая зависимость
Другие исследователи
определяют психологическую зависимость
как эмоциональное состояние, характеризуемое
ощущением настоятельной
Эксперты американского
Национального института по проблеме
злоупотребления наркотиками (NIDA) определяют
психологическую зависимость
Определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения, называется синдромом. Признаками синдрома психологической зависимости являются:
Психологическую зависимость от наркотиков объясняют, прежде всего, эффектом наслаждения. Наслаждение, даваемое наркотиками, создает стойкую доминирующую систему взглядов, подкрепляемую самым сильным фактором – аффектом. По интенсивности и объему охвата представлений эта система превышает так называемую сверхценную идею, приближаясь по силе и стойкости к идее бредовой. (Пятницкая И.Н., 1994, С 507) На психофизиологическом уровне аффект оставляет свой след в виде доминанты. Запредельные положительные эмоции побуждают человека повторять поведенческие акты, и, таким образом закреплять их. В отсутствии наркотиков, напротив возникают сильные негативные эмоции.
Мнение ученого
Сильные негативные эмоции оказывают такое влияние на личность, следствием которого является дезадаптация “я”, выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий, что приводит к потере контроля над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным (Курек Н. С., 2001, с.33).
Информация о работе Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения