Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа
Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.
Мнение ученого. Зависимость – это не обыкновенная вредная привычка. В ней есть “метафизический осадок”, проявляющийся в утрате личности, громадности и непреодолимости переживаний и влечений, утрате чувства реальности. Именно это делает влечение к психоактивным веществам у наркоманов непонятным обыкновенному человеку. (Курек Н. С., 2001, с.143)
Основной особенностью индивида
со склонностью к аддиктивным
формам поведения является рассогласование
психологической устойчивости в
случаях обыденных отношений
и кризисов. В норме, как правило,
психически здоровые люди легко (“автоматически”)
приспосабливаются к
Кризисные переживания при аддиктивном поведении
За всяким переживанием стоит реальное динамическое отношение среды по отношению к ребенку. (Л.С. Выготский). Выделяются два типа кризисных ситуаций: серьезные потрясения, которые предполагают возможность выхода на прежний уровень жизни, и кризис, перечеркивающий жизненные замыслы. В случае кризиса единственным выходом является модификация личности и переосмысление жизни, что и реализуется в процессе психотерапии, психологического консультирования с применением техник, адекватных проблеме. Процесс преодоления кризисных ситуаций - переживание, внутренняя интеллектуально-волевая работа по восстановлению душевного равновесия и производству смысла жизни, борьбу “против невозможности жить”. Внутренняя деятельность по преодолению критических ситуаций опирается на отношение человека к окружающему миру и уровень интеллектуального развития личности. В зависимости от отношения человека к свершившемуся событию и затронутой потребности, выделяются четыре вида переживаний:
1) Гедоническое переживание. Свершившийся факт игнорируется, искажается, отрицается. Формируется и поддерживается иллюзия благополучие. 2) Реалистическое переживание. В его основе лежит механизм терпения и трезвого отношения. Реальность случившегося события принимается, потребности и интересы приспосабливаются к новому смыслу жизни. 3)Ценностное переживание. Признается наличие критической ситуации, наносящий удар смыслу жизни, однако, пассивное принятие судьбы отвергается. Жизненное отношение, ставшее невозможным, не сохраняется в сознании в неизменном виде, как при гедонистическом переживании, но и не изгоняется полностью как в реалистическом. Строится новое содержание жизни. Ориентация на самопознание помогает достичь более высокого постижения смысла жизни. 4) Творческое переживание. Переживание сложившейся волевой личности. Сохраняется способность осознанно искать выход из критической ситуации. Исходом переживания может быть либо восстановление жизни, прерванной кризисом, либо возрождении ее в новую жизнь. (Василюк Ф.Е, 1984).
В зависимости от степени тяжести, критические ситуации требуют от человека определенной внутренней работы. Стрессовые ситуации могут сопровождаться активизацией внутренних ресурсов личности, пытающейся отстоять прежние возможности реализации своих жизненных замыслов. Более трудные жизненные ситуации могут потребовать от человека пересмотра уровня своих жизненных притязаний и одновременной реконструкции своего “Я” (Гримак Л.П., 1987, С.172)
Реальный процесс преодоления критических ситуаций чаще всего включает в себя несколько типов переживаний. Их действие проявляется комплексно или в виде последовательной смены одного другим (Гримак Л.П., 1987, С.175). Подростки с аддиктивным поведением склонны к гедоническим переживаниям, избегают конструктивных переживаний, используя механизмы психозащиты (отрицание, подавление, рационализация и другие).
С точки зрения А.Адлера длительный фокус на неконструктивном переживании может привести к болезни. Опыт переживаний является одним из важнейших понятий гуманистического подхода в психологии. Он связан с пониманием себя и своей ответственной свободы. Во взаимоотношении с самим собой это означает, прежде всего, ответственность за осуществление своей жизни, осознание и принятие своей свободы, наличие внутреннего локуса оценивания: ответственность за выбор ценностей, независимость от давления внешних оценок, ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности. (Братченко С.Л., 1999, С. 37)
Аддиктивная личность
В качестве базисной характеристики аддиктивной личности В.Д. Менделевич выделяет зависимость. Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяются признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости: неспособность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важные для него решения; готовность согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым (даже если другие не правы); затруднения начать какое-то дело самостоятельно; готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих людей; плохая переносимость одиночества и готовность на значительные усилия, чтобы его избежать; ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; страхом быть отвергнутым; легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны. (Менделевич В.Д., 2001)
Описание аддиктивной личности соответствует слабому “Я” и сильному “оно”. Именно такое отношение существует между ними у подростков в период полового созревания согласно психоаналитическим представлениям Анны Фрейд (1997). Конфликт между “оно” и “Я” может развиваться по двум сценариям. Если “оно” побеждает “Я”, то к концу возрастного подросткового периода инстинкты, сексуальные и агрессивные импульсы вырываются на свободу и человек предается удовольствию, стихии влечений. Прежний характер человека разрушается. Если же победу одерживает “Я”, то к концу подросткового периода формируется устойчивый характер для всей последующей жизни. Для нормального функционирования человеку необходимо равновесие сил между психологической, социальной и биологической сущностями личности. Социальная сущность личности – суперэго (я - идеал или сверх -“я” ) формируется воспитанием и является дополнительной системой контроля за поведением человека. Несогласия между требованиями совести, хранителем которой выступает я – идеал, ощущается человеком как чувство вины. Совесть и ответственность – социальные чувства и формируется на основе идентификации с другими людьми, которая происходит на основе одинакового я – идеала. (Фрейд З., 1998, с. 478). Согласно подходу А.Фрейд, в раннем подростковом возрасте трудно устоять против влечений, а, значит, существует определенная вероятность легкого вовлечения подростков в наркотизацию, сулящую удовольствия. Однако, и поздний подростковый возраст при неблагоприятном развитии “я” чреват разгулом инстинктов, в том числе потреблением наркотиков. (Курек Н.С., 2001, с.132)
Мнение ученого. Аддиктивная личность проявляет склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний и неспособность проявлять ответственность. Поведение аддиктивной личности характеризуется стремлением к уходу от реальности из-за страха перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями “скучной” жизнью. (Менделевич Н.Д.. 2001)
Мнение ученых. У аддиктивной личности появляется “двойная жизнь”, состоящая из прежней “нормальной” жизни и жизни с аддиктивными реализациями. Аддиктивная реализация многими понимается упрощенно как прием вещества или другое аддиктивное действие. Реализация включает в себя еще и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения. Реализация, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большое количество времени и энергии. Сосуществование двух стилей жизни водном человеке приводит к изменению установок, мотивации и системы ценностей. (Ц.П.Короленко, Дмитриева Н.В. , 2000, с. 296)
Ведя двойную жизнь, подросток стремится скрыть ее. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекают из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный “комплекс неполноценности”, обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами. Из-за плохой переносимости трудностей повседневной жизни, постоянных упреков в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих у аддиктивных личностей формируется скрытый “комплекс неполноценности”, гиперкомпенсаторная реакция. От заниженной самооценки под влиянием внешней оценки окружающих, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства опирается на сравнение “серого обывательского болота”, в котором находятся все окружающие и “настоящей свободной от обязательств жизни” аддиктивного человека. (Менделевич В.Д.)
Трансформация аддиктивного поведения в зависимое поведение
Переход аддиктивного поведения
в зависимое поведение
Социальные факторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.
Психологические факторы: тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживание, выработка гедонических установок, страх причинить себе реальный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.
Биологические факторы: степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость), отягощение наследственности, органические поражения мозга, хронические болезни, природа употребляемого вещества (Личко А.Е., Битенский В.С., 1991)
Мнение ученых. Индивидуально-
Исследования. B. SegaI обнаружил такие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения, как: сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление говорить неправду; стремление обвинять других, зная, что они невиновны; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стремление к стереотипному поведению; зависимость; тревожность. (Менделевич В.Д., 2001, с. 79)
Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к аддиктивному поведению и трансформации его в зависимое поведение.
Факторы риска, выделяемые в зарубежных исследованиях (Drug Abuse Prevention At Risk groups, 1997)
Демографические факторы: возраст, пол, национальность, раса, образование, занятость, доход семьи.
Психосоциальные факторы: семейные нарушения и дисфункции; семейное злоупотребление психоактивными веществами и нарушения эмоциональных взаимоотношений родителей; уровень поддержки положительных школьных установок; дисфункции школьной среды; низкая мораль и нравственность учителей.
Макросоциальные факторы: терпимость общества к психоактивным веществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная с наркотиками, высокий уровень их потребления); уровень общественной поддержки борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами.
Биологические и генетические факторы: соматические заболевания, задержка психического развития, гиперактивность и дефицит внимания, поиск новых ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей и родственников (Курек Н.С., 2000)
Исследования. Блюм Р. доказал, что в семьях высокого риска употребления наркотиков детьми и подростками доминирует либеральный стиль семейного воспитания. (Курек Н.С., 2000).
Однако, воспитание, построенное на запретах и принуждении, также не является эффективным.
Мнение ученого. Специальные исследования показывают, что “нельзя” обычно побуждают к действию сильнее, чем “надо”. Возможно, потому, что для детей приятное часто оказывается запретным, а неприятное даже заставляют делать. При этом закрепляется подсознательная обратная связь: запретное является приятным. (Петровский В.А., 1991)
Для подростков актуальна проблема “канализирования” энергии, социальной активности в общественно одобряемом или хотя бы допустимом направлении, ибо молодежь особенно нуждается в социальном признании, самоутверждении опять же при недостаточных возможностях. (Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р., 2001, с. 13)
В одном исследовании (М. Цукерман) выделяется особый тип поведения, который назван поиском ощущений. Поиск ощущений (ПО) – это поведение, связанное с потребностью в новых ощущениях и переживаниях, характеризующееся стремлением к физическому и социальному риску ради этих ощущений. Такое поведение является индивидуальной особенностью субъекта, стремящегося поддерживать оптимальный уровень возбуждения организма. Ради этой цели, подростки с высоким уровнем ПО могут экспериментировать с различными видами ПАВ. Любопытство и желание новых ощущений автор рассматривает как фактор приобщения подростков к психоактивным веществам. (Менделевич В.Д, 2001)
В другом исследовании (Е. Вегп), у человека выделяется шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структурированию времени, голод по инцидентам.
В рамках аддиктивного типа
поведения каждый из перечисленных
видов голода обостряется. Человек
не находит удовлетворения чувства
“голода” в реальной жизни и
стремится снять дискомфорт и
неудовлетворение реальностью стимуляцией
тех или иных видов деятельности.
Он пытается достичь повышенного
уровня сенсорной стимуляции (отдает
приоритет интенсивным
Мнение ученых. Неудовлетворенн
Исследования. В зарубежных исследованиях акцентируется особая роль жестокого обращения родителей с детьми (сексуального физического, психологического, ритуального) в развитии у них зависимости от психоактивных веществ. Под психологическим насилием (Bonner B., 1995) понимает такие паттерны поведения как унижение, оскорбление, издевательства, высмеивание ребенка. (Руководство по предупреждению насилия над детьми. М., 1999, с. 26).
Согласно мнению И.С. Кона, социальные факторы, способствующие девиантному поведению, в некоторой степени совпадают для разных его форм. Это школьные трудности, жизненные травматические события, влияние определенной девиантной субкультуры или группы. Самыми важными индивидуально-личностными факторами считаются локус контроля и уровень самоуважения. (Кон И.С., 1989, с.251)
Информация о работе Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения