Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание

Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения.docx

— 129.65 Кб (Скачать документ)

В народном сознании представление  о двойнике, который может распоряжаться  человеком в результате его неумеренного употребления алкоголя бытует уже давно. Этот двойник выступает в древних  литературных текстах в разных обличьях, то Горя-злочастия, то Хмеля и др., но за ними просматриваются бесовские  черты. Так Хмель в “Послании  о Хмеле” заявляет, что владеет  всеми, кто упивается: “мудрую ими  якоже хочу”. Процесс овладения  раскрывается Хмелем так: “Одна малая  чашка - во здравие, другая - на веселие, третья во отраду, а четвертую выпьет, то будет ему пьянство. Тогда и  начну место себе строить в  нем. Если же пятую и шестую –  тогда обрету власть и стану строить  свое жилище в нем, завладею всем существом, сотворю в голове и утробе многую теплоту. Его утроба и сердце начнет желать много пития” (Послание о  Хмеле, 1989, С. 245.)

Как результат своего овладения  человеком, Хмель видит его в  безмерном пьянстве, смелым и буйным, тщеславным, многоречивым и самохвальным, прекословящим и бранящимся, дерущимся  до крови и до смерти. Он ничему не хочет учиться, многое не видит и  не слышит. Он слушается только своего двойника, живущего в нем – Хмеля. А поскольку Хмель это образ  беса, дьявола, то только одно от него спасение – помощь Бога, часто монастырь, но при условии, что человек не будет касаться Хмеля. Причем, этот секрет раскрывается самим Хмелем.

Орлов Ю.М. выделяет поведение, ситуацию и образ, вызывающий поведение. “Образ – это не просто конфигурация стимулов. Образ потому и образ, что  содержит определенный смысл (для данного  человека) и значение (общепринятое для многих людей в условиях данной культуры)” (Орлов Ю.М., 1991, c. 28). Управление поведением Орлов сводит к управлению образами нашего сознания. Источниками  образов выступают ситуации, обстоятельства, слово (воспроизведение обстоятельств  в воображении путем их словесного описания), потребности. Возбуждение, вызываемое потребностью, способствует конструированию  образов обстоятельств, в которых  в прошлом происходило удовлетворение потребностей. Осознание проблемы позволяет  увидеть внутренний, виртуальный  образ своей зависимости (образ  своего зависимого “Я”), что повышает чувствительность к проблеме. (Шабалина В.В., 2002) Исследование феноменологического  мира подростка позволяет не только понять его, но и наметить пути выхода из ситуации.

Философия наркомании

На формирование философии  наркомании существенное влияние оказали  взгляды Тимоти Лири на природу человека и понимание жизненных задач  человека. Объявленный современниками психоделическим пророком, Тимоти Лири главной задачей человеческой жизни  считал достижение чувственного необусловленного наслаждения, соматического восторга, генетической трансцендентации и нейроэлектрического  экстаза. Достичь этих состояний, по мнению Лири, можно путем употребления LSD, мескалина, марихуаны, применения методов  психотерапии Перлза, психогенетических  хирургических операций и электрического раздражения мозга (Данилин А.Г, 2001., c. 220)

Тимоти Лири был лишен  права заниматься психотерапевтической практикой из-за профнепригодности, полученной в результате экспериментирования  со своим сознанием с применением LSD. Но философия психоделического подхода  к человеку продолжает влиять на умы, особенно юные, акцентируя наслаждение  как жизненную задачу человека.

Когнитивные особенности

Особенностью юношеского возраста является противоречивость морального сознания, в котором ригоризм и  категоричность оценок уживаются с  демонстративным скепсисом и  сомнением в обоснованности многих общепринятых норм. В отличие от ребенка, принимающего правила поведения  на веру, юноша уже начинает осознавать их относительность. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того. разрушение авторитетов  становится психологической потребностью, предпосылкой морального и интеллектуального  поиска. Пока своя система ценностей  не сложилась, юноша легко поддается  моральному релятивизму: если все относительно, значит, все дозволено, все, что можно  понять, можно оправдать. С другой стороны, именно в юности, осуществляется переход от конвенциональной морали (ориентированной на внешние нормы  поведения) к автономной морали (ориентированной  на внутреннюю, автономную систему  принципов). Происходит обобщение идеалов  и норм поведения, которые освобождаются  от связи с конкретными ситуациями и лицами. При этом, общие идеалы и формальные принципы индивидуализируются, складываются в единый образ своего морального “Я”. (Кон И.С., 1988, с.153 – 154). Это моральное “Я” и обеспечивает выбор человека в условиях противоречивых побуждений, следовательно, именно моральное “Я” является главным превентивным фактором.

В отличие от благополучно развивающихся подростков, в группах  риска обнаруживаются мотивационные  и когнитивные искажения. У постоянно  опекаемых подростков вырабатывается привычка к пассивной зависимости  или бессмысленный, анархический негативизм. То, что кажется инфантильностью, фактически представляет собой уже  сформировавшуюся иждивенческую, потребительскую  установку. (Кон И.С., 1988, с.199)

Исследования. У подростков группы риска употребления наркотиков присутствуют такие когнитивные искажения как аффективная логика, долженствование, сверхожидания от других, селективная выборка и др. (Кулаков С.А., 1998)

Особенности аффективной сферы

При переходе от подросткового  возраста к юношескому, в связи  с общей направленностью юношей и девушек на будущее, создается  благоприятная психологическая  основа для большей открытости разнообразным  переживаниям. Это эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство  влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств других людей, особенно сверстников. В  этом возрасте развивается способность  отдаваться переживаниям, рожденным  новыми, прежде не испытанными впечатлениями. Формируется и более точное регулирование  чувств, в частности, более совершенное  владение выражением своих чувств и  настроений. Юноша умеет не только скрывать свои чувства, но и маскировать  их. Юность является возрастом специфической  эмоциональной сенситивности и  возрастом формирования основ эмоциональной  культуры, важнейшей чертой которой  является чувство ответственности  за свои переживания перед собой  и окружающими (Якобсон П.М., 1976).

Стремление к новым, необычным  ощущениям и переживаниям лежит  в основе мотивации подростковой наркомании. Чувство ответственности  может выступать как противостоящая сила.

Гендерные различия

Международное исследование, проведенное группой европейских  ученых (McArdle P. & est., 2000) выявило, что  молодежная культура крупных городов  имеет такие особенности, которые  детерминируют инициацию употребления наркотиков школьниками подросткового  возраста. Причем ее влияние на представителей мужского и женского пола оказывается  разным. Целью исследования ученых было выявление интернациональных  вариантов приобщенности к употреблению наркотиков европейских школьников в возрасте 15 лет и старше. В  качестве объектов исследования выступали  школьники из пяти крупных европейских  городов (Бремен, Дублин, Гронинген, Ньюкастл и Рим). Исследование выявило более  высокий по сравнению с другими  уровень употребления наркотиков в  “англо-говорящих” (English-speaking) городах. Употребление наркотиков было связано  со сверстниками, семьей и индивидуальными  особенностями самих школьников. Логическая редукция привела к выявлению  доминирующих факторов. Структура семьи  и занятость в спортивной активности оказались значимыми для ситуации городов с низким уровнем употребления наркотиков, а наличие делинквентного поведения школьников оказалось  значимым для ситуации городов с  высоким уровнем употребления наркотиков, причем как для мальчиков, так  и для девочек. Мальчики в городах  с высоким уровнем употребления наркотиков оказались более уязвимы, чем девочки. Для мальчиков само проживание в городах с высоким  потреблением наркотиков оказалось  независимой детерминантой употребления наркотиков. Эффект традиционной семьи  и познавательной активности в часы вне школы (чтение, выполнение домашних заданий, слушание музыки и музыкальное  творчество, просмотр телепрограмм или  видеофильмов) в снижении процентного  количества употребляющих наркотики  школьников оказался значимым только для девочек из городов с низким употреблением наркотиков. Авторы исследования объясняют это сдерживанием традиционной семьей девочек от чрезмерной социальной активности в среде сверстников (посещение клубов и пабов, катание  на мотоциклах, блуждание по улице, игра на игровых автоматах). Под традиционной семьей авторы исследования понимают полную семью с традиционным распределением ролей (мать, отец, дети), и с отсутствием  в семье членов, злоупотребляющих алкоголем и употребляющих наркотики. Более высокий уровень употребления наркотиков в “англо-говорящих” городах  был вызван употреблением наркотиков школьниками (мальчиками), не входящими  в группу риска употребления. Авторы исследования попытались выяснить, как  связан (и связан ли) уровень употребления наркотиков школьниками пяти городов  с предпочитаемой ими активностью  вне школы и характеристиками семьи. Занятия спортом, познавательная активность, традиционная семья оказались  значимыми факторами городов  с низким уровнем употребления наркотиков. Группа же школьников, предпочитающая спорту и познавательной активности досуг в круге сверстников, оказалась  группой высокого риска для инициации  и дальнейшего употребления наркотиков. Причем, чем выше был уровень делинквентного поведения школьников, тем выше был  и уровень риска. Авторы исследования делают заключение, подтвержденное статистической обработкой данных, что город проживания для мальчиков является значимой независимой детерминантой употребления наркотиков даже в том случае, когда  другие факторы, влияющие на воспитание, являются благоприятными. (McArdle P. & et., 2000, pp. 163 – 169).

Есть и другие исследования в подтверждение сделанных выводов. Прежде всего, это исследование досуга подростков, связанного с девиантным поведением. Авторы исследования сделали  вывод о распространении девиантной активности, к которой они относят  и употребление наркотиков, в направлении  от маргинальных сфер молодежной культуры к ее центру. (Parker H., Aldridge J., Measham F., 1998)

Российские социологи  Л.Кесельман и М.Мацкевич связывают  уровень наркотизма с характеристиками ценностного сознания молодежи. Исследование Л.Кесельмана и М.Мацкевич также  подтверждают большую уязвимость мальчиков  крупных городов Самары и Петербурга. В Петербурге среди мужчин в возрасте до 25 лет показатель общей приобщенности  достигает 70%, тогда как у их сверстниц  в пределах от 25 – 30 %. В Самаре показатель общей приобщенности – 43% против 16,5% у женщин. В целом, несмотря на различные сообщения о феминизации  наркотизма, в России это явление  по-прежнему затрагивает в первую очередь мужскую часть населения. (Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г., 2001, c.129) Данный вывод согласуется и с  выводом международного европейского исследования, описанного выше.

Самооценка  подростка и злоупотребление  наркотиками

Независимо от качества самооценки на момент инициации, в процессе употребления наркотиков самооценка снижается. Прежде всего, об этом свидетельствует внешний  вид наркомана. Многие наркоманы  равнодушны к своему внешнему облику, выглядят неряшливо, не заботятся о  чистоте своего тела и одежды. Сексуальность  не волнует их, поскольку большинство  из них приобретают импотенцию. Ради дозы они идут на любые унижения вплоть до продажи собственного тела.

Последствия

После опьянения любым  наркотиком наступает абстиненция (ломка). Состояние напоминает состояние  после опьянения алкоголем с  апатией, вялостью. Недомоганием. Преобладает  тоскливое, мрачное, подавленное настроение. Чем больше была принята доза, тем  хуже абстинентное самочувствие наркомана. В это время они озлоблены, раздражительны, плаксивы, капризны, вспыльчивы, конфликтны, безучастны к окружающим и близким. У них может возникать  беспричинное чувство страха, необъяснимое возбуждение. Возникает головная боль и боль в суставах, тошнота, рвота, понос, расстройство сна, повышенная потливость. Пульс становится учащенным или  замедленным. Пальцы дрожат, зрачки сужаются или расширяются. Организм не способен переносить психические и физические нагрузки. Даже очень сильные и  терпеливые люди с трудом переносят  это состояние. боли настолько интенсивны, что возможны попытки самоубийства. Абстиненция – верный признак  того, что организм человека не может  нормально функционировать без  наркотика, в отдельных случаях  наступает смерть. Все поведение  наркомана во время абстиненции  направлено на поиск наркотика.

Долговременными последствиями  являются серьезные заболевания  жизненно важных органов, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы, желудка, почек, печени, легких. Человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожат  свои лучшие нравственные качества, становится психически неуравновешенным, слабовольным, теряет друзей, потом семью. (Наркомания: методические рекомендации по преодолению  наркозависимости. Под ред. А.Н.Гаранского, 2000).

Роковым спутником наркомании является ВИЧ – инфекция, инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. Конечной стадией заболевания  является СПИД. По данным ученых ежедневно  заражается 16 тысяч человек, и только 10% узнают об этом. (Рожкова И.И., 2000)

Пути предупреждения

Сам факт употребления нелегальных  психоактивных веществ подростками  свидетельствует о наличии у  них убеждения в возможности  нарушать нормы и правила общества, закон. Это убеждение не могло  быть сформировано только в подростковом возрасте. Его источники лежат  в опыте ребенка, его оценке и  определении своего отношения к  выполнению норм и правил, а в  дальнейшем и законов. Девиантная социализация является основным механизмом вхождения  школьников в наркотизированное  пространство и наркотизм. Поэтому  любое асоциальное поведение  ребенка требует раннего вмешательства, своевременной помощи, которая может  рассматриваться как предупреждение развития девиантного, делинквентного, зависимого от ПАВ поведения.

Исследования ученых. Ученые (Friedman, Mann, 1993) обнаружили связь между возрастом и способностями к принятию решений. У 12-18-летних с возрастом способность принимать сложные решения значительно возрастает. Чем старше подростки, тем больше вариантов решения они рассматривают, тем больше внимания обращают на возможные последствия, тем чаще консультируются со специалистами и тем лучше понимают, что к советам заинтересованных лиц следует относиться с осторожностью.

Человек с развитым самосознанием, осознавая свое недозволенное системой моральных убеждений, влечение, может  себя остановить на этапе мысли о  возможности совершения действий, противоречащих его нравственному сознанию. Сам  З. Фрейд отмечал, что наличие  влечения не означает поведения, в котором  оно буде проявлено, поскольку здоровая личность может его контролировать.

Мнение ученого. Хотим мы того или нет, современная молодежная субкультура транснациональна по своему характеру и наделена высокой способностью к экспансии, в том числе и к экспансии ее вандалических пластов. (Мяло К., 1987, с.185)

Мнение ученого. Первая, привычная стратегия – осуждение и запретительство – уже доказали свою неэффективность. Вторая стратегия – всеобъемлющее принятие любых молодежных течений и ассимиляция их в деятельности официальных организационных структур – нереальна. Остается последнее – диалог. (Кон И.С., 1989, с.166)

Информация о работе Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения