Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:29, реферат
Цель контрольной работы изучить специфику формирования профилактики и коррекции аддиктивного поведения.
Задачи контрольной работы заключаются в следующем:
- раскрыть понятие аддиктивного поведения и его виды;
- проанализировать факторы, способствующие аддиктивному поведению;
- рассмотреть этапы становления аддиктивного поведения;
- рассмотреть профилактические и коррекционные мероприятия аддиктивного поведения;
- выявить личностные и возрастные особенности аддиктивного подростка.
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------- 2
1.1. Понятие и виды аддиктивного поведения---------------------------------- 3
1.2.Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение-----------------------13
1.3. Этапы становления аддиктивного поведения------------------------------20
1.4. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения--------------------23
1.5. Личностные и возрастные особенности аддиктивного подростка-----27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ--------------------------------45
Прием
лекарственных средств в дозах,
превышающих терапевтические. Приём транквилизаторов (
Психотропные
препараты (психоделики) привлекают
тем, что резко усиливается восприятие,
особенно зрительное. Эти препараты быстро
вызывают длительные изменения: иллюзии,
галлюцинации, чувство того, что долго
тянется время, повышенное настроение,
резкая смена настроения. [Психотропными
препаратами являются не психоделики
(или галлюциногены), а вещества, включенные
в Перечень психотропных веществ ПККН
РФ. В этот список входят вещества различных
групп; "психотропное вещество" –
термин не клинический, а юридический.
Что касается психоделиков (галлюциногенов),
они большей частью отнесены к наркотикам. Галлюциногены вызы
Приём препаратов бытовой химии. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Нередко эти ингалянты употребляются и детьми. Эффект заключается в том, что развивается состояние “напоминающее опьянение, головокружение “взлёта”, повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций”.
Вдыхание паров органических растворителей (бензин, аэрозоли, растворители, эфир, хлороформ, клеи и т. д.) вызывает “необратимые тяжелые поражения внутренних органов, головного и костного мозга, приводит к смертельным исходам”. Возможны случаи смерти во время вдыхания в результате паралича дыхательного центра, асфиксии. Регулярные употребления приводят к стойким психическим нарушениям: ухудшение памяти, нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение сообразительности, задержка развития умственных способностей. Употребление ингалянтов сопровождается низкой успеваемостью, нарушением дисциплинарных норм, агрессией, противоправными действиями.
Сексуальное
аддиктивное поведение
Формы проявления сексуальной аддикции различны: донжуанизм (стремление к сексуальным связям с как можно большим числом женщин), привязанность к порнопродукции во всем ее многообразии, разные виды извращения сексуальной активности. К последним можно отнести такие явления как фетишизм (интенсивная фиксация на каких-либо предметах, прикосновение к которым вызывает сильное сексуальное возбуждение), пигмалионизм (фиксация на фотографиях, картинах, скульптурах не порнографического содержания), трансвестизм (стремление к переодеванию в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (интенсивное сексуальное желание обнажать половые органы напоказ лицам противоположного пола, детям), вуайеризм (стремление к подглядыванию за обнажёнными или вступающими в сексуальную связь людьми). При всех этих проявлениях происходит “суррогатная подмена, нарушение настоящих эмоциональных отношений с людьми”. Перед сексуальными аддиктами стоит опасность возникновения сексуальных расстройств. Их сексуальное поведение оторвано от личностного аспекта, оно притягивает и наносит вред. Кроме того, реален риск заболевания СПИД. Корни сексуальной аддикции закладываются в раннем возрасте в эмоционально холодных, дисфункциональных семьях, в семьях, где сами родители являются аддиктами, где реальны случаи сексуальной травматизации в детском возрасте.
Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию. Наряду с этим может происходить злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами и т. д. в целях стимуляции активности и обострения ощущений. Способствовать риску развития пристрастия к азартным играм могут дефекты воспитания в семье: гипоопека, эмоциональная нестабильность, излишняя требовательность, стремление к престижности и переоценка значимости материальных благ.
Работогольная
аддикция представляет опасность уже потому,
что считается важным звеном в положительной
оценке личности и ее деятельности. В нашем
обществе в сфере производственных отношений
практически в любых трудовых коллективах
очень ценятся специалисты, отдающиеся
целиком своей работе. Таких людей всегда
ставят в пример другим, их поощряют материально
и на словах, закрепляя в их поведении
свойственный им стиль. Работоголизм трудно
распознается не только окружающими, но
и самим работоголиком. К сожалению, за
внешней общепринятой респектабельностью
работоголизма стоят глубокие нарушения
в эмоциональной сфере личности и в сфере
межличностных контактов. “Как и всякая
аддикция, работоголизм является бегством
от реальности посредством изменения
своего психического состояния, которое
в данном случае достигается фиксацией
внимания на работе. Работа не является
здесь тем, что она представляет собой
в обычных условиях: работоголик не стремится
к работе в связи с экономической необходимостью,
работа не воспринимается им лишь как
одна из составных частей жизни – она
заменяет собой привязанность, любовь,
развлечения, другие виды активности”.
Развитие аддиктивного процесса при аддикции
этого вида влечет за собой личностные
изменения: эмоциональную опустошенность,
нарушение процессов эмпатии и симпатии, предпочтение
общения с неодушевленными предметами.
Уход от реальности прячется за успешной
деятельностью, преуспеванием в карьерных
устремлениях. Постепенно работоголик
перестает получать удовольствие от всего,
что не связано с работой. Вне трудовой
занятости возникает ощущение дискомфорта.
Работоголиков отличают консерватизм,
ригидность, болезненная потребность
в постоянном внимании и положительной
оценке со стороны, перфекционизм, излишняя педантичность,
крайняя чувствительность к критике. Могут
быть ярко выражены нарцистические черты, манипулятивные стратеги
Аддикции к еде. О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются вещества, стимулирующие аппетит. Таким образом увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастание веса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высоким уровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса. Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи с особенностями профессии (бар, ресторан, столовая).
Другая
сторона пищевой аддикции – голодание.
Опасность кроется в
Деструктивная
сущность аддиктивного поведения
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, “но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности”. Формы аддикции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Это опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт “оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям”.
Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Страшно то, что манипулятивный стиль переносится в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной личности с миром происходит специфическая переориентация: “одушевляются” предметные отношения с аддиктивными агентами и “опредмечиваются” межличностные отношения.
Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют прежде всего в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они “желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности”, ищут “точку опоры в других людях. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции [то есть взаимодействия одной личности с другими – С.Б.] как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.
Аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический. Таким образом, стремление уйти от проблем и иллюзия комфорта обрекают аддикта на личностный застой, несостоятельность или полный крах. Окружающие его люди начинают испытывать все возрастающее недовольство по поводу такого поведения, учащаются и усиливаются конфликты. Пытаясь избежать затруднительных конфликтных ситуаций, аддикт напротив все больше расширяет зону конфликта и увеличивает долю нерешенных проблем, в значительной мере осложняя жизнь себе и близким.