Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:29, реферат
Цель контрольной работы изучить специфику формирования профилактики и коррекции аддиктивного поведения.
Задачи контрольной работы заключаются в следующем:
- раскрыть понятие аддиктивного поведения и его виды;
- проанализировать факторы, способствующие аддиктивному поведению;
- рассмотреть этапы становления аддиктивного поведения;
- рассмотреть профилактические и коррекционные мероприятия аддиктивного поведения;
- выявить личностные и возрастные особенности аддиктивного подростка.
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------- 2
1.1. Понятие и виды аддиктивного поведения---------------------------------- 3
1.2.Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение-----------------------13
1.3. Этапы становления аддиктивного поведения------------------------------20
1.4. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения--------------------23
1.5. Личностные и возрастные особенности аддиктивного подростка-----27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ--------------------------------45
1. В поведенческой сфере при общении: избежание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение, появление социофобий, ориентация на слишком жесткие нормы и требования, перфекционизм, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость.
2. В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, непринятию «обратных связей» и способствует закрытости личности.
3. Искажение мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности к референтной группе, временной перспективы.
4. Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармонию личности, «аффективная логика» (выявлены и ранжированы методом анализа высказываний): «долженствование»; сверхожидание от других; «эмоциональные блоки»: («мальчики не плачут»); эскапизм (избегание проблем), «селективная выборка» — построение заключения, основанного на деталях, вырванных из контекста («если другие критикуют меня, то я — плохой»); «сверхраспространенность» — построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; «абсолютное мышление», проживание опыта в двух противоположных категориях: все или ничего; «произвольное отражение» — формирование выводов при отсутствии аргументов в его поддержку; перфекционизм; преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, непринятию «обратных связей» и способствует закрытости личности. Подростка следует побудить к рассказу о друзьях (возможно, в анонимной форме), включая знакомых, пробующих алкоголь и наркотики. Если подросток упоминает о многих друзьях, употребляющих наркотики, алкоголь, посещающих вечеринки и определенные тусовки, где их принято употреблять, и входит в «группу риска», подозрения психолога, учителя, социального педагога должны возрасти.
Таким
образом, основным в поведении аддиктивной
личности является стремление к уходу
от реальности, страх перед обыденной,
наполненной обязательствами и регламентациями
«скучной» жизнью, склонность к поиску
эмоциональных запредельных переживаний
даже ценой серьезного риска для жизни
и неспособность быть ответственным за
свои поступки.
Заключение
Таким образом, люди с аддиктивной зависимостью в качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций, тем самым создается иллюзия решения проблемы. Ввыделяют следующие формы зависимого поведения: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость); нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм); религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечение в секту).
Подобный способ “борьбы” с
реальностью закрепляется в
Выделяют следующие основные
причины социальной
1. дисфункциональность семьи;
2. личностные особенности (возрастные, характерологические, психические и т. д.);
3. школьная дезадаптация;
4. воздействие асоциальной неформальной среды;
5. причины социально-экономического и демографического характера.
Социальная дезадаптация, вызванная
совокупностью факторов
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
Таким
образом, основным в поведении аддиктивной
личности является стремление к уходу
от реальности, страх перед обыденной,
наполненной обязательствами и регламентациями
«скучной» жизнью, склонность к поиску
эмоциональных запредельных переживаний
даже ценой серьезного риска для жизни
и неспособность быть ответственным за
свои поступки.
Список использованных источников
1. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия 2-е издание, стереотипное Москва—Воронеж. 2003. с. 107.
2. Змановская Е. В. «Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). Учебное пособие для студентов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 288.
3. Л.Г. Леонова Н.Л. Бочкарева «Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте».Учебно-методическое пособие. Новосибирск. Новосибирский медицинский институт 1998.
5. Профилактика наркотизма: теория и практика под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого.
6. Колесникова
Г. И. Девиантное поведение: учебное пособие.
– Ростов н/Дону . 2007. С. 128.