Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:29, реферат
Цель контрольной работы изучить специфику формирования профилактики и коррекции аддиктивного поведения.
Задачи контрольной работы заключаются в следующем:
- раскрыть понятие аддиктивного поведения и его виды;
- проанализировать факторы, способствующие аддиктивному поведению;
- рассмотреть этапы становления аддиктивного поведения;
- рассмотреть профилактические и коррекционные мероприятия аддиктивного поведения;
- выявить личностные и возрастные особенности аддиктивного подростка.
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------- 2
1.1. Понятие и виды аддиктивного поведения---------------------------------- 3
1.2.Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение-----------------------13
1.3. Этапы становления аддиктивного поведения------------------------------20
1.4. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения--------------------23
1.5. Личностные и возрастные особенности аддиктивного подростка-----27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ--------------------------------45
Большинство
отклонений в поведении
Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство — это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате — уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода — эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, наконец, совершение правонарушения.
Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, экономического, психологического и психосоматического характера, приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности — потребности в полноценном развитии и самореализации.
Выделяются следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе аддиктивного поведения:
1. дисфункциональность семьи;
2. личностные особенности (возрастные, характерологические, психические и т. д.);
3. школьная дезадаптация;
4. воздействие асоциальной неформальной среды;
5. причины социально-экономического и демографического характера.
А.
Мочалов, И. Плющ выделяют социально-психологические
факторы, спосбоствующие аддиктивному
поведению.
Рассмотрим основные факторы, провоцирующие аддиктивное поведение.
Семья
— основополагающая ячейка, где осуществляется
социализация ребенка. Из всех дефектов
социализации личности наиболее опасными
являются семейные дефекты. Процесс социализации
в семье предполагает усвоение ребенком
образцов нормативного, социально одобряемого
поведения родителей. Их поведение до
определенного возраста становится эталоном
для подражания. Знание родительских норм-образцов
и моделей поведения позволяет подростку
не искать заново решений в стандартных
ситуациях, а вести себя как бы автоматически,
в соответствии с принятыми в данной среде
и усвоенными личностью шаблонами. Семейные
ритуалы (свадьба, похороны, прием гостей
и пр.) в наибольшей степени связаны с нормами-образцами,
поскольку степень стандартизированности,
повторяемости ситуаций повседневной
семейной жизни чрезвычайно высока. Нестандартные
ситуации регулируются с помощью норм-принципов,
определяющих ценностную направленность
действий ребенка и всех членов семьи.
Нормативное воздействие в семье принимается
подростком во имя сохранения межличностного
статуса и получения одобрения других
членов семьи. Однако это не означает,
что подросток во всех случаях обязательно
разделяет принимаемые им мнения. В семье
закладываются основы умения быстро переключаться
со «своего» на «чужое» и обратно.
Будучи первичной группой, семья отличается следующими признаками:
1. Семья представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу.
2. Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит.
3. Она удовлетворяет важнейшие жизненные потребности людей (но не все), в том числе те, которые не может удовлетворить вторичная группа.
4. Она формирует личность в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на нее лишь в определенных аспектах, опосредованно через семью.
5. Ее влияние на индивида первично как по времени, так и по содержанию.
6. Члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных.
Следует отметить также функции, структуру и динамику семьи. Функции подразделяют на: а) воспитательную; б) хозяйственно-бытовую; в) эмоциональную; г) духовного (культурного) общения; д) первичного социального контроля; е) сексуально-эротическую. Со временем происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменяются функции первичного социального контроля и повышается уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений.
Нарушения
тех или иных функций влечет за
собой деформацию семейных отношений.
Способствовать нарушениям может весьма
широкий круг факторов: особенности
личностей ее членов и взаимоотношений
между ними, определенные условия жизни
семьи. Например, причиной нарушений воспитательной
функции семьи может стать отсутствие
у родителей соответствующих знаний и
навыков, (конфликты по вопросам воспитания,
вмешательство других членов семьи) и
хозяйственно-бытовые и экономические
отношения между членами семьи. Таким
образом, нарушение функций семьи делает
её дисфункциональной, создающей условия
десоциализации ребенка.
Процесс социализации в подростковом возрасте приобретает особо острые формы. Родительские требования и дисциплинарное воздействие сильно сказываются на социализации ребенка. И в первую очередь это проявляется в стремлении ребенка освободиться от родительской опеки в подростковом возрасте. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. В западной психологии отмечают, что эмансипация осуществляется через последовательное замещение роли родителей в процессе социализации группой сверстников. Семья постепенно теряет свою привлекательность и притягательность по сравнению с группой сверстников, которая отныне является носителем системы ценностей, норм поведения и источником определенного статуса.
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:
1. Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.
2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.
3. Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой.
4. Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией.
5. Криминогенная семья.
Псевдоблагополучная семья. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания.
Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:
1. Родители (отец, мать, опекун, попечитель), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример, вследствие этого у ребенка, подростка задерживается формирование «идеального» Я.
2. Частые физические наказания вызывают у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещаются на доступных ему людях, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях.
3. Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у
него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.
Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям часто вырабатывается негативизм, который перерастает во враждебность.
Таким образом, отношения неблагополучной, дисфункциональной семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребенка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребенок получает признание. Все это приводит к социальной и педагогической запущенности ребенка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого становятся употребление психоактивных веществ, правонарушения.
Неполная
семья. Дефекты в структуре
Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отцов. Отец нужен мальчику, и прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужской роли поведения. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бессознательно боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.
Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка развод родителей действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Ребенку не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому — отцу или матери — покой и нормальные условия для воспитания.
Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.
Проблемная семья. Проблемная семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, и они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.
Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все вместе они практически исключают полноценное развитие личности. Так, исследования, проведенные среди осужденных несовершеннолетних, показали, что у этих ребят пьянствующих родителей в 6—7 раз больше, чем у законопослушных.