Аддиктивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:29, реферат

Описание

Цель контрольной работы изучить специфику формирования профилактики и коррекции аддиктивного поведения.

Задачи контрольной работы заключаются в следующем:

- раскрыть понятие аддиктивного поведения и его виды;

- проанализировать факторы, способствующие аддиктивному поведению;

- рассмотреть этапы становления аддиктивного поведения;

- рассмотреть профилактические и коррекционные мероприятия аддиктивного поведения;

- выявить личностные и возрастные особенности аддиктивного подростка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------- 2

1.1. Понятие и виды аддиктивного поведения---------------------------------- 3

1.2.Факторы, провоцирующие аддиктивное поведение-----------------------13

1.3. Этапы становления аддиктивного поведения------------------------------20

1.4. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения--------------------23

1.5. Личностные и возрастные особенности аддиктивного подростка-----27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ--------------------------------45

Работа состоит из  1 файл

Аддиктивное поведение Чистовик.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

         С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. Родные для них — лишь источник средств для наслаждений.

         Не  способные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудиями таких групп. Угон автомашин и мотоциклов с целью покататься составляет существенную часть их делинквентности.

         Сексуальные влечения не отличаются силой. Но пребывание в асоциальных группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с развратом и извращениями. Сексуальная жизнь становится для таких подростков таким же источником развлечений, как постоянные выпивки и похождения.

         Учеба забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они  не строят планов, не мечтает о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Трудности, испытания, неприятности, угроза наказаний — все это вызывает одинаковую реакцию — убежать подальше.

         Побеги  из дома и интернатов — нередкий поступок неустойчивых подростков. В  побегах они ищут асоциальные  компании, подходящего попутчика, под  влияние которого легко попадают. Первые побеги служат примитивным способом избежать неприятностей или, по крайней мере, отсрочить наказание. Повторные побеги нередко обусловлены уже поиском развлечений, тягой к «свободной жизни».

         Слабоволие  является одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Но как только опека ослабевает, они немедленно устремляются в ближайшую «подходящую компанию». Слабое место неустойчивых подростков — безнадзорность, попустительство взрослых, открывающее просторы для праздности и безделья. Лживость собственно неустойчивых подростков всегда обусловлена ситуацией. Она более всего служит цели избежать наказания, выпутаться из трудностей, заполучить какие-либо блага.

         Конформный  тип. П. Б. Ганнушкин метко обрисовал  некоторые черты этого типа — постоянная готовность подчиняться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму. Главная черта этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному, привычному окружению. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам.

         Представители конформного типа — это люди своей  среды. Их главное качество, главное  жизненное кредо — «думать  как все», стараться, чтобы все  у них было «как у всех» —  от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Под «всеми» обычно подразумевается непосредственное окружение. Конформная личность - полностью продукт своей среды. В хорошем окружении — это неплохие люди и неплохие работники. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все её обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы они ни противоречили уже имеющимся и каким бы пагубным оно ни было. Хотя адаптация у них в первое время протекает тяжело, позже новая среда становится таким же диктатом поведения, как раньше была прежняя. Конформные подростки, лишенные собственной критичности и инициативы, «за компанию» легко спиваются, могут быть подбиты на употребление наркотиков и других психоактивных веществ, могут быть втянуты в групповые правонарушения, на побег из дома или на расправу с «чужаком».

         Мы  остановились только на некоторых характерологических  типах подросткового возраста, которые  в большинстве своем составляют группу риска и требуют повышенного  внимания как со стороны педагогов, так и со стороны психологов в организации профилактических мероприятий.

         Основным  мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону. Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, обрадовать, вызвать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Они в группе, они приняты, их поняли. Далее ситуация в микро- и макросреде (семья, школа, одноклассники и пр.) становится ещё более непереносимой, конфликтной. Так возникают все большая зависимость и отторжение от реальной действительности.

         Синдромы  зависимости составляют ядро клинических  проявлений алкогольной и неалкогольной  формы наркомании (морфинизм, барбитуромания, гашишизм), токсикомании (бензиновой, ацетоновой и др.), лекарственной зависимости (пристрастия к психотропным препаратам), выражая различные степени пристрастия и привыкания к широкому кругу токсических веществ и лекарственных препаратов, обладающих психоделическими свойствами.

         За  последнее время увеличилось  число синдромов, относящихся к  аддиктивному и компульсивному поведению. Под компульсивным поведением подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт. Такие паттерны поведения могут быть внутренними (мысли, образы, чувства) или внешними (работа, игра). Компульсивное поведение дает возможность имитации хорошего самочувствия на короткий период, не разрешая внутриличностных проблем. К компульсивному поведению относятся следующие его разновидности:

         1. переедание;

         2. стремление к снижению веса;

         3. стремление к риску и стрессу;

         4. потребность быть занятым («работоголики»);

         5. стремление к достижениям;

         6. потребность в физических упражнениях;

         7. стремление к смене сексуального партнера;

         8. потребность в изоляции;

         9. потребность покупать или приобретать вещи.

         Такое поведение можно считать патологическим, если оно отражает единственный способ совладения со стрессом.

         Аддиктивная активность носит избирательный  характер — в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной пустоты, стагнации (бесчувственности). Они могут проявить большую активность для достижения цели, связанной с добыванием алкоголя, наркотиков и пр., вплоть до совершения аморальных и криминальных проступков.

         Б. Сегал выделяет следующее психологические  особенности лиц с аддиктивными формами поведения: 1) снижение переносимости  трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; 2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

         1. внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед     стойкими     эмоциональными     контактами;

         2. стремление говорить неправду; стремление обвинять других, зная, что они невиновны; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения;  зависимость; тревожность.

         Раскрывая основные особенности личности со склонностью  к аддиктивному поведению, В. Д. Менделевич (1998) обращает внимание на рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

         Классическим  антиподом аддиктивной личности выступает обыватель — человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, довольствуется тем, что имеет («маленькими радостями жизни»), старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличие от него аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с данным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. Анализируя     особенности     аддиктивной     личности,

         В. Д. Менделевич ссылается на Е. Берна  и через призму его теории раскрывает сущность адциктивной личности. По мнению Е. Берна, у человека существует шесть видов голода:

         1. голод по сенсорной стимуляции;

         2. голод по признанию;

         3. голод по контакту и физическому поглаживанию;

         4. сексуальный голод;

         5. структурный голод, или голод по структурированию времени;

         6. голод по инициативе.

         У аддиктивной личности каждый вид голода обостряется. Они не находят удовлетворения чувству голода в реальной жизни и стремятся снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Они пытаются достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдают предпочтение громким звукам, ярким краскам, резким запахам). Голод по признанию удовлетворяется неординарностью поступков (в том числе сексуальных). Структурный голод — это стремление заполнить время событиями.

         Объективно  и субъективно плохая переносимость  трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и  отсутствии жизнелюбия со стороны близких  и окружающих формирует у аддиктивных  личностей скрытый комплекс неполноценности. Они страдают оттого, что отличаются от других, что не способны «жить, как люди». Однако такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях — условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие, и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека.

         Внешняя социабелъность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Они страшатся стойких и эмоциональных длительных контактов вследствие потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за возможное супружество и детей и зависимости от них.

         Стремление  говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных  промахах вытекает из структуры аддиктивной  личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

         Учитель, психолог, социальный педагог особое внимание должен уделять поведению  детей «группы риска» в разных сферах их жизнедеятельности. С. А. Кулаков выделяет ряд паттернов поведения, которые позволяют определить отклоняющееся поведение и искажение личности аддиктивного подростка в различных сферах.

Информация о работе Аддиктивное поведение