Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:51, курсовая работа
Цель: рассмотреть принципы развития альтруистического поведения у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать виды просоциального поведения;
выявить, влияет ли полнота семьи на формирование этого поведения;
выделить общие черты, сопровождающие альтруистическое поведение;
определить, что влияет на формирование просоциального поведения у дошкольников.
Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Теоретические аспекты понятия «альтруизм»…………………………..……5
1.1 Значение альтруизма в системе общечеловеческих ценностей……………5
1.2. Развитие гуманности в детском возрасте…………………………………...9
1.3. Роль родителей в воспитании альтруизма у детей дошкольного
возраста………………………………………………………………………15
2. Выявление альтруистического поведения у детей дошкольного возраста..17
2.1. Эксперимент «рассказ, картинка, подарок»……………………………….17
2.2. Эксперимент «загадка»……………………………………………………..22
2.3. Эксперимент «Мозаика»……………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Содержание
Заключение……………………………………………………
Проблемы морали, нравственности на протяжении длительного времени находились в центре человеческой мысли. Любое высокоразвитое общество хотело бы видеть свои законы справедливыми, а людей добрыми, отзывчивыми, заботливыми.
В
настоящее время вопросы
Термин «альтруизм» был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Контовский принцип альтруизма гласил: «Живи для других». Конт характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей.
Цель: рассмотреть принципы развития альтруистического поведения у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для исследования данной проблемы использовался метод наблюдения.
Предметом данного наблюдения выступают вербальное и невербальное поведение детей младшего и старшего дошкольного возраста в группе.
Данное исследование проводилось в г. Дятлово в детском саду №3 в младшей и старшей группах. Возраст первой (младшей) группы составил 3-4 года, возраст второй (старшей) группы - 5-6 лет.
В первой группе было 17 человек (7 мальчиков, 10 девочек), во второй - 18 человек (8 мальчиков, 10 девочек).
Даже краткое знакомство с мировым религиями позволяет выделить общую в них черту - преодоление собственного эгоизма. Это особенно выражено в буддизме: лишь когда человек откажется от иллюзорности несокрушимости своего Я, а также от других «объектов своей алчности», он сможет открыть себя миру и полностью вступить в отношения с ним. В христианстве это достигается принятием и реализацией в жизни принципа Любви - возлюби врагов своих как себя самого. Ведь если другой больше не враг, то он становиться абсолютным человеком, поскольку «ты сам становишься истинно человечным».
С этим перекликается мнение А.В. Меня: «... отрицание Бога есть путь к торжеству безграничного эгоизма и взаимной борьбы». По сути, об этом же пишут и некоторые психологи. Ф.Е. Василюк считает, что высший тип ценностного развития личности есть способность пожертвовать любым из своих мотивов. В этом случае, при столкновении с трудностями и опасностями, у человека происходит обратное движение, не в себя, а от себя, движение, сосредотачивающее все душевные и физические силы человека не на достижении собственного счастья, благополучия и безопасности, а на служении высшей ценности.
Предельным выражением этого движения является состояние «безусловной готовности к самопожертвованию».
Принимая тезис В. Франкла о том, что путь преодоления человеческой «тварности» лежит в преломлении ее через феномен трансцендентности (т.е. человеческое бытие всегда ориентировано вовне, на нечто не являющееся самим человеком), В.Э. Чудновский видит суть смысла жизни в следующем. Возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», он (смысл) вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм», как система «сдержек и противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и вместе с тем препятствующих превращения человека в раба собственных потребностей, влечений и сиюминутных интересов.
Альтруизм (или альтруистическое поведение) имеет разные дефиниции: он определяется как любовь и забота о других; стремление к благополучию других при отсутствии выгоды для себя, склонность безвозмездно жертвовать собой ради группы и др. Это понятие тесно связано с термином просоциального поведения, которое имеет более общий характер и характеризует различные формы поведения, осуществляемые в интересах различных социальных объектов, в противовес поведению, преследующему личные цели.
В истории психологии сложилось несколько точек зрения, объясняющих природу альтруизма.
1. Альтруистические нормы. Под ними понимаются такие термины как потребность отдавать, норма социальной ответственности. Согласно последней, если другой человек зависит от тебя в достижении своей цели, то ты должен ему помогать.
Мера, в которой человек следует этой норме, зависит от степени ее актуализации в сознании индивида. Последняя же определяется прошлым опытом человека. Как показали эксперименты Гринласса, альтруистическая «норма социальной ответственности» (стремление помогать всем людям) актуализируется в том случае, если предыдущая помощь индивиду носит позитивный характер или вообще отсутствовала; если же она имела негативный характер, то актуализируется «норма реципрокности» (добро за добро).
2.
В рамках бихевиоризма
3.
В психоанализе альтруизм
Аналогичные результаты были получены в исследовании Харрис и др. Так, католики, идущие на исповедь, жертвуют гораздо большую сумму на благотворительные цели, чем верующие выходящие после исповеди. Авторы объясняют этот феномен уменьшением чувства вины после исповеди.
4.
Синтез представлений об
Первый является следствием нормативного воспитания личности и формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм, которые стали внутренними императивами, регулирующими деятельность.
Реализация этого мотива сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения.
Мотив сочувствия основан на воспитании идентификационных и эмпатических способностей. Его реализация не возможна без процесса сочувствия и вчувствования в переживания нуждающегося в помощи человека.
Этот механизм основан временном исчезновении границ между моим «Я» и «Я» другого человека.
Таким образом, можно сделать выводы о наличии ряда универсальных [1] смыслов жизни. Среди них можно выделить направленность конечного развития человека, его финальной точки вне себя, на других людей, что может быть определено как альтруизм.
Этимологически слово «детство» берет свое начало в древне-индийском корне «dhei-», одно из значений которого «сосать, кормить». Метафорически это хорошо характеризует процесс развития ребенка: вырастая, ребенок «впитывает», сначала в семье, а затем и в социуме, морально-нравственные нормы поведения, которые впоследствии «перевариваются» и «усваиваются».
Иначе говоря, в процессе интернализации механизмы социального контроля превращаются во внутренние императивы индивидуального сознания.
Эгоистические и альтруистические тенденции в поведении ребенка проходят сложную динамику развития. Выделяют три стадии морального развития ребенка:
1.
доморальный уровень, на
2.
уровень конвенциональной
3.
уровень автономной морали как
ориентация на
В процессе развития у ребенка постепенно формируются совершенно новые нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, несвязанные с натуральными аффектами. На первых годах жизни ребенок связан с миром через аффективную сферу и его эмоциональные контакты устанавливаются по принципу эмоционального заражения. На втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». Здесь он слит с ситуацией и партнером, чьи переживания он разделяет.
Симпатия - это первичная эмоция, на основе которой развиваются все социальные чувства. Впоследствии симпатия дифференцируется на «чувства к другим» (любовь) и «чувства с другими» (сострадание). Первое есть предпосылка развития второго. Эта стадия подготавливает ребенка к «ситуации альтруизма» (4-5 лет), на которой он может соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей и предвидеть последствия собственного поведения.
В рамках различных психологических школ были проведены исследования по развитию гуманного поведения. Приведу некоторые из них.
1. Развитие эмпатии под влиянием художественного произведения. Теоретической основой исследований, проведенных Запорожцем и др. стали следующие положения. Для морального развития ребенка необходимо не просто усвоение норм и требований, но и включение ребенка в содержательную совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Особенности эмоционального отношения ребенка к окружающему зависят от характера его деятельности.
Однако существенную роль здесь играет не столько исполнительская часть детской деятельности, а сколько ее ориентировочная часть. Во время эмоционального процесса происходит решение определенных задач. Эмоция возникает тогда, когда перед субъектом стоит проблема, которую он не может решить привычным путем.