Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 01:51, курсовая работа
Цель: рассмотреть принципы развития альтруистического поведения у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать виды просоциального поведения;
выявить, влияет ли полнота семьи на формирование этого поведения;
выделить общие черты, сопровождающие альтруистическое поведение;
определить, что влияет на формирование просоциального поведения у дошкольников.
Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Теоретические аспекты понятия «альтруизм»…………………………..……5
1.1 Значение альтруизма в системе общечеловеческих ценностей……………5
1.2. Развитие гуманности в детском возрасте…………………………………...9
1.3. Роль родителей в воспитании альтруизма у детей дошкольного
возраста………………………………………………………………………15
2. Выявление альтруистического поведения у детей дошкольного возраста..17
2.1. Эксперимент «рассказ, картинка, подарок»……………………………….17
2.2. Эксперимент «загадка»……………………………………………………..22
2.3. Эксперимент «Мозаика»……………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Восприятие рассказа, сказки и других ярких описательных взаимоотношений персонажей, их действий и т.п. вызывают у детей непосредственный отклик: сочувствие, неприязнь и т.п. В этом процессе объединяются оценка персонажей с соответствующим эмоциональным и нравственным отношением к ним. В проведенном исследовании изучалась динамика мотивационно-эмоциональных сдвигов при восприятии произведений художественной литературы. Эти сдвиги становятся возможными при условии слияния адекватной когнитивной оценки детьми персонажей с их эмоциональной оценкой.
Однако для того, чтобы это слияние не только произошло, но и оказало влияние на отношение ребенка к окружающим, необходим процесс «сближения» детей с литературными персонажами. Существуют разные формы этого сближения: от восприятия спектакля до игры-драматизации.
Исследования проводились по следующей схеме: детям предъявлялась сказка, после которой проводилась беседа с предложением альтернативного (альтруистического) поведения, за которой следовала ролевая игра, заканчивавшаяся переносом эмоций, пережитых во время восприятия сказки, в реальные жизненные условия.
Повторно инициируемое взрослыми сопереживание на основе возникшего сочувствия может вызвать не только появление импульса к содействию, но и его реализацию. Таким образом, динамика эмпатического процесса имеет здесь одностороннюю направленность и развивается по следующему сценарию: сопереживание - сочувствие - импульс к действию - реальное содействие. Как показали эти исследования, при систематической работе по этой схеме, дети из экспериментальной группы, по сравнению с детьми из контрольной группы, реализовывали альтруистическое поведение гораздо чаще и более осознанно.
2.
Использование эмпатического
Выбор «действия для другого» связывается у ребенка с удовольствием экспериментатора. Его улыбка является не знаком социального одобрения, а символом эмоционального состояния, вызывающего аналогичные переживания у ребенка и стимулирующее его к альтруистическому поведению. Авторы исследования высказали предположение, что для альтруистического поведения необходимо зрительно воспринять или осознать эмоциональную ценность своих поступков. И эмпатия, как способность переживать чувства другого, обеспечивает усвоение такого поведения.
3. Множество исследований, по изучению влияния «моделей» и различных факторов, влияющих на проявление альтруистического поведения детей, было проведено в рамках бихевиоризма. Вот лишь некоторые результаты этих экспериментов. Дети, наблюдавшие альтруистическую модель (щедрое поведение взрослого) поведения проявили больший альтруизм. Однако недостаточно менторски актуализировать эту норму социальной ответственности перед детьми; необходимо воспитывать альтруизм личным примером. Причем здесь важную роль играет последовательность поведения альтруистической модели: дети больше ценят похвалу щедрого взрослого, последовательного в своих проявлениях и суждениях, чем эгоистичного и непоследовательного. Если агент социализации (взрослый) ведет себя эгоистично, и пытается поощрить альтруистические поступки у детей, то он добивается противоположного результата: поощрение со стороны такого взрослого становиться наказанием («эффект бумеранга»).
Действия взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка, приобретают для него самостоятельное подкрепляющее значение и вызывают с его стороны «немотивированную» имитацию помогающего поведения. С другой стороны, дети, с положительным опытом общения (привыкшие к поощрению от сверстников) больше имитировали позитивную модель поведения.
Воспитание установок на помощь и сочувствие другим наиболее эффективно на материале реальных ситуаций, с последующей реализацией помогающего поведения, чем вербально, на материале обсуждения картинок с изображением людей или животных, нуждающихся в помощи. Причем, максимальное влияние альтруистические установки воспитателя имели только в случае, если между ним и детьми сложились теплые и дружественные отношения.
Альтруистическое поведение возникает чаще после предварительного возбуждения приятных эмоций (например, после воспоминаний о самом приятном событии в жизни).
Ряд других экспериментов, позволил выделить некоторые субъект-объектные детерминанты альтруизма: альтруизм возрастает если субъект получает признание своей высокой компетентности в какой-то области, а также тогда, когда помощь оказывается добровольно; больший альтруизм проявляется в отношении к человеку, который зависим от субъекта альтруистического поведения по сравнению с независимым (аналогично для приятного и неприятного, привлекательного и непривлекательного, знакомого и т.п.);
Было также выявлено тормозное влияние группы на проявление альтруистического поведения: чем больше свидетелей события, требующего такого поведения, тем меньше вероятность его проявления. Это связано с «распределением ответственности» между членами группы, которое ослабляет стыд и страх невмешательства. Однако если группа, от которой требуется проявление альтруизма, объединена, то имеет место обратное - «кумуляция ответственности». Проведенные эксперименты показали, что группа, объединенная общей задачей, чаще приходит на помощь в экстремальной ситуации, чем разобщенная.
В развитии гуманного поведения у детей большую роль играет отношение родителей к ним. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственно детям, родители которых разъясняли им нравственных нормы, а не прививали их строгими мерами. Воспитание гуманных чувств и усвоение нравственных правил - разные стороны единого процесса воспитания, основанного на уважении к ребенку, поэтому при формировании альтруизма в детстве большое значение имеет понимание родителями чувств детей и их участие в делах детей. Другой стороной процесса этого воспитания является собственная нравственная позиция родителей и ее стабильность. Как и было показано выше, дети хорошо «считывают» последовательность поведения родителей. Декларативный гуманизм и противоположное реальное поведения родителей не могут служить базой для воспитания альтруистического поведения.
Маловероятно, что кому-то из родителей хочется видеть своего ребенка истинным альтруистом, готовым пожертвовать всем ради других, или, наоборот, эгоистом, неспособным прислушаться к чужому мнению. Этот вопрос - пожалуй, один из самых трудных в воспитании малыша.
Самый первый опыт отношений со сверстниками имеет ключевое значение для формирования личности ребенка в дальнейшем. Поэтому взрослым необходимо постараться, чтобы их малыш был дружелюбно настроен по отношению к окружающим, имел желание и возможность идти на контакт – ведь это и будет практически первыми "общественными" действиями в жизни ребенка.
Итак, чтобы подобный первый опыт не стал травмирующим, а, наоборот, послужил основой нормальных взаимоотношений со сверстниками, ребенку необходимы некоторые качества, а вернее, способности альтруиста – скажем, способность сопереживать. Ее еще иногда называют эмпатией – "вчувствованием", идентификацией себя с другими и возможностью испытывать те же чувства, что и они.
Общение маленьких детей отличается очень яркой эмоциональной насыщенностью, чего нельзя сказать об их контактах со взрослыми. Отчасти это происходит потому, что, начиная примерно с четырех лет, для ребенка более приятным и желанным партнером по общению оказывается его ровесник. Поэтому взрослым важно убедиться, что их малыш способен инициировать и устанавливать общение с товарищами, а самое главное, что он не оказывается в роли изгоя, "жадины", "плохого".
3. Основная форма общения детей в возрасте 4-7 лет – это, конечно, игра. Она в то же время является и средством, с помощью которого можно сгладить какие-то проблемы в контактах малыша со сверстниками. Сама игровая ситуация учит взаимодействовать и договариваться: ведь нужно выбрать сюжет, подходящие игрушки, распределить роли и т.п.
Как мы уже поняли, развитие разных альтруистических навыков и способностей необходимо для психики малыша. Но не только. По мнению психологов, основное, что отличает популярных и непопулярных в своем коллективе детей, – это эмоциональное отношение к сверстникам, которое предполагает искренний интерес к деятельности другого, способность одобрять своего товарища, сопереживать ему. В общем, "нормальный" альтруизм – верный путь к отличным взаимоотношениям малыша в коллективе и его благополучию.
Что могут сделать родители для воспитания в своем малыше некоторых качеств альтруиста? С одной стороны, развивать представления о долге – о том, как можно и нельзя поступать, "что такое хорошо и что такое плохо". Значительную роль здесь играют нормы конкретной культуры или даже определенного сообщества. Поэтому и строчку из Маяковского я вспомнила неслучайно – неоценимую помощь в воспитании "моральных" представлений играют детские стихи, песенки, рассказы, т.к. они в доступной форме разъясняют малышу "простые истины".
С другой стороны, развитие у ребенка эмоциональных способностей к сочувствию и сопереживанию – тоже забота взрослых. Обращайте внимание малыша на страдания, например, мультипликационных героев, но не упускайте возможность продемонстрировать ему и примеры из реальной жизни.
В эксперименте показано несоответствие моральных суждений ребенка и его реального поведения. Выделяются три группы детей с разным уровнем морального развития. Разработаны показатели отношения ребенка к сверстнику и эксперимент, выявляющий его. Этот эксперимент показал, что уровень морального развития определяется не усвоением моральных суждений, а характером отношения к сверстнику.
Проблема нравственного развития является одной из самых важных, сложных и вечно актуальных в жизни общества. Эта проблема находится на стыке философии, этики, педагогики и, конечно же, психологии. Как подчеркивает Б.С. Братусь, единой пересекающейся территорией для этики и психологии является отношение к другому человеку [3].
В то же время в подавляющем большинстве психологических исследований проблема нравственного развития рассматривается в рамках индивидуального сознания: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Такой подход был заложен Ж. Пиаже и получил широкое распространение в русле когнитивной психологии ([19], [20]). В рамках этого направления были получены многочисленные данные о развитии моральных суждений, представлений, оценок и т.д. Благодаря Ж.Пиаже моральное сознание стало, пожалуй, наиболее распространенной сферой исследований морального развития в целом.
Эта же тенденция доминирует и в педагогике. Нравственное (или социально-эмоциональное) воспитание является важной составной частью в большинстве существующих программ образования дошкольников. Известно, что дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного становления моральных установок и нравственных чувств, поэтому нравственное воспитание в этот период приобретает особую значимость. Анализ методов морального воспитания, практикуемых в современных детских садах, показал, что в подавляющем большинстве случаев они направлены на формирование моральных суждений, представлений и оценок. Данный подход основан на допущении, что морально-нравственные представления перерастают в соответствующие действия ребенка и становятся залогом и источником его морального поведения.
В то же время существуют данные о том, что прямого соответствия между знанием моральных норм и их выполнением нет [7], [13]. Как правило, эти данные являются косвенным, побочным результатом других исследований. Специальных работ, посвященных соотношению морального сознания и морального поведения у дошкольников, мы не обнаружили. Учитывая важность этого вопроса, мы решили выяснить влияние знания моральных норм на поведение ребенка дошкольного возраста.
Для решения этой задачи была разработана методика, в которой одна и та же ситуация воспроизводилась в трех модальностях: в устном рассказе, на проективных картинках и затем, буквально на другой день, — в реальном опыте ребенка.