Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа
Сегодня предприятия делают серьезные усилия по отбору персонала, адаптации, повышению квалификации и его практической подготовке к принятию большей ответственности. Тем не менее, в организации вполне возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с "резервом") считается необходимым замещение любых должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, то есть с рассмотрением нескольких кандидатур на место, с участием внешних и внутренних кандидатов.
Введение 5
1 Теоритические основы процесса адаптации работника на предприятии 8
1.1 Понятие, сущность, виды и цели адаптации 8
1.2 Структура управления процессом адаптации 14
1.3 Классификация методов, применяемых руководителями по адаптации работников 18
2 Анализ процесса адаптации в ООО «ПАКЕТОН» 22
2.1 Общая характеристика предприятия 22
2.2 Программа исследования 24
2.3 Результаты методов исследования 26
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Приложение А Индивидуальное интервью с менеджером по персоналу...41
Приложение Б Анкета "Оценка адаптации работника"………………….…44
На вопрос №7 большинство опрашиваемых (70%) при трудоустройстве по специальности выбирали тот вариант, при котором «можно приступать к работе уже сейчас», остальные (30%) – с окладом в 1,5 раза больше, но требуется обучение.
В период адаптации на новом рабочем месте у 40% опрашиваемых был наставник, а 60% разбирались во всем сами.
На вопрос «Работа, которую я сейчас выполняю…» 60% участников опроса ответили, могли бы выполнять более сложную работу; 40% - что работа соответствует опыту и способностям сотрудника.
90
% опрашиваемых изменили бы
80% опрошенных сотрудников гордятся, что работают в ООО «ПАКЕТОН», остальные 20% не всегда упоминают, где работают.
В
ходе анализа вопросов третьего блока
было выявлено, что для участников
анкетирования при устройстве на
работу в ООО «ПАКЕТОН» решающими
факторами стали: заработная плата
(50%), организация располагается
Большинству сотрудникам ООО «ПАКЕТОН» (70%) нравится работать в сплоченном коллективе, где результаты деятельности зависят от каждого члена команды, а оставшимся 30% - работать индивидуально, мало пересекаясь с коллегами по работе.
Ответы на вопросы открытого типа обрабатывались методом контент- анализа.
А. В. Филиппов выделяет следующие виды поведенческо-деятельностной адаптации: профессиональная, социально-организационная, социально-психологическая.
В соответствии с данными видами нами были выделены критерии, позволяющие судить об уровне адаптации молодого специалиста:
1 Соответствие знаний и потенциала работника уровню сложности выполняемых задач.
2 Удовлетворенность содержанием выполняемой работы.
3 Включенность в неформальные межличностные отношения.
4 Планирование связать свое будущее с организацией.
5 Предложения по усовершенствованию способа выполнения своих профессиональных обязанностей.
6 Эмоциональная удовлетворенность тем, что сотрудник работает в данной организации.
7 Удовлетворенность выбранной специальностью. Для всех работников, принявших участие в исследовании, материальное поощрение важнее морального.
Что
касается карьеры, то 90% опрашиваемых желают
двигаться вверх по карьерной
лестнице, и лишь 10% удовлетворены
должностью, которую они сейчас занимают.
Анализ
методики «Шкала личностной тревожности
Спилбергера – Ханина» (Приложение В).
Таблица
2.3.1 – Результаты анализа методики
«Шкала личностной тревожности Спилбергера
– Ханина»
№ п/п | Баллы | Уровень тревожности |
1 | 52 | высокий |
2 | 36 | умеренный |
3 | 27 | низкий |
4 | 48 | высокий |
5 | 30 | низкий |
6 | 40 | умеренный |
7 | 29 | низкий |
8 | 51 | высокий |
9 | 36 | умеренный |
10 | 33 | умеренный |
Из таблицы видно, что в ООО «ПАКЕТОН» работают специалисты с различным уровнем тревожности. Высокоразвитая тревожность говорит о том, что человек испытывает повышенное, необоснованное беспокойство, которое мешает ему и от которого следует избавляться, проведя анализ причин, его вызывающих. Среднеразвитая тревожность говорит о том, что дела у обследуемого более или менее благополучны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами. Низкоразвитая тревожность также свидетельствует о нормальном состоянии дел, но при этом можно говорить о том, что человеку желательно проявлять больше эмоциональной вовлеченности в различных ситуациях и не сдерживать свои чувства.
Тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.
Тревога
способствует успешной деятельности в
относительно простых для человека
ситуациях, а препятствует в сложных.
Высокий уровень тревожности
снижает успешность профессиональной
деятельности работников на предприятии.
Однако и низкая тревожность может
обусловливать плохую эффективность
деятельности.
Анализ
экспресс - методики по изучению социально
- психологического климата в коллективе
(Приложение Г).
Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждою испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
-
положительная оценка (к этой
категории относятся те
-
отрицательная оценка (сюда относятся
сочетания, содержащие три
-
неопределенная, противоречивая оценка
(эта категория включает
В опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8- к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6. Причем вопрос 3 содержит два вопроса.
Полученные
по всей выборке данные сведены в
табл. 2.3.2.
Таблица 2.3.2 - Психологические компоненты коллектива
Участники опроса | Эмоциональный компонент | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент |
1 | 0 | -1 | 0 |
2 | +1 | +1 | -1 |
3 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 |
6 | +1 | 0 | 0 |
7 | +1 | 0 | 0 |
8 | 0 | -1 | +1 |
9 | +1 | +1 | +1 |
10 | -1 | 0 | 0 |
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что в целом оценка по всем психологическим компонентам коллектива является неопределенной, противоречивой. Работники ООО «ПАКЕТОН» не задумываются о том, что было бы, если они все жили близко друг от друга, могли дать достаточно полную характеристику коллегам, возникла возможность провести отпуск вместе с членами коллектива и т.д.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке (табл.2.3.3). Например, для эмоционального компонента.
= Σ(+) – Σ(-)/ n, где
Σ (+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце;
Σ (-)-количество отрицательных ответов;
n
– число членов коллектива, принявших
участие в исследовании.
Эмоциональный
компонент:
Когнитивный
компонент:
Поведенческий
компонент:
Таблица
2.3.3 – Средние оценки по психологическим
компонентам коллектива
Компоненты | Количество ответивших | Итоговый балл | Средняя оценка | ||
+1 | 0 | -1 | |||
Эмоциональный | 4 | 5 | 1 | 3 | +0,3 |
Когнитивный | 2 | 2 | 6 | -4 | - 0,4 |
Поведенческий | 2 | 7 | 1 | 1 | 0,1 |
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от-1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части:
От –1 до –0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются отрицательными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается неудовлетворительным.
От –0,33 до +0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются противоречивыми. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается противоречивым, неопределенным и нестабильным.
От +0,33 до +1 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный.
В ходе анализа средних оценок было выявлено, что положительными являются оценки эмоционального компонента и поведенческого, а отрицательными – средняя оценка когнитивного компонента.
Можно
сделать вывод о том, что психологический
климат признается как благоприятный
для эмоционального и поведенческого
компонентов, а для когнитивного
компонента – неудовлетворительный.
III
этап: Влияние социально – психологического
климата на эффективность и качество труда
работников в ООО «ПАКЕТОН».
Анализ
методики «Карта оценки удовлетворенности
работой» (Приложение Д).
Методика
позволяет оценить степень
Таблица
2.3.4 – Удовлетворенность сотрудников
профессиональной деятельностью (методика
"Карта оценки удовлетворенности работой")
Информация о работе Анализ процесса адаптации работника на предприятии