Антропологические идеи в педагогической системе В.А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы и темы исследования состоит в необходимости обращения современного общества к проблемам гуманизации, когда социальные процессы должны иметь в своей основе целостное представление о человеке, внутренний мир которого символизируется в различных формах его деятельности, являя его, человека, существом социальным, общественным. В центре исторической перспективы вновь находится человек.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.А.СУХОМЛИНСКОГО………………………………………………………..
1.1 Педагогическая система В.А. Сухомлинского: психолого-педагогический аспект ………………………………………………………..
1.2 Формирование мировоззрения учащихся - основное направление педагогической гуманистической системы В.А. Сухомлинского......................
ГЛАВА II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А.СУХОМЛИНСКОГО В ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ………………………………….
2.1 Комплексная эстетическая программа В.А. Сухомлинского «воспитания красотой»…..............................................................................................
2.2 Антропологические идеи В.А. Сухомлинского в практике современной школы……………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Белова диплом.docx

— 195.92 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет педагогики

 

Кафедра Социальной педагогики и управления

образованием

 
 
 

Белова  Любовь Сергеевна

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

 
 
 
                Студентка группы 1752 _______________

                                                                                     (подпись)

                Руководитель: доцент, кандидат педагогических

                _____________ Чупрасова В.И

                             (подпись)

                 
                 
                Регистрационный №  ________

                ___________  ___________________

                      подпись                      И.О.Фамилия

                « _____» ___________________ 2011 г.

                 
                Оценка  _________________________  

                ____________  ___________________

                          подпись                            И.О.Фамилия

                 

                «_____» ________________ 2011 г.

 

г. Владивосток

2011г

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ В.А.СУХОМЛИНСКОГО………………………………………………………..

1.1 Педагогическая система В.А. Сухомлинского: психолого-педагогический аспект ………………………………………………………..

1.2 Формирование мировоззрения  учащихся - основное направление педагогической гуманистической системы В.А. Сухомлинского......................

ГЛАВА II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А.СУХОМЛИНСКОГО  В ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ………………………………….

2.1 Комплексная эстетическая  программа В.А. Сухомлинского «воспитания красотой»…..............................................................................................

2.2 Антропологические  идеи В.А. Сухомлинского в практике современной школы……………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  проблемы и темы исследования состоит в необходимости обращения современного общества к проблемам гуманизации, когда социальные процессы должны иметь в своей основе целостное представление о человеке, внутренний мир которого символизируется в различных формах его деятельности, являя его, человека, существом социальным, общественным. В центре исторической перспективы вновь находится человек. Проблема человека интересовала исследователей во все времена, но особенно остро она стоит сегодня. Обусловлено это тем, что перед обществом, как уже не раз случалось в истории, встают новые задачи, проблемы, которые не могут быть решены в рамках традиционных методов и требуют формирования нового стиля мышления, нового мировоззрения. Такие проблемы возникают из возрождающегося стремления к утверждению гуманных ценностей и идеалов как высших ценностей жизни на Земле.

     Гуманистическая ориентация — ведущая тенденция  современного образования и научно-педагогического сознания конца XX — начала XXI столетия. Важной предпосылкой успешной разработки современных образовательных парадигм является преемственность, сочетание лучших традиций прошлого и достижений настоящего.

     Теоретическим выражением гуманистической ориентации современного образования является антропологический подход, определяющий в педагогике новую методологию, теорию и практику, в основе которых лежат представления о человеке. Отношения на основе антропологического подхода строятся на доверии к природе ребенка, потенциально большим возможностям его развития, его личному опыту.

     Современная антропологическая доминанта в  образовании обусловливает аксиологическую сущность педагогической науки и формирует ее фундаментальное направление — педагогическую антропологию, в основе которой лежат представления о природе и сущности человека, о природе его воспитания.

     Антропологический подход, составляя одну из главных  аксиом педагогики с момента ее зарождения, присутствовал в трудах многих педагогов прошлого, но лишь В. А. Сухомлинский возвысил его до уровня главной цели воспитания.

     В связи с этим актуальной проблемой  является новое прочтение В. А. Сухомлинского, дальнейшее развитие его идей.

     Известные широкой общественности факты биографии  В. А. Сухомлинского, его высказывания, архивные материалы, служебные документы — все это позволяет утверждать: личность В. А. Сухомлинского и значение его педагогических идей не были до сих пор нами оценены в должной мере. Сегодня развитие творчества выдающегося педагога в педагогической теории и практике необходимо вывести на новый уровень на основе анализа его опыта, с учетом новых философских, социально-психологических, педагогических и других знаний современной науки. В настоящее время следует идти по пути восхождения к антропоцентричной педагогике В. А. Сухомлинского. Выстроить этот путь возможно через осмысление, изучение его идей, воплотивших в себя идеи классического гуманизма, демонстрирующих собственно проблематику педагогической антропологии.

     Педагогическую  антропологию В. А. Сухомлинского мы рассматриваем как авторскую педагогическую систему, выверенную многолетней практикой, противопоставляющей технократическому обществу гуманистическую ориентацию, объявляющую Человека высшей ценностью на Земле, Средствами своей педагогики он пытался решить глобальные проблемы цивилизации: Человек и мир, Человек и общество, Человек и природа. Человек и человек. Его антропологический подход к воспитанию — это вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой индивидуальности, талантливость и самобытность каждого.

     Изучению  педагогической деятельности В. А. Сухомлинского  посвящено множество научно-популярной литературы, статей, брошюр (Ю. А. Азаров,

     A. М. Борисовский, К. Н. Григорьев, А. Г. Дзеверин, О. Н. Иванчикова, М. И. Любицина, Е. Г. Родчанин, И. А. Зязюн, Б. С. Тартаковский, Г. П. Туюкина, М. И. Мухин, С. А. Соловейчик, Г. Б. Медынский). Высок интерес к уникальному наследию педагога международных исследователей: А. Кокерель (Австралия); С. Тодоров, Л. Милков (Болгария); А. Петрикаш (Венгрия); Г. Веттштед, У. Грош, Э. Гюнтер, Ю. Полцин, Р. Штайник (Германия); Би Шу-джи, Ван И-гао, Тан-Чи-цы (Китай); М. Быблюк (Польша); Т. Идзюин (Япония) и др. Труды В. А. Сухомлинского изданы на 60 языках народов мира общим тиражом около 13 млн. экземпляров, лучшая книга «Сердце отдаю детям» выдержала 55 изданий на 29 языках мира. Сейчас, когда педагогическая общественность страны решает стратегические задачи модернизации содержания общего и профессионального образования, идеи и практический опыт выдающегося педагога, думается, сыграют свою продуктивную роль. О повышенном внимании к наследию павлышского педагога свидетельствует тот факт, что различные аспекты его деятельности освещены в кандидатских и докторских диссертациях. Но ни в одном из проанализированных нами исследований мы не нашли систематизированного изложения антропологических воззрений В. А. Сухомлинского.

     Это обстоятельство приводит к определению  основного противоречия между потребностью современной педагогики иметь представление  о природе и сущности человека, природе его воспитания и отсутствием такого представления и связи между этими понятиями.

     Из  анализа актуальности и противоречия вытекает проблема рассмотрения

     B. А. Сухомлинского как ученого-антрополога,  сумевшего обосновать необходимость  связи природы и сущности человека  и природы его воспитания. В данном аспекте творчество В. А. Сухомлинского не исследовано. Он не представил систематического изложения своего творческого вклада в разработку важнейших проблем педагогической антропологии. Однако оно объективно присутствует в его многочисленных трудах, в педагогическом творчестве его учеников и последователей.

     Анализ  актуальности, противоречий и проблемы позволил определить тему исследования: «Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского: опыт воспитания человеческой индивидуальности».

     Объект  исследования — педагогическая антропология В. А. Сухомлинского.

     Предмет исследования — опыт воспитания человеческой индивидуальности в педагогической антропологии В. А. Сухомлинского.

     Цель  исследования: с историко-философских и психолого-педагогических позиций раскрыть, определить и обосновать сущность фундаментального направления современного образования — педагогической антропологии — и на этой основе выявить истоки, систематизировать и обобщить теоретические представления В. А. Сухомлинского в области педагогической антропологии.

     Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что педагогическая антропология В. А. Сухомлинского— это авторская педагогическая система, ведущими компонентами которой являются: а) идея воспитания человеческой индивидуальности; б) идея формирования воспитывающей гуманистической среды; в) идея становления гуманистической компетентности педагога.

     Исходя  из цели и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

     1 Для выявления исторических предпосылок педагогической антропологии В. А. Сухомлинского осуществить историко-генетический анализ гуманистической традиции воспитания.

     2 Рассмотреть педагогическую антропологию В. А. Сухомлинского как авторскую педагогическую систему.

     з. Определить вклад В. А. Сухомлинского  в развитие гуманистической педагогики в России и показать возможность творческого использования его наследия в обогащении теории и практики современного воспитания и образования.

     Методологическая  и теоретическая основы исследования.

     Теоретико-логический уровень исследования опирался на человековедческие положения античной философии, христианской, философии Ренессанса, Р. Декарта, И. Канга, И. Гердера, Г. Гегеля, J1. Фейербаха; представителей русской религиозно-философской мысли: Н.А.Федорова, B.C. Соловьева, П.Ф.Флоренского, Н. А. Бердяева; положения экзистенциализма, герменевтики, философии Ф. Ницше, философской антропологии о человеке как самоценности М. Шелера и Г. Плеснера, об организации человеческого бытия и структуре человеческого универсума Ю. М. Федорова; педагогические антропологические положения «классиков» педагогических течений М. И. Демкова, В.А.Вагнера, П. Ф. Каптерева, В. М. Бехтерева, А. П. Нечаева, Н. Е. Румянцева, В.П.Вахтерова, С.Т.Шацкого, А.П.Фортунова, П. Г. Мижуева, П. А. Кропоткина, К. В. Вентцеля, П. П. Блонского; положения культурно-исторической теории J1. С. Выготского, В. В. Давыдова;

     Проблемно - генетический уровень исследования определяли положения комплексного изучения человека Н.А.Бердяева, В.С.Мерлина, Б. Г. Ананьева, С. Ангелова, М. Бубера, В. Лепенисса, М. Лидтке, философско-педагогические антропологические положения «классиков» философской антропологии Г Ноля, Г. Депп-Форвальда, О. Ф. Больнова, В. Лоха, И. Дерболава, Г. Рота; педагогические антропологические положения К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта; положения проблемы единства биологического и социального в человеке К. Маркса, И. Т. Фролова, Э. В. Ильенкова, Г1. Н. Федосеева, С.Л. Рубинштейна, Б. М. Те плова, Б. Ф. Ломова, положения отечественных психологов по проблеме личности Л. С. Выготского, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, В.Л. Мясищева, Л. И. Божович, К. А.

     Абульхановой-Славской, И. С. Кона, Э. В. Ильенкова, Д. Б. Эльконина, А. В. Петровского, В. В. Давыдова; зарубежных психологов К. Роджерса, Г. Олпорта, Д. Келли; положения Г. Щедровицкого, В. И. Гинецинского, В.Ф. Сержантова, Б.М. Бим-Бада.

     Историко-генетический уровень исследования включал в  себя рассмотрение генезиса гуманистической традиции в воспитании, где мы опирались на труды Сократа, Протагора, Аристотеля, Платона; представителей эпохи Возрождения — Т. Мора, Т. Компанеллы, Я. Коменского, Леонардо да Винчи, В. Ратке, И. Г. Песталоцци; в российской педагогике - В. Мономаха, И. Пересветова, И. Федорова, П. Мстиславца; в более поздний период — А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, М. В. Ломоносова, И. И. Бецкова, И. Н. Добролюбова, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, Луначарского, А. С. Макаренко, К. Э. Циолоковского, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильенкова, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова.

Информация о работе Антропологические идеи в педагогической системе В.А. Сухомлинского