Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим основные арт-терапевтические понятия, историю развития этого направления в России и за рубежом, методы и формы арт-терапии. Применение арт-терапевтических методов в психотерапевтической работе с детьми и для развития творческих и познавательных способностей.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие арт-терапии как метода психологии ………………………. 5
1.1. Исходные арт-терапевтические понятия ……………………………… 5
1.2. Возникновение и развитие арт-терапии в историческом контексте …………………………………………………………………………………...7
2. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками………………11
2.1. Виды и формы арт- терапевтической работы ( индивидуальные, групповые) ………………………………………………………………………………… 11
2.2 Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода в арт-терапии . ………………………………………………………………………15
2.3. Комплексные арт-терапевические коррекционно-развивающие программы ……………………………………………………………………17
3. Применение методов арт-терапии для развития творческих и познавательных способностей……………………………………………22
3.1.Связь изобразительного творчества
с познавательной деятельностью……………………………………………22
3.2. Арт-терапевтические программы развития
познавательных способностей……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………… 29
Список литературы…………………………………………………………30
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей психологии
и психологии личности
АРТ-ТЕРАПИЯ
КАК МЕТОД
ПСИХОЛОГИИ
2011 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие арт-терапии как метода психологии ………………………. 5
1.1. Исходные арт-терапевтические понятия ……………………………… 5
1.2. Возникновение
и развитие арт-терапии в
2. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками………………11
2.1.
Виды и формы арт- терапевтической
работы ( индивидуальные, групповые) ………………………………………………………………………………
2.2 Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода в арт-терапии . ………………………………………………………………………15
2.3. Комплексные арт-терапевические коррекционно-развивающие программы ……………………………………………………………………17
3.
Применение методов
арт-терапии для развития
творческих и познавательных
способностей……………………………………………
3.1.Связь изобразительного творчества
с познавательной
деятельностью……………………………………………
3.2. Арт-терапевтические программы развития
познавательных способностей……………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Арт-терапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей и служило людям как средство психологического и духовного возрождения.
И в
настоящее время в
И в нашей стране быстро растет интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством, в том числе и арт-терапии. Мы думаем, что наиболее значимыми факторами интереса являются ориентация арт-терапии на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, ее акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве.
В России
арт-терапия использовалась преимущественно
как метод в рамках психиатрии
и психотерапии. Однако в последнее
десятилетие арт-терапия бурно
развивается в самостоятельную
дисциплину. Наиболее серьезная работа
ведется в Санкт-Петербурге, где
создана Арт-терапевтическая
В данной
курсовой работе мы рассмотрим основные
арт-терапевтические понятия, историю
развития этого направления в
России и за рубежом, методы и
формы арт-терапии. Применение арт-терапевтических
методов в
1.
Понятие арт-терапии
как метода психологии
1.1.Исходные арт-терапевтические понятия
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Арт-терапия - один из самых мягких и в
то же время глубоких методов в арсенале
психологов и психотерапевтов. Метод арт-терапии
можно отнести к наиболее древним и естественным
формам коррекции эмоциональных состояний,
которыми многие люди пользуются самостоятельно
- чтобы снять накопленное психическое
напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической
интерпретации понимается как забота
об эмоциональном самочувствии и психологическом
здоровье личности средствами художественной
деятельности.
Цели и задачи арт-терапии:
• Диагностическая, коррекционная,
стрессотерапевтическая , релаксирующая
• Лечебная, гармонизирующая, развивающая
, креативогенная
• Самовыражение , коммуникативная , социализирующая
Области
применения арт-терапии:
• Психология, психиатрия, педагогика,
образование, воспитание, социальная сфера,
сфера бизнеса
Содержание арт-терапии:
1.изотерапия
2. цветотерапия 3. пластическая арт-терапия
(глина, песочные фантазии, каракули) 4.
маскотерапия 5. боди-арт-терапия 6.
песочница
7. фототерапия 8. видеотерапия 9. медитативная
арт-терапия 10.мандалотерапия 11. куклотерапия
12. драматерапия 13. игротерапия
15. музыкотерапия 16. вокалотерапия
17. сказкотерапия 18. телесно-ориентированная
терапия 19. танцевально-двигательная
терапия 20. арт-синтез-терапия 21.психосинтез
22. супервизия 23. профилактика профессионального
«выгорания» специалиста.
В России арт-терапия
является методом психологии и психотерапии.
Арт-терапевтическая практика делится
на арт-коррекцию и арт-стимуляцию. Арт-коррекция
- на терапию и собственно коррекцию . Арт-стимуляция
ориентирована на психопрофилактику,
реабилитацию, тренинги (здоровьесберегающая
задача, общее развитие, повышение креативности).
Таким образом, арт-практики (по задачам):
I. Арт-коррекция:
1) терапия
2) коррекция (решает большую часть задач)
II. Арт-стимуляция:
1) снятие напряжения (инсайт)
2) общее развитие
3) повышение креативности
Арт-терапия, как и многие другие терапевтические методы, уходит своими корнями далеко вглубь истории. Предметы древнего искусства, художественные изображения выполняли не только декоративные функции, но и магические. Художественные образы были частью ритуалов, направленных на защиту древних людей от опасных проявлений окружающей среды, нападений диких животных, от всего неизведанного. Кроме того, эти символические образы стали предметом поклонения первобытных людей в качестве «икон», помогавших людям в удачной охоте. Люди древности верили в магическую силу художественных символов. Так египтяне заворачивали различные символические предметы в мумии в качестве предметов, способствующих их сохранению. Особую роль в древних культурах играли магические маски, игравшие роль защиты людей, носивших их, от опасных влияний.
Во многих
современных культурах
Как самостоятельное профессиональное направление в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий своей истории. В качестве эмпирического метода арт-терапия начала формироваться с середины XX века, когда получил широкую известность и распространение опыт работы некоторых художников и арт-педагогов (например, А. Хилла в Великобритании), пытавшихся вовлечь пациентов различных лечебных учреждений в занятия изобразительным искусством. Примерно в то же время ряд психотерапевтов с психоаналитической подготовкой начали применять принципиально новые формы интеракций, осуществлявшихся через работу с изобразительной продукцией клиентов (например, М. Наумбурх в США). В тот период пионеры арт-терапевтического направления подчас сочетали в себе разные профессиональные роли, являя пример гибрида художника и психотерапевта. Их статус и функции в лечебных и образовательных учреждениях были недостаточно ясны не только окружающим, но и им самим.
1960-1980-е гг. оказались решающими в становлении арт-терапевтического направления. Именно тогда были созданы первые профессиональные объединения, способствовавшие внедрению и более четкому определению роли арт-терапевтических методов в разных областях практической работы. Начали действовать первые центры арт-терапевтического образования, в некоторых странах произошла государственная регистрация арт-терапии как самостоятельной специальности.
Большие изменения в деятельности арт-терапевтов произошли в последние 10-15 лет. Окончание «холодной войны», утверждение принципов информационной открытости и европейская интеграция стимулировали процессы профессионального обмена и распространения наиболее передовых и эффективных форм арт-терапевтической работы. Кроме того, впервые был поставлен вопрос о разработке и введении единых стандартов профессиональной арт-терапевтической подготовки и практики.
В 1980-1990-х гг. во многих странах мира произошло заметное изменение культурного климата, вызванное активизацией интегративных процессов, притоком иммигрантов, перемещением значительных групп беженцев, трансформацией гендерных ролей и другими факторами.