Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим основные арт-терапевтические понятия, историю развития этого направления в России и за рубежом, методы и формы арт-терапии. Применение арт-терапевтических методов в психотерапевтической работе с детьми и для развития творческих и познавательных способностей.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие арт-терапии как метода психологии ………………………. 5
1.1. Исходные арт-терапевтические понятия ……………………………… 5
1.2. Возникновение и развитие арт-терапии в историческом контексте …………………………………………………………………………………...7
2. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками………………11
2.1. Виды и формы арт- терапевтической работы ( индивидуальные, групповые) ………………………………………………………………………………… 11
2.2 Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода в арт-терапии . ………………………………………………………………………15
2.3. Комплексные арт-терапевические коррекционно-развивающие программы ……………………………………………………………………17
3. Применение методов арт-терапии для развития творческих и познавательных способностей……………………………………………22
3.1.Связь изобразительного творчества
с познавательной деятельностью……………………………………………22
3.2. Арт-терапевтические программы развития
познавательных способностей……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………… 29
Список литературы…………………………………………………………30
Важные изменения в деятельности арт-терапевтов выражаются в оформившейся за последние годы ориентации на внегоспитальную сферу: все больше специалистов работает при социальных муниципальных центрах (так называемых «центрах дневного пребывания» и «дневных стационарах»), приближенных к населению, что заставляет учитывать потребности разных социальных групп, проводить работу с амбулаторными психиатрическими пациентами, подростками, бездомными, безработными, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью и т.д.
Среди многочисленных изменений в деятельности арт-терапевтов за последние годы следует также отметить повышение их роли в социальной и образовательной сферах. Речь идет, главным образом, о работе в специализированных школах и с детьми, посещающими общеобразовательные школы, но имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости. Иногда арт-терапевтам приходится совмещать свою работу с работой педагога.
Параллельно в содержании и характере деятельности арт-терапевтов произошло «созревание» арт-терапевтических методов, развитие теории и форм практической работы. Арт-терапевтическое направление в течение некоторого времени формировалось, главным образом, как сугубо эмпирическое, и его теоретическая база первоначально была весьма слаба. Немаловажную роль сыграло в этом то, что многие пионеры арт-терапии были художниками или арт-педагогами. Они не были склонны заниматься теоретическим обоснованием своей работы, полагая, что основной лечебно-коррекционный эффект от использования художественного творчества достигается за счет «отвлечения» человека от негативных переживаний и проблем, либо некоего «катарсиса», природу которого они исследовать не стремились.
Первые элементы арт-терапевтической теории стали появляться в 1940-1960-е гг. благодаря использованию достижений психодинамического подхода и попыткам осмысления некоторых его понятий (таких, например, как бессознательное, перенос и контрперенос, символический образ, проекции и некоторые другие) в контексте арт-терапевтической работы. Дальнейшее развитие теоретической базы арт-терапии в 60-90-е гг. происходило путем синтеза многих положений классического психоанализа, аналитической психологии К. Юнга, теории объектных отношений, представлений гуманистической психологии и психотерапии, клинического подхода, психосемантики, психологической теории игр, общей теории систем, динамической психиатрии, социологии, групп-анализа, трансперсонального подхода, искусствоведения и культурологии.
В настоящее
время в некоторых странах (Великобритания,
США) арт-терапия и другие направления
терапии искусством признаны в качестве
самостоятельных медицинских специальностей;
существуют государственные стандарты
арт-терапевтическй подготовки и нормы
допуска к оказанию специалистами арт-терапевтических
услуг. В России арт-терапия рассматривается
как метод психокоррекции, применяемый
врачами-психотерапевтами, а также психологами
в процессе психологического консультирования
и при реализации программ коррекционной,
профилактической, развивающей направленности.
Арт-терапевтическое сообщество Российской
Федерации на сегодняшний день включает
специалистов с медицинским, психологическим,
художественным, педагогическим и иным
образованием, получивших дополнительную
подготовку по арт-терапии и регулярно
использующие ее в качестве ведущего
или вспомогательного метода в своей профессиональной
деятельности.
Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. Мы будем говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии. И рассмотрим различные варианты проведения арт-терапевтических занятий с детьми и подростками.
Арт-терапевтические вмешательства, ориентированные на профилактику и коррекцию психических расстройств у детей и подростков, могут быть основаны на использовании разных средств и материалов для изобразительного творчества, позволяющих включаться в занятия рисунком, живописью, лепкой, фотографией, художественной анимацией, создавать коллажи и композиции из предметов(ассамбляжи) и т.д. В определенных случаях, когда применяется комплексная программа полимодальной психотерапии искусством, участники занятий могут заниматься не только изобразительной деятельностью, но и слушать и исполнять музыку, участвовать в драматических постановках, танцевать.
Длительное время индивидуальна
Большую роль в формировании устойчивых психотерапевтических отношений играет детальное обсуждение с клиентом целей, характера и условий работы. В самом начале арт-терапевт объясняет клиенту , в чем будет заключаться их совместная работа . Подчеркивается то, что эта работа не предполагает специальных художественных способностей или навыков и не ставит своей целью создание «высокохудожественных» произведений, что она делает акцент прежде всего на свободном самовыражении клиента посредством любых материалов и средств , имеющихся в его распоряжении. Арт-терапевт учитывает склонность клиента к индивидуальному, ему одному присущему темпу деятельности. Постепенно по мере того, как формируются психотерапевтические отношения, у клиента возникает ощущение защищенности, внутренней свободы. В процессе работы возникают самые разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. Могут проявляться сильные переживания, в том числе негативного характера, чувство вины, утраты и т.д. Все это время арт-терапевт находится рядом с клиентом. Он старается не мешать его работе замечаниями или комментариями и стремится не препятствовать проявлению сильных, в том числе и негативных эмоций. Лишь в тех случаях, когда они принимают явно деструктивный характер, арт-терапевт может обратиться к клиенту с вопросами, призванными помочь осмыслить и контролировать их проявление. Не объяснить, а «прояснить» все, что клиент делает. Тем самым он обращает внимание клиента на скрытый смысл его собственных действий. Работа в целом имеет недирективный характер . По мере того как клиент переходит от вначале «защитной» позиции к более открытой, арт-терапевт становится «свидетелем» внутренних конфликтов и переживаний. Дальнейшее развитие арт-терапевтического процесса характеризуется тем, что эти конфликты и переживания, отражаясь в изобразительной работе клиента и «проясняясь» через «диалогический дискурс» с арт-терапевтом, становятся для клиента все более осмысленными и понятными. Он приходит к «принятию» и «признанию» в себе ранее отчужденных свойств и проявлений, осознанию в качестве закономерных и необходимых элементов своей личности, источников своей внутренней силы.
Основаниями для завершения индивидуальной работы, наряду с внешними факторами, являются определенные изменения в состоянии и характере изобразительной деятельности клиента, отражающие положительную динамику арт-терапевтического процесса.
Наряду с индивидуальной арт-терапией могут быть использованы также ее различные групповые варианты – студийный, тематический и динамический. Групповая арт-терапия во многих случаях обладает определенными преимуществами перед индивидуальной: позволяет развивать ценные социальные навыки, является более экономичной формой оказания психологической помощи. В зависимости от возраста ребенка или подростка, особенностей развития, групповая арт-терапевтическая работа может проводиться в разной форме, предполагать разные способы ведения группы, организации группового взаимодействия и применение разных материалов и видов деятельности.
Работа в студийной группе предполагает значительную спонтанность поведения участников и минимальные ограничения. При этом уровень активности, связанной с взаимодействием участников студийных групп друг с другом, может варьироваться в широком диапазоне - от минимальных контактов для более активного взаимодействия, связанного с совместным изобразительным творчеством и играми. В отличие от взрослых, дети гораздо более спонтанны и подвижны. Они, как правило, используют богатые возможности студии, творчески организуя свое пространство, чередуя изобразительную работу с игрой и общением. При этом ход занятий не имеет четкой структуры.
Широкое распространение в работе с более старшими детьми и подростками в последние годы получил тематический вариант групповой арт-терапии. Одной из его важных особенностей является возможность доукомплектовывания группы и изменения состава участников при сохранении ее основного «ядра». Структурирование работы участников тематической группы достигается, главным образом, за счет фокусировки их внимания на какой либо значимой теме или техниках, играх и упражнениях, индивидуального, парного, микрогруппового или общегруппового характера. Значимым организующим фактором в тематической группе является ее трехчастная структура; каждое занятие включает вводную («разогрев» и подготовка участников к работе), основную (выборы темы или ее корректировка и работа над ней с использованием разных средств творческого самовыражения, завершающаяся обсуждением участниками своих произведений и процесса их создания) и заключительную ( подведение итогов занятия ) части.
( 1 ) «Структурированные
групповые арт-терапевические занятия,
отвечающие характеристикам тематической
группы и связанные с включением участников
в организованную изобразительную деятельность
и обсуждения, нередко используются с
подростками. Б.Дж.Книлле и С.Туана указывают,
что индивидуальная арт-терапия может
быть малопригодной для многих подростков
из-за присущего им негативного отношения
ко взрослым и к социальным авторитетам.
Групповая арт-терапия дает подросткам
возможность самим контролировать процесс
самораскрытия и создает более безопасную
атмосферу. В отличие от индивидуальной
психотерапии и арт-терапии, работа в условиях
арт-терапевтической группы также дает
подросткам ощущение большей независимости
, удовлетворяет потребность в самостоятельности
и защите своего личного пространства.
Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам
возможность взаимной эмоциональной поддержки
в период их самоопределения, служит преодолению
чувства социальной изоляции.
2.2 Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода в арт-терапии. Особенности работы с детьми.
Первые попытки
использовать в работе с детьми и
подростками изобразительные
Мышление ребенка образнее и конкретнее мышления взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею; по рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Немаловажна ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности. Арт-терапевту необходимо этим пользоваться, создавая в арт-терапевтическом кабинете особую атмосферу игры и творчества и подбирая вместе с детьми соответствующие сюжеты и темы в качестве основы индивидуальной и групповой арт-терапии.
( 3 ) «Существенным обстоятельством оказывается и то, что изобразительные материалы и предметы игровой деятельности являются для ребенка более важными «партнерами» коммуникации, чем психотерапевт. Ребенок проявляет по отношению к ним характерные для себя и связанные с личным опытом способы построения отношений, те или иные эмоциональные реакции, в которых очевидны проявления переноса. Что было замечено детскими психотерапевтами и использовано при разработке различных техник, позволяющих наладить контакт с ребенком посредством предметов и материалов его игровой деятельности (М.Клейн, М. Милнер, Д. Винникотт)