Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим основные арт-терапевтические понятия, историю развития этого направления в России и за рубежом, методы и формы арт-терапии. Применение арт-терапевтических методов в психотерапевтической работе с детьми и для развития творческих и познавательных способностей.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие арт-терапии как метода психологии ………………………. 5
1.1. Исходные арт-терапевтические понятия ……………………………… 5
1.2. Возникновение и развитие арт-терапии в историческом контексте …………………………………………………………………………………...7
2. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками………………11
2.1. Виды и формы арт- терапевтической работы ( индивидуальные, групповые) ………………………………………………………………………………… 11
2.2 Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода в арт-терапии . ………………………………………………………………………15
2.3. Комплексные арт-терапевические коррекционно-развивающие программы ……………………………………………………………………17
3. Применение методов арт-терапии для развития творческих и познавательных способностей……………………………………………22
3.1.Связь изобразительного творчества
с познавательной деятельностью……………………………………………22
3.2. Арт-терапевтические программы развития
познавательных способностей……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………… 29
Список литературы…………………………………………………………30
Игровое пространство, изобразительный
материал и образ являются
для ребенка средствами
2.3. Комплексные арт-терапевтические коррекционно-развивающие программы
В работе с детьми
и подростками могут
Такие
программы могут в одних
случаях иметь преимущественно
профилактическую, развивающую направленность
и применяться с детьми
и подростками, не имеющими
каких либо эмоциональных и
поведенческих расстройств и
нарушений развития, либо с теми,
у кого расстройства имеют
компенсированный характер. В этом
случае программы рассчитаны
на поддержку состояния
В зависимости от возраста
детей и подростков и
В некоторых случаях структура
занятия может быть более
Таким образом, комплексные
Общая логика построения
На этапе подготовительных организационных процедур и исходной диагностики решаются такие задачи:
1.подготовка необходимых расходных материалов и средств арт-терапевтической деятельности;
2.проведение
предварительных собеседований,
3. исходная
диагностика, определение
Знакомство, формирование терапевтического альянса и начального взаимного доверия участников группы;
4.Вовлечение прошедших исходную диагностику кандидатов в арт-терапевтический процесс, освоение ими пространства арт-терапевтического кабинета.
На основном (коррекционном) этапе программы решаются следующие задачи:
1.поддержание
атмосферы высокой взаимной
2. раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников арт-терапевтического процесса в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;
3. структурирование
и организация поведения и
опыта участников арт-
4. укрепление
и развитие терапевтического
альянса и групповых отношений;
5. преодоление
препятствующих самораскрытию
6. постепенная
коррекция имеющихся у
7. развитие
у участников арт-
8. текущий
мониторинг и оценка
Данный этап делится на две стадии - переходную и рабочую стадии.
На этапе завершения работы и оценки конечных результатов программы решаются следующие задачи:
1.открытая и всесторонняя проработка связанных с завершением арт-терапевтической программы чувств;
2.закрепление
полученного положительного
3.планирование
участниками конкретных шагов
по применению полученного
4.консолидация механизмов психологической самопомощи;
5.подведение участниками программы личных итогов;
6. оценка результатов программы;
7. в
случае необходимости
Основными
результатами программы выступают
комплексные психологические
Коррекционно-развивающие
3.
Применение методов
арт-терапии для развития
творческих и познавательных
способностей
3.1.Связь изобразительного творчества с познавательной деятельностью
( 5 ) «Одной из задач применения арт-терапии с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи повышает успешность в обучении, а при наличии нарушений психического развития способствует компенсации недостаточно развитых некоторых функций мозга, обусловливающих патологию сенсорных систем, нарушения речи, а также может являться важным вкладом в достижение более высокого уровня психосоциальной адаптации.
«В процессе изобразительной
деятельности активны как
В исследованиях Г. Гарднера
было обнаружено, что за детализированную,
реалистичную передачу объекта
в рисунке отвечает левое
Р. Сильвестер указывает на
связь между изобразительным
творчеством и самооценкой.
По мнению А.И. Копытина познавательная деятельность любого человека, особенно ребенка, связана с оперированием не только понятиями, но и представлениями. Так называемое образное мышление предшествует мышлению посредством понятий. В процессе онтогенеза первое постепенно вытесняется, дополняется вторым, хотя «мышление посредством образов» сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека. Некоторые виды деятельности, такие, в частности, как художественное творчество, дизайн, конструирование и другие, опираются в основном на данный вид мыслительной деятельности. А.И.Копытин отмечает, что в случае недостаточного развития речевой функции, когда мышление понятиями затруднено, происходит «компенсаторное» развитие образного мышления, что позволяет, например, ребенку с речевыми нарушениями успешно решать познавательные задачи. Поэтому занятия изобразительной деятельностью, в том числе связанные с проведением арт-терапии, могут являться важным элементом коррекционных и развивающих программ, ориентированных как на детей, которые обучаются в специальных, коррекционных школах, так и на детей, которые обучаются в массовых школах.
3.2. Арт-терапевтические программы развития познавательных способностей