Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим основные арт-терапевтические понятия, историю развития этого направления в России и за рубежом, методы и формы арт-терапии. Применение арт-терапевтических методов в психотерапевтической работе с детьми и для развития творческих и познавательных способностей.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие арт-терапии как метода психологии ………………………. 5
1.1. Исходные арт-терапевтические понятия ……………………………… 5
1.2. Возникновение и развитие арт-терапии в историческом контексте …………………………………………………………………………………...7
2. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками………………11
2.1. Виды и формы арт- терапевтической работы ( индивидуальные, групповые) ………………………………………………………………………………… 11
2.2 Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода в арт-терапии . ………………………………………………………………………15
2.3. Комплексные арт-терапевические коррекционно-развивающие программы ……………………………………………………………………17
3. Применение методов арт-терапии для развития творческих и познавательных способностей……………………………………………22
3.1.Связь изобразительного творчества
с познавательной деятельностью……………………………………………22
3.2. Арт-терапевтические программы развития
познавательных способностей……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………… 29
Список литературы…………………………………………………………30
В данной курсовой работе мы приведем пример одной из программ развития познавательных способностей на основе использования разных видов изобразительной деятельности , разработанной американским арт-терапевтом Р.Сильвер. В качестве основных задач данной программы Сильвер называет следующее:
Развитие у
детей представлений о
Стимулирование активного научения в процессе занятий достигается за счет создания условий для свободного экспериментирования с различными изобразительными средствами и материалами и спокойной рефлексии. При этом ведущий занятий может демонстрировать некоторые изобразительные приемы и возможности изобразительных материалов. «Он может занять более активную, направляющую позицию, лишь если уровень напряжения участников занятий возрастает, когда, например, ребенку не удается справиться со слишком большой или, наоборот, слишком маленькой кистью или если краска слишком жидкая или сухая. Можно стимулировать активное научение, создавая атмосферу, в которой участники занятий могут проявить независимость и инициативу. Занятия в мастерской могут быть настолько увлекательными, что они скорей воспринимаются детьми и взрослыми как игра, а не как учеба.
Развитие коммуникативных навыков в рамках программы достигается за счет предоставления участникам занятий возможности невербального общения и выражения чувств и представлений, демонстрации работ и обсуждения работ в круге. Поощряется создание реалистических образов с емким содержанием. Смыслу работы придается относительно больше значения, чем ее внешним характеристикам. Даются такие задания, которые допускают не один наиболее «правильны» и известный ответ, а множество творческих откликов. Поощряется разнообразие.
Задача развития уверенности в себе решается путем выполнения заданий на воображение: «Участие в студийных занятиях позволяют развивать уверенность в себе, а также исследовать новые представления о себе. Фантазии, воплощенные в рисунках, становятся зримыми и могут становиться предметом обсуждения. Формирование уверенности в себе не означает, что авторам рисунков следует все время говорить комплименты. Важно подчеркнуть ценность субъективного значения рисунка и авторской позиции. Именно это в процессе работы в художественной студии позволяет признать и развить те качества, которые делают ребенка, подростка или взрослого уникальной личностью». ( Сильвер, 2008)
Р.Сильвер включила в свою
Другой
используемой в программе
Кроме
того, с целью развития способности
к восприятию
Задачи, упражнения и условия наиболее общего характера.
Задачи | Упражнения и условия |
б. Стимулирование
исследовательской деятельности в. Активизация научения |
Использование ограничений, связанных с техниками, материалами и вербальной активностью; демонстрирование образцов; исключение отвлекающих стимулов; запрещение разговоров в ходе выполнения заданий. В оставшиеся 10-15 минут занятия организуется показ и обсуждение созданных работ. Подчеркивание вариабельности ответов (отсутствие
единственного, «Правильного» Использование двигательных и зрительных стимулов; предоставление времени для спокойной рефлексии ; переход к вербальным стимулам, использование новых слов и организация обсуждения работ. |
|
Рисование , живопись, лепка из глины; показ и краткое обсуждение работ. |
|
Подчеркивание индивидуальности и оригинальности |
|
Создание атмосферы взаимной поддержки и уважения; ограничение ситуаций, связанных с разочарованием и тревогой; недопустимость работы ведущего занятий в пространстве рисунка или скульптуры участника ( если есть необходимость показа иных вариантов работы или ее изменений, следует ограничиться вербальным комментарием) |
|
Создание такой атмосферы, в которой исследовательская деятельность и научение доставляют участникам занятий удовольствие , и они начинаю сами использовать полученные навыки в других ситуациях, исходя из собственных потребностей. |
|
Ведение протоколов наблюдений, использование тестов; фотографирование работ; запись ключевых слов участников; указание фамилии автора и даты создания работ; сохранение работ до конца программы. |
Заключение:
В данной курсовой работе мы познакомились с понятием Арт-терапия как метода психологии. Проследили ее возникновение и развитие в историческом контексте. Проанализировали, каким образом должны быть построены некоторые коррекционные и развивающие арт-терапевтические программы, какие условия требуются для их эффективной реализации. Познакомились с особенностями арт-терапевтической работы с детьми и подростками.
Арт-терапия как метод
Список
литературы:
1. А.А.Леонтьев «Деятельный ум» (Смысл Москва 2001)
2. А.И.Копытин, Е.Е. Свистовская «Руководоство по детско-подростковой и семейной арт-терапии» (Речь, СП 2010)
3. А.И. Копытин «Практикум по арт-терапии» («Питер» СП, 2001)
4. А.И. Копытин «Рисуночный тест Р.Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности» ( Психологический журнал ,2004 ,№ 5)
5. А.И. Копытин « Теория и практика арт-терапии» ( «Питер», СП, 2002)
6. А.И. Копытин « Основы арт-терапии» ( «Питер» , СП,1999)
7. А.В. Гришина «Развитие
творческой индивидуальности подростков
средствами арт-терапии в учреждениях
дополнительного образования» (Волгоградский
государственный педагогический университет,
2004)