Арт-терапия как метод психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим основные арт-терапевтические понятия, историю развития этого направления в России и за рубежом, методы и формы арт-терапии. Применение арт-терапевтических методов в психотерапевтической работе с детьми и для развития творческих и познавательных способностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Понятие арт-терапии как метода психологии ………………………. 5
1.1. Исходные арт-терапевтические понятия ……………………………… 5
1.2. Возникновение и развитие арт-терапии в историческом контексте …………………………………………………………………………………...7
2. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками………………11
2.1. Виды и формы арт- терапевтической работы ( индивидуальные, групповые) ………………………………………………………………………………… 11
2.2 Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода в арт-терапии . ………………………………………………………………………15
2.3. Комплексные арт-терапевические коррекционно-развивающие программы ……………………………………………………………………17
3. Применение методов арт-терапии для развития творческих и познавательных способностей……………………………………………22
3.1.Связь изобразительного творчества
с познавательной деятельностью……………………………………………22
3.2. Арт-терапевтические программы развития
познавательных способностей……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………… 29
Список литературы…………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

АРТ-ТЕРАПИЯ курсовая.docx

— 62.02 Кб (Скачать документ)

В данной курсовой работе мы приведем пример одной из программ развития познавательных способностей на основе использования разных видов изобразительной деятельности , разработанной американским арт-терапевтом  Р.Сильвер. В качестве основных задач данной программы Сильвер называет следующее:

  • Развитие представлений о пространстве, последовательном порядке и классе предметов;
  • Стимулирование активного научения;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие уверенности в себе

Развитие у  детей представлений о пространстве, последовательном порядке и классе предметов Р.Сильвер связывает  с тремя основными способностями, обозначенными Ж.Пиаже в качестве предпосылок чтения и математических операций  и выступающими основой иных познавательных навыков -способностями выбирать, комбинировать и представлять.  В процессе  изобразительной деятельности участники программы выбирают и сочетают  разные цвета и формы. Разработанные Сильвер техники для развития этих способностей основаны на занятиях рисованием, живописью и лепкой из глины.

     Стимулирование  активного научения в процессе занятий достигается за счет создания условий для свободного экспериментирования с различными изобразительными средствами и материалами и спокойной рефлексии. При этом ведущий занятий может демонстрировать некоторые изобразительные приемы и возможности изобразительных материалов. «Он может занять более активную, направляющую позицию, лишь если уровень напряжения участников занятий возрастает, когда, например, ребенку не удается справиться со слишком большой или, наоборот, слишком маленькой кистью или если краска слишком жидкая или сухая. Можно стимулировать активное научение, создавая атмосферу, в которой участники занятий могут проявить независимость и инициативу. Занятия в мастерской могут быть настолько увлекательными, что они скорей воспринимаются детьми и взрослыми как игра, а не как учеба.

        Развитие коммуникативных навыков в рамках программы достигается за счет предоставления участникам занятий возможности невербального общения и выражения чувств и представлений, демонстрации работ и обсуждения работ в круге. Поощряется создание реалистических образов с емким содержанием. Смыслу работы придается относительно больше значения, чем ее внешним характеристикам. Даются  такие задания, которые допускают не один наиболее «правильны» и известный ответ, а множество творческих откликов. Поощряется разнообразие.

        Задача развития уверенности в себе решается путем выполнения заданий на воображение: «Участие в студийных занятиях позволяют развивать уверенность в себе, а также исследовать новые представления о себе. Фантазии, воплощенные в рисунках, становятся зримыми и могут становиться предметом обсуждения. Формирование уверенности в себе не означает, что авторам рисунков следует все время говорить комплименты. Важно подчеркнуть ценность субъективного значения рисунка и авторской позиции. Именно это в процессе работы в художественной студии позволяет признать и развить те качества, которые делают ребенка, подростка или взрослого уникальной личностью». ( Сильвер, 2008)

       Р.Сильвер включила в свою программу  различные техники для развития  познавательных способностей. Так,  развитие способности формировать  представление о группе предметов  или функций  достигается за  счет выбора, комбинирования и  передачи истории в  процессе  выполнения задания на воображение.  Ею созданы такие студийные  техники, которые связаны с  выбором стимульных образов и их сочетанием друг с другом с последующей передачей полученного сочетания в рисунке и тексте. Участникам занятий могут предлагаться разные наборы стимульных образов для того, чтобы они выбирали то или иное их количество и, сочетая образы, воображали какую – либо ситуацию, передавая ее на своем рисунке.

   Другой  используемой в программе техникой, способствующей развитию пространственных  представлений, является рисование  с натуры. Для участников занятий  заранее готовятся композиции  из нескольких предметов, таких  как апельсины и бумажные цилиндры, и располагаются на поверхности  стола ниже уровня глаз на  листе бумаги. Стол находится  в центре комнаты, а вокруг  него расставляются стулья и  мольберты для участников занятий.  Сначала ведущий занятий делает  набросок, показывающий расположение  предметов  в пространстве, а затем предлагает собравшимся передать на своих рисунках то, что они видят с разных позиций. Вместо того чтобы указывать на недостатки, ведущий акцентирует внимание участников занятий на пространственных отношениях между предметами и отводит достаточное время для выполнения задания, чтобы обеспечить достаточную концентрацию внимания и поощрить исследовательскую позицию участников.

    Кроме  того, с целью развития способности  к восприятию последовательностей  в программе применяются специальные  техники лепки из глины.

Задачи, упражнения и условия  наиболее общего характера.

Задачи  Упражнения  и условия 
  1. Развитие познавательных способностей:
    а. Развитие внимания 
     
     
     
     
     

    б. Стимулирование исследовательской деятельности  

    в. Активизация  научения

 
Использование ограничений, связанных с техниками, материалами и вербальной активностью; демонстрирование образцов; исключение отвлекающих стимулов; запрещение разговоров в ходе выполнения заданий. В оставшиеся 10-15 минут занятия организуется показ и обсуждение созданных работ. 

Подчеркивание вариабельности ответов

(отсутствие  единственного, «Правильного» решения  задач) 

Использование двигательных и зрительных стимулов; предоставление времени для спокойной  рефлексии ; переход к вербальным стимулам, использование новых слов и организация обсуждения работ.

  1. Развитие коммуникативных навыков путем художественной практики
  Рисование , живопись, лепка из глины; показ и краткое обсуждение работ.
  1. Развитие творческих способностей
Подчеркивание индивидуальности и оригинальности
  1. Формирование уверенности в себе
Создание атмосферы  взаимной поддержки и уважения; ограничение  ситуаций, связанных с разочарованием и тревогой; недопустимость работы ведущего занятий в пространстве рисунка или скульптуры участника ( если есть необходимость показа иных вариантов работы или ее изменений, следует ограничиться вербальным комментарием)
  1. Применение навыков в иных ситуациях
Создание такой  атмосферы, в которой исследовательская деятельность и научение доставляют участникам занятий удовольствие , и они начинаю сами использовать полученные навыки в других ситуациях, исходя из собственных потребностей.
  1. Оценка и регистрация изменений
Ведение протоколов наблюдений, использование тестов; фотографирование работ; запись ключевых слов участников; указание фамилии автора и даты создания работ; сохранение работ до конца программы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:   

В данной курсовой работе мы познакомились с понятием  Арт-терапия  как метода  психологии.  Проследили  ее  возникновение и развитие  в историческом  контексте.  Проанализировали, каким образом должны быть построены некоторые коррекционные и развивающие   арт-терапевтические программы, какие условия требуются для их эффективной реализации. Познакомились с особенностями арт-терапевтической работы с детьми и подростками. 

          Арт-терапия как  метод психологии  обладает  достоинствами в сравнении с другими  формами  психотерапевтической  работы. В арт-терапевтической работе может участвовать  каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения). Эта работа не требует каких либо способностей к изобразительной деятельности.  Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее ценной для тех, кто не особенно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний,  имеет проблемы с коммуникацией. Символическая речь  является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть  на ситуацию  и найти благодаря этому путь к их  решению. Арт-терапия  предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации  – раскрытии широкого спектра возможностей  человека и утверждения им своего  индивидуального  и неповторимого способа  бытия в мире.

Список  литературы:  

1. А.А.Леонтьев «Деятельный ум»  (Смысл Москва 2001)

2. А.И.Копытин, Е.Е. Свистовская  «Руководоство по детско-подростковой и семейной арт-терапии»  (Речь, СП 2010)

3. А.И. Копытин «Практикум по арт-терапии»  («Питер» СП, 2001)

4. А.И. Копытин «Рисуночный тест Р.Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности»  ( Психологический журнал ,2004 ,№ 5)

5. А.И. Копытин « Теория и практика арт-терапии» ( «Питер», СП, 2002)

6. А.И. Копытин « Основы арт-терапии» ( «Питер» , СП,1999)

7. А.В. Гришина «Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования» (Волгоградский государственный педагогический университет, 2004) 

Информация о работе Арт-терапия как метод психологии