Деловая игра как интерактивный метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8
1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8
1.2. Структура и методика проведения деловой игры 18
1.3 Интерактивность деловой игры в обучении……………………………….28
1.4.Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением… 33
Выводы по первой главе 39
Глава 2.Эмпирическое исследование деловой игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42
2.1. Организация и методика исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
2.3. Предложения по применению деловой игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

айрат дп 1.docx

— 839.44 Кб (Скачать документ)


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

2

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.

 

 

Разраб.

Латыпов А.А.

Рук. ВКР

Яруллина Л.Р.

 Н. Контр.

Сафин Р.С.

Зав. каф.

Сафин Р.С.

Деловая игра как интерактивный  метод обучения

Стадия

Листов

76

КазГАСУ Гр. 54-501

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1.Теоретические основы деловой игры как интерактивного метода обучения 8

1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация …….8

1.2. Структура  и методика проведения  деловой игры 18

1.3 Интерактивность деловой  игры в обучении……………………………….28

1.4.Преимущества  деловых игр по сравнению с  традиционным обучением… 33

Выводы  по первой главе 39

Глава 2.Эмпирическое исследование деловой  игры как интерактивного метода обучения в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико – экономического техникума»…………………………………………..............42 

2.1. Организация и методика исследования 42

2.2. Анализ и интерпретация полученных  результатов 45

2.3. Предложения по применению деловой  игры как интерактивного метода обучения…………………………………………………………………..……..53

Выводы  по второй главе 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….63

ПРИЛОЖЕНИЯ 67

 

 

 

 

 

 

 


Лист

3

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


 ВВЕДЕНИЕ

Переход от централизации  отраслей народного хозяйства к  рыночным отношениям непосредственным образом касается и среднего специального образования. Рыночные отношения в  экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и  использованию специалистов средней  квалификации. Они по новому высвечивают  работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.

На сегодняшний день средние  специальные заведения остаются в значительной мере консервативными  в содержании и методах обучения. Доминирует авторитарный стиль общения  педагогов с учащимися. Естественно  при таких обстоятельствах выполнение социального заказа на «качественного»  специалиста не может быть «качественным». Квалифицированный специалист отличается не тем, что работает больше, а тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше труда и времени, чем непрофессионал.

Основным в обучении такого специалиста является не овладение  какой-то суммой конкретных знаний и  навыков, а воспитание культуры профессионального  мышления и профессиональной интуиции. Но ничего не может быть «вложено»  в голову учащегося преподавателем. Методика должна быть построена так, чтобы стимулировать учащихся к  активным собственным действиям, направленным на усвоение. К сожалению, в практике преподавания специальных предметов  распространены установки на механические упражнения и заучивание.

Такая за формализованная система за долгие годы сложила прочное представление: учеба – это обязательно тяжелый труд, рассчитанный более всего на память, зубрежку. А ведь мы сами делаем учебу трудной, отказываясь от перспективной формулы «играя, обучай», которая является основой методики известных педагогов – новаторов.


Лист

4

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Приблизить обучение к  профессиональной деятельности позволяют  активные методы обучения, создающие  благоприятные условия для развертывания  творческого потенциала личности, способствующие развитию познавательного интереса к предмету.

Поэтому особое внимание следует  обратить на то, чтобы заинтересовать учащихся предметом, научиться выделять в предстоящей работе главное, решать любые производственные проблемы.

В дидактике в последние  годы требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое еще прогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретя характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новых активных методов обучения.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с  применением интерактивных методов  обучения.  Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие  учащегося и педагога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.


Лист

5

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Одной из наиболее эффективных  форм подготовки специалистов, интерактивных  методов обучения становятся деловые и игры. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Игры дают возможность  моделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участники  ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Эта форма позволяет использовать самую древнюю форму обучения и воспитания молодого поколения  методом игры. Она позволяет соединить  знания из предпосылки действий в  сами действия. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят учащихся в сферу производственной деятельности, вырабатывают у них способность к критической оценке действующего производства, к умению находить решение по его совершенствованию и является мощным стимулом активизации самостоятельной работы учащихся по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки позволяют молодому специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Вышесказанное, подтвержает актуальность выбранной нами  проблемы деловой игры как интерактивного метода обучения.

Объектом нашего исследования является деловая игра.

Предметом нашего исследования является определение деловой игры как интерактивного метода обучения.

 Целью нашей работы является изучение применения деловых игр как интерактивного метода обучения на занятиях производственного обучения

Гипотеза исследования:


Лист

6

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Определение деловой игры как интерактивного метода обучения,  который позволяет наиболее успешно  осваивать содержание новой деятельности.

  1. Выявление в деловой игре эмоциональной опоры личности.
  2. Определение деловой игры как элемента творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

1. Определить теоретические основы деловой игры, в частности, понятие, фукции и классификацию, а также цели использования деловой игры в процессе обучения как интерактивного метода и его преимущества по сравнению с традиционным обучением.

         2. Эмпирически определить эффективность применения деловой игры как интерактивого метода в Казанском филиале ФГОУ СПО «Лаишевского технико-экономического техникума».

Новизна исследования заключается в рассмотрении учебной деловой игры как способа проведения педагогического эксперимента и интерактивный метода обучения, имеющего преимущества перед традиционной лекционной формой организации занятия.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы) и эмпирические (контролирующий эксперимент, наблюдение, анкетирование).


Теоретической и  методологической основой исследования являются работы отечественных ученых в области педагогики, педагогической психологии. Разработкой и применением деловых игр для учащихся занимались К. Ливингстоун [17], Г.К. Селевкот[25], В.Я. Платов [20] и другие. В работах Р.И. Атамановой [2] , В. Третьякова [29], рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Потому что именно форма активного обучения – это первый шаг к любознательности. Л.С.Выготский, В.Я. Лист

7

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


Платов [20 ] , Д.Б. Эльконин [33], и другие утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и активная форма обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

Идею о том, что деловая  игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого  мышления, в ходе которой учащиеся приобретают способность анализировать  специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Е.А.Хруцкого[30].

Достоверность и  обоснованность результатов исследования определяется обоснованностью методологии исследования,  соотнесением поставленной проблеме, подбором инструментов исследования, адекватна предмету и задачам исследования, экспериментальной проверкой гипотезы исследования,  значимостью полученных данных.

Структура работы состоит из введения, двух глав, семи параграфов, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лист

8

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КАК ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

1.1. Деловая игра: история возникновения, понятие и классификация

 

Метод деловых игр известен с 17-18 века и история его возникновения  описана в литературе. Деловая  игра этого времени определяется как “военная или предпринимательская”. Первое упоминание деловой игры значилось  как “военные шахматы”, потом как  “маневры на карте”. Интересно, что  в 19 веке “военные игры должны были служить  для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить  трудности при обучении”. Один из русских генералов применял игровой  метод при обучении офицеров. Развитие предпринимательских игр продолжает традицию “плановых упражнений”  военных. Члены американской Ассоциации Менеджмента после посещения  Военно-морской академии обнаружили, что они как менеджеры сталкиваются с аналогичными ситуациями принятия решений. С тех пор деловые  игры в США используются в различных  областях знания.

Сами военные игры в  качестве прототипа имели шахматы. В 1664 году была проведена так называемая королевская игра, отличающаяся от шахмат большой реалистичностью. В 1780 г. "военные шахматы" начали использоваться в подготовке офицеров. Доска у таких шахмат имела  рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь - пехоту. Правила описывались математическими  формулами. С 1798 г. игры проводились  на карте, где фиксировались передвижение военных отрядов. Таким образом Наполеон проигрывал будущие сражения. Позже данные о продвижении войск Наполеона становились основой для формирования последующей игры. Игры становились более реалистичными и свободными. Перед второй мировой войной в Германии, США, Японии начали проводить военно-политические игры.


Позже стали разрабатываться  игры, моделирующие перераспределение  ресурсов в международных отношениях. Они были как бы возвращением к Лист

9

ФИСиЭ. ВКР. 2012.14.015.


салонным играм и содержали  такие компоненты, как пространство (ячейка, лунка, магазин, доска), игровые  предметы, правила манипулирования  и распространения информации, начальная  позиция цель. По характеру они  являлись чисто инструментальными. Но позже и они стали корректироваться с учетом человеческого фактора. Вводятся понятия "широта решений", зависящая от "силы власти", "удовлетворенности  подданных". Для оценки последствий  альтернативных решений в таких  играх применяется математический аппарат теории игр[27].

Информация о работе Деловая игра как интерактивный метод обучения