Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:40, контрольная работа
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие - активизирующую и тормозящую.
Введение
Общая характеристика волевых действий
Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий
Структура волевого действия
Волевые качества человека и их развитие
Заключение
Список литературы
Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли - решительностью. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.
От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.
Исключительно
важным волевым качеством человека
является последовательность
действий человека. Последовательность
действий характеризует то, что все совершаемые
человеком поступки вытекают из единого
руководящего принципа, которому человек
подчиняет все второстепенное и побочное.
Последовательность действий, в свою очередь,
самым тесным образом связана с самоконтролем
и самооценкой.
Заключение
Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в Полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.
Не
менее важно физическое воспитание
ребенка, а также ознакомление его
с художественными ценностями. Более
того, формирование волевых характеристик
не прекращается и в более старшем возрасте,
когда молодой человек приступает к самостоятельной
трудовой деятельности, в ходе которой
волевые качества достигают наивысшего
развития. Таким образом, весь процесс
воспитания ребенка определяет успешность
формирования волевых качеств личности.
Поэтому не случайно воля очень часто
рассматривается как одна из центральных
и наиболее информативных характеристик
личности.
Список литературы:
.
Информация о работе Детерминанты волевой регуляции человеческого поведения