Детская одаренность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание

Не смотря на огромное внимание, уделяемое вопросу одаренности, это понятие по-прежнему остается загадкой для большинства психологов, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Именно поэтому проблема одаренных детей сейчас очень актуальна.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1. Понятие одаренности
4. Виды и признаки одаренности
5. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
6. Проблемы одаренных детей
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая часть
«Возможности полимодального подхода в диагностике детской одарённости»
2.1. Методики и организация исследования
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа детская одаренность.docx

— 133.08 Кб (Скачать документ)

Причины скрытой одаренности во многом связаны  с наличием особых психологических  барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы  проявления одаренности. Скрытые формы  одаренности - это сложные по своей  природе и часто непредсказуемые  по характеру проявления психические  феномены. Масштаб дарований ребенка  со скрытой одаренностью весьма трудно (а иногда и невозможно) оценить  с помощью традиционных методов (психометрических тестов, результатов  различных интеллектуальных соревнований и т.п.). Выявление детей со скрытой  одаренностью ни в коем случае не может  сводиться к одномоментному психодиагностическому  обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей  с таким типом одаренности - это  длительный процесс, основанный на использовании  многоуровневого комплекса методов  анализа поведения ребенка, включении  его в различные виды реальной деятельности, организации его общения  с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные  формы обучения и т.д.

По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить: общую (или умственную) и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

Общая одаренность  связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей  одаренности (показателей эффективности  познавательных процессов, саморегуляции  и т.д.) проявления специальной одаренности  выходят на качественно более  высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает  влияние на избирательную специализацию  общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен “возрастной одаренности”) далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название “вундеркиндов”. Вундеркинд (буквально – “чудесный ребенок”) - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.).

Существует  определенная зависимость между  возрастом, в котором проявляется  одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются  в искусстве, особенно в музыке. Несколько  позднее одаренность проявляется  в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов  в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем  в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых  невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами  биографий великих людей.

Итак, любой  индивидуальный случай детской одаренности  может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев  классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким  образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика - это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка ([11], с .48).

Признаки  одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий  деятельности. Способы деятельности  одаренного ребенка обеспечивают  ее особую, качественно своеобразную  продуктивность. При этом выделяются  три основных уровня успешности  деятельности, с каждым из которых  связана своя специфическая стратегия  ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности  и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение  новых способов деятельности  в условиях поиска решения  в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности  за счет более глубокого овладения  предметом, ведущее к новому  видению ситуации и объясняющее  появление, на первый взгляд, неожиданных  идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка  характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как  выход за пределы требований выполняемой  деятельности.

2. Сформированность качественно  индивидуального своеобразного  стиля деятельности, выражающегося  в склонности “все делать по-своему”  и связанного с присущей одаренному  ребенку самодостаточной системой  саморегуляции. Индивидуализация  способов деятельности выражается  в элементах уникальности ее  продукта.

3. Высокая структурированность  знаний, умение видеть изучаемый  предмет в системе, свернутость  способов действий в соответствующей  предметной области, что проявляется  в способности одаренного ребенка,  с одной стороны, практически  мгновенно схватывать наиболее  существенную деталь (факт) среди  множества других предметных  сведений (впечатлений, образов,  понятий и т.д.) и, с другой  стороны, удивительно легко переходить  от единичной детали (факта) к  ее обобщению и развернутому  контексту ее интерпретации. Иными  словами, своеобразие способов  деятельности одаренного ребенка  проявляется в его способности  в сложном видеть простое, а  в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он  может проявляться как в высокой  скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе  обучения, но с последующим резким  изменением структуры знаний, представлений  и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность  к определенным сторонам предметной  действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным  формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства  удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к  тем или иным занятиям или  сферам деятельности, чрезвычайно  высокая увлеченность каким-либо  предметом, погруженность в то  или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность,  любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой  и неопределенной информации, неприятие  стандартных, типичных заданий  и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам  собственного труда, склонность  ставить сверхтрудные цели, стремление  к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут  рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно  как порождающие ее. Поэтому наличие  указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для  предположения об одаренности, а  не для вывода о ее безусловном  наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение  одаренного ребенка совсем не обязательно  должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности  вариативны и часто противоречивы  по своим проявлениям, поскольку  в сильной мере зависимы от социального  контекста. Тем не менее, даже наличие  одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного  индивидуального случая ([16], с.20).

Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделили следующие особенности  одаренных  детей:

1.Познавательные способности  и навыки

  • Владение большим объемом информации.
  • Богатый словарный запас.
  • Перенос усвоенного на новый материал.
  • Установление причинно - следственных связей.
  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.
  • Участие в решении сложных проблем.
  • Организация информации.
  • Умение улавливать сложные идеи.
  • Умение замечать тонкие различия.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Использование альтернативных путей поиска информации.
  • Анализ ситуаций.
  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
  • Умение предвидеть последствия.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.
  • Способность к преобразованиям.
  • Критичность в мышлении.
  • Высокая любознательность.

2.Творческие способности

  • Способность рисковать.
  • Дивергентное мышление.
  • Гибкость в мышлении и действиях.
  • Быстрота мышления.
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
  • Богатое воображение.
  • Восприятие неоднозначных вещей.
  • Высокие эстетические ценности.
  • Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной  сферы 

  • Реалистическая Я - концепция.
  • Уважение к другим.
  • Эмпатическое отношение к людям.
  • Терпимость к особенностям других людей.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Готовность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Соревновательность.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация ([14], с.37).

1.3. Факторы, влияющие на развитие одаренности

Личность одаренного ребенка несет  на себе явные свидетельства его  незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего  его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся  до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты  личности, как правило, органично  связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога  предположить у такого ребенка наличие  повышенных возможностей.

1. Неравномерность возрастного  развития одаренных детей

Представление об одаренном ребенке  как о хилом, слабом и социально  нелепом существе далеко не всегда соответствует действительности. Возможно и так называемое гармоничное  развитие, что подтверждается целым  рядом исследований. Однако у части  одаренных детей, прежде всего, исключительно  одаренных в какой-либо одной  области, отмечается действительно дисгармоничное развитие, которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Выше уже указывалось, что у  ряда таких одаренных детей наблюдается  значительное опережение, скажем, в  умственном или художественно-эстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет. Понятно, что все другие сферы  развития - эмоциональная, социальная и физическая - будучи вполне обычными по своему уровню, не всегда поспевают  за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.

Информация о работе Детская одаренность