Детская одаренность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание

Не смотря на огромное внимание, уделяемое вопросу одаренности, это понятие по-прежнему остается загадкой для большинства психологов, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Именно поэтому проблема одаренных детей сейчас очень актуальна.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1. Понятие одаренности
4. Виды и признаки одаренности
5. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
6. Проблемы одаренных детей
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая часть
«Возможности полимодального подхода в диагностике детской одарённости»
2.1. Методики и организация исследования
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа детская одаренность.docx

— 133.08 Кб (Скачать документ)

Другой причиной неравномерности  является особая система основных интересов, принципиально отличающаяся у одаренных  детей в сравнении с другими  детьми: главное место в ней  занимает деятельность, соответствующая  их незаурядным способностям. Поэтому  нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного  времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов  занимает у некоторых одаренных  детей гораздо меньше места, чем  у других детей того же возраста (речь, конечно, не идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями).

Многие особо одаренные дети недостаточно времени уделяют спорту и любой другой, не связанной с  их главным интересом, деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается и  явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом.

2. Семья одаренного ребенка

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или  меньшей степени безразличны  для развития способностей, а вот  особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали  роль и вес природно обусловленных  факторов или влияние целенаправленного  обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

3. Взаимоотношения одаренного  ребенка со сверстниками и  взрослыми.

Большое значение для понимания  особенностей личности одаренного ребенка  и характера ее становления имеет  анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности  самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни  и тем самым формируют его  личность.

Сверстники относятся к одаренным  детям по-разному, в зависимости  от характера их одаренности и  от степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это  относится к детям с повышенными  физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам. Гораздо сложнее  ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность  сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у  одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в  коллективе складывается самым драматическим  образом. В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений  со сверстниками дети с таким развитием  попадают в группу риска.

Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность  того, что интеллектуальные или даже учебные способности особо одаренного ребенка или подростка будут  по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным  образом.

Учителя также неоднозначно воспринимают свое отношение к одаренным детям. Единственная группа детей, всегда ощущающая  их явное расположение, - это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя. Взаимоотношения учителей с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности интересов детей-лидеров, от характера их включенности в школьный социум (позитивный или негативный).

Особенно тяжело приходится детям  с любым видом одаренности, у  которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности  их личности вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как об отъявленных  индивидуалистах. Именно поэтому понимание  особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми.

4. Личность одаренного  ребенка

Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям - тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие  большинство одаренных детей  и подростков.

Наиболее важной характеристикой  личности детей с проявлениями одаренности  является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.

Для значительной части одаренных  детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную, добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, от учителя и психолога, тем не менее, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода “самоедство”, в невозможность довести работу до конца.

Свои особенности у одаренных  детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке.

Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, такой ребенок считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.

Одна из основных личностных характеристик  детей и подростков с повышенными  творческими возможностями – независимость (автономность): трудность, а иногда и невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.

В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.

5. Проблемы одаренных  детей

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом  гораздо более благополучны, чем  другие дети: не испытывают проблем  в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой  обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного  личностного и профессионального  самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются  их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий  для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются  проблемы:

- общения, социального поведения,

- дислексия - слабое развитие  речи

- эмоционального развития,

- дисинхронизация развития

- физического развития,

- саморегуляции,

- отсутствие творческих проявлений,

- трудность профессиональной ориентации,

- дезадаптации 

1.4. Проблемы одаренных детей

Наша общеобразовательная школа  многие годы, как известно, ориентировалась  на «среднего» ученика. Правда, индивидуальные развития учитывались, по необходимости, в работе с детьми отстающими, неуспевающими. Что же касается школьников, с повышенной восприимчивостью к учению, то их особенностям можно было не придавать значения, ими не интересоваться. Вместе с  тем несомненно, что у некоторых  учеников рано обнаруживаются особенно благоприятные предпосылки умственного  роста, незаурядные интеллектуальные способности. Забота о таких детях  – на современном этапе развития нашего общества – актуальнейшая  задача школы.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом  гораздо более благополучны, чем  другие дети: не испытывают проблем  в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой  обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного  личностного и профессионального  самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются  их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий  для развития их творческих потенций.

Многочисленные результаты, накопленные  в области изучения одаренности, показывают, что психическое и  социальное развитие детей, обладающих выдающимися способностями, характеризуется  некоторыми специфическими особенностями  по сравнению с развитием их «заурядных»  сверстников. Необходимо отметить также, что эти особенности могут  проявляться в многочисленных и  весьма разнообразных формах в жизни  одаренных детей, а кроме того, порождать ряд серьезных психологических  проблем, с которыми приходится сталкиваться этим детям. Многочисленный опыт работы в области образования, а также данные обследования более 500 одаренных детей позволили французскому психологу Ж.- Ш. Терресье сделать следующий важный вывод (Terassier, 1985). По мнению этого специалиста, одаренные дети часто страдают от недостатка синхронии в темпах развития их интеллектуальной, аффективной и моторной сферы. По его мнению, у одаренных детей часто наблюдается феномен «диссинхронии». Например, ускоренное развитие одного из психических процессов ребенка может сочетаться с замедленным развитием другого. ([2], с.41).

Лета Холлингуорт внесла большой  вклад в понимание проблем  адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Так же это может быть вызвано тем, что педагоги не уделяют должного внимания ребенку, ссылаясь на то, что « он и так все знает» или « я и так знаю, что он это понимает», в конце концов, ребенок разочаровывается в школе и чаще всего начинает реализовываться в другой сфере.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. В связи с этим одаренные дети часто становятся «одиночками», такие дети часто начинают комплексовать из-за того, что они не такие, как все. 
  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. На этой почве у ребенка могут возникать конфликтные ситуации со сверстниками, родителями и педагогами.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами,  им было бы достаточно просто сделать это в кругу ровесников,  но одаренным детям это зачастую бывает не интересно.
  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности  одаренного ребенка и ориентироваться  на эффективную помощь в решении  его проблем.

Информация о работе Детская одаренность