Детская одаренность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание

Не смотря на огромное внимание, уделяемое вопросу одаренности, это понятие по-прежнему остается загадкой для большинства психологов, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Именно поэтому проблема одаренных детей сейчас очень актуальна.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1. Понятие одаренности
4. Виды и признаки одаренности
5. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
6. Проблемы одаренных детей
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая часть
«Возможности полимодального подхода в диагностике детской одарённости»
2.1. Методики и организация исследования
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа детская одаренность.docx

— 133.08 Кб (Скачать документ)

Выводы по первой главе.   

Из всего изложенного следует, что выражение «детская одаренность»— весьма условно: оно фактически обозначает умственные преимущества на данном возрастном этапе. Строго говоря, понятие «одаренность» должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как реальная предпосылка стать со временем одаренным взрослым. Но судить об этом в годы, когда индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного, на время возникающего, чрезвычайно трудно. Следует в полной мере учитывать, что когда речь идет о детях, то проявления их интеллекта и более частных умственных способностей являются как бы предварительными, только частично раскрывающими внутренний потенциал. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки их необычных способностей. Важно, чтобы ребенок с повышенной восприимчивостью к учению и ранними творческими проявлениями прожил ее, не задерживаемый в своем развитии, не лишаемый условий для полноты и своевременности приложения своих сил. Можно сделать вывод, что одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения. Говоря о детской одаренности необходимо иметь в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды. Наследственность создает лишь пределы для развития способностей, но пределы широки и неисчерпаемы, а реализация способностей зависит от различных факторов. Факторы среды обладают весом соизмеримым с фактором наследственности, могут полностью компенсировать, или наоборот, нивелировать действие последнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

 «Возможности полимодального подхода в диагностике детской одарённости»

статья поступила в редакцию журнала «Вопросы психологии»               4. V. 1994 г. Автор: И. А. КУРБАТОВА

Острая практическая потребность  в методах отбора одаренных детей  для обучения в школах с большим  конкурсом среди поступающих, таких, как музыкальные и специализированные языковые, находится в противоречии с нерешенностью ряда проблем, от которых зависит успешность прогноза развития ребенка. Не касаясь в этой статье общих теоретических вопросов и множественности подходов к  их решению, остановимся на нескольких, наиболее тесно связанных с практикой  отбора проблемах.

Первая из них касается соотношения  общей и специальной одаренности. Эта проблема была четко поставлена еще в 1962 г. Б. Г. Ананьевым, который отмечал тенденцию сведения всей проблемы к изучению специальных способностей, фактически игнорируя явления общей одаренности. Если в психофизиологическом плане при изучении природных предпосылок одаренности: свойств нервной системы и типов взаимодействия сигнальных систем — эта тенденция успешно преодолевается ,то в психологическом плане вопрос о соотношении общих и специальных способностей или об общих и специальных критериях развития не только не решается, но даже редко ставится.

Хотя всеми признается, что выдающиеся достижения в любой специальности  возможны лишь на основе высокого уровня общего психического развития, парадоксальным образом диагностика музыкальной, художественной и других видов одаренности  ведется без учета общих способностей ребенка. Проблема состоит в том, что между общим и специальным  развитием нет взаимно-однозначного соответствия, и возможны случаи, когда высоко развитыми специальными способностями маскируется низкий уровень общего развития. Наиболее выразительным примером этого являются описания отдельных детей-имбецилов, обладающих уникальными музыкальными способностями. Такие дети могут отличаться феноменальной музыкальной памятью и абсолютным слухом, но их музыкальность сведена к подражательности, к воспроизведению услышанной музыки без проникновения в ее эмоциональный контекст. Музицирование этих детей нельзя в подлинном смысле назвать творческим и эстетически значимым.

С этим связана и проблема социокультурной  маскировки. При отборе, ориентированном  на выявление уровня развития специальных  способностей, преимущества получают дети, прошедшие предварительную специальную подготовку по развитию музыкального слуха, навыков владения иностранным языком и т. д., в результате чего одаренные дети, не имевшие специального опыта, могут не пройти конкурса. Отсюда напрашивается вывод о необходимости включения в систему отбора, помимо диагностики специальных способностей, критериев общего развития психических функций ребенка. Предпочтение должно отдаваться методикам, минимизирующим эффект социокультурных влияний, поэтому вербальные тесты и тесты общей осведомленности вряд ли могут являться средствами диагностики одаренности у шести-семилетних детей, участвующих в конкурсе.

Не находится ли положение о  приоритетной роли невербальных тестов в диагностике одаренности в  противоречии с мировой практикой  выявления одаренных детей, ведь вербальные шкалы присутствуют в  большинстве известных диагностических  инструментариев: в тестах Бине-Симона, Термана-Меррилл, Векслера, Мюнхенских тестах познавательных способностей?

На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку 0, 3 — 0, 5%-й  критерий, позволяющий достаточно надежно  установить принадлежность ребенка к группе особо одаренных детей и прогнозировать будущие выдающиеся достижения в овладении профессиональными знаниями и навыками, и даже более мягкие критерии одаренности, колеблющиеся от 1 до 20% у разных авторов, в наших условиях, при почти полном отсутствии массовых обследований детей, использоваться в ближайшее время, по-видимому, не будут.

В то же время есть основания полагать, что только жесткие критерии в  отношении результатов интеллектуальных тестов могут свидетельствовать  об относительном статусе ребенка  на гипотетической шкале “общая одаренность  — узконаправленная одаренность”1. В частности, это результаты многолетних  исследований Л. М. Термана и сотр., свидетельствующие о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства и сохраняют их, достигая взрослости. Таким образом, можно предположить, что характерной особенностью детей с IQ выше 135 является наличие устойчивого паттерна положительных межфункциональных связей, образованных уровневыми характеристиками различных сфер психического и физического развития, в то время как у большинства детей процессы развития интеллекта, эмоциональности и регуляторных механизмов носят более автономный, а иногда и разнонаправленный характер.

В результате гетерохронности и  неравномерности развития психических  функций в онтогенезе тестовые оценки интеллекта у менее “выдающихся” детей могут значительно расходиться  с результатами измерения других сторон одаренности, например с оценками креативности, что делает трудоемкую процедуру измерения общего интеллекта недостаточным средством для  оценки одаренности.

В определенной степени альтернативной традиционному подходу к диагностике  одаренности может быть предлагаемый полимодальный подход, специфическими особенностями которого являются:

1) невербальный характер используемых  методик, позволяющий минимизировать  эффекты социокультурных влияний;

2) базовый характер исследуемых  способностей — измеряются только  те функции, которые имеют непосредственное  отношение к процессам анализа  и обобщения наиболее общих  характеристик зрительной и акустической  информации, а также скорость  зрительно-моторной координации  как показатель подвижности нервной  системы, являющейся, как выявлено  в ряде исследований  психофизиологическим коррелятом успешности в разных видах деятельности;

3) адресованность к разномодальным  функциональным системам, позволяющая  минимизировать возможные явления  индивидуальной парциальности в  развитии теменно-затылочных, теменно-височных  и премоторных ассоциативных  структур и более целостно  оценить аналитико-синтетические  возможности ребенка;

4) комплексный характер оценки  — использование в качестве  интегрального показателя суммы  рангов или суммы стандартизированных  оценок в отдельных испытаниях  с целью выявления детей с  высоким статусом общего развития  психофизиологических функций как  показателя общей одаренности  ребенка. 

2.1. Методики и организация исследования

Для реализации подхода был апробирован  комплекс методик, включающий в себя: а) методику по выявлению скорости и  точности определения пространственного  расположения линейных конфигураций из батареи П. Я. Кеэса ; б) методику оценки способности к структурированию акустического материала К. Карма — сложной способности, включающей в себя удержание в оперативной памяти двух звуковых последовательностей, сравнение их по характеру изменений громкости, высоты или длительности звуков и принятие решения, является ли одна из последовательностей частью другой; в) штриховальный тест М. Штамбака , позволяющий оценить общую скорость графических движений, выполняемых правой и левой руками.

Исследование проводилось в  два этапа. На первом, предварительном  этапе выяснялись прогностические  возможности методик. С этой целью  были обследованы шести-семилетние учащиеся двух подготовительных классов (41 человек) общеобразовательной школы  с комплексом музыкальных предметов. Через два года результаты исследования (ранговые места) сравнивались с оценками по общеобразовательным и музыкальным  предметам, вычислялись коэффициенты ранговой корреляции.

На втором этапе в исследовании участвовали поступающие и учащиеся первых классов специализированной английской школы (107 человек). Задачами второго этапа были стандартизация методик и проверка их надежности и валидности. Первоклассники английской школы проходили повторное тестирование с интервалом в пять месяцев. Результаты исследования сравнивались с характером выполнения теста “Несуществующее  животное” и шкальными оценками анкеты для учителей английского  языка. Компьютерная статистическая обработка  данных производилась по программе Statgraphics и включала в себя вычисление средних, мер вариации, процедуры  корреляционного и факторного анализов данных.

Кроме того, часть методик была использована в сравнительном исследовании четырех групп подростков: студентов  художественного училища (39 человек), учащихся IX класса общеобразовательной  школы (26 человек), музыкально одаренных  подростков (26 человек) и учащихся Х  классов специализированной английской школы (40 человек).

 

 

2.2. Анализ и интерпретация данных исследования

Вычисление коэффициентов ранговой корреляции между результатами исследования шести-семилетних детей — учащихся подготовительного класса общеобразовательной  школы с музыкальным уклоном  и показателями успешности обучения этих детей во II классе показало достаточно высокие прогностические возможности  предлагаемого диагностического подхода  к оценке одаренности. Интегральный показатель развития психофизиологических функций имеет высоко значимые связи  как с успеваемостью по общеобразовательным  предметам (r=0,82, p<0,01), так и с  успешностью музыкальных занятий (r=0,54, р<0,01).

Из представленной в таблице  матрицы ранговых корреляций видно, что почти все использованные показатели значимо связаны с  последующей успешностью обучения. Исключение составляет невысокая корреляция результатов теста структурирования акустического материала с успеваемостью  по музыкальным предметам, но, возможно, более низкие корреляции с оценками по музыкальным предметам объясняются  менее интенсивным характером музыкальных занятии и, соответственно, менее точным представлением музыкантов-педагогов об учениках на начальном этапе обучения, чем у учителей младших классов общеобразовательной школы, ежегодно работающих с ними.

Наличие связей между способностью к структурированию акустического  материала и скоростью опознания  визуальных знаков, высокие значения которой, в свою очередь, соответствуют  большей скорости графических движений, отраженной в таблице, по-видимому, свидетельствует о наличии общего фактора, однонаправленно влияющего  на успешность ассоциативной деятельности разно-модальных функциональных систем. Вероятно, этим фактором является интеллектуальная активность, которая, наряду с саморегуляцией, как показано в исследованиях  Н. С. Лейтеса, составляют основу одаренности.

Таблица

Коэффициенты ранговой корреляции в исследовании учащихсяподготовительных классов общеобразовательной школы  с музыкальным уклоном

 

2

3

4

5

6

7

1

0,25

0,37*

0,44*

0,69***

0,45*

 

2

 

0,06

0,13

0,46*

0,40*

 

3

   

0,29

0,56**

0,29

 

4

     

0,49**

0,45*

 

5

       

0,68**

0,82**

6

         

0,54**

Информация о работе Детская одаренность