Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:19, курсовая работа
Не смотря на огромное внимание, уделяемое вопросу одаренности, это понятие по-прежнему остается загадкой для большинства психологов, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Именно поэтому проблема одаренных детей сейчас очень актуальна.
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1. Понятие одаренности
4. Виды и признаки одаренности
5. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
6. Проблемы одаренных детей
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая часть
«Возможности полимодального подхода в диагностике детской одарённости»
2.1. Методики и организация исследования
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Выводы по первой главе.
Из всего изложенного следует, что выражение «детская одаренность»— весьма условно: оно фактически обозначает умственные преимущества на данном возрастном этапе. Строго говоря, понятие «одаренность» должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как реальная предпосылка стать со временем одаренным взрослым. Но судить об этом в годы, когда индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного, на время возникающего, чрезвычайно трудно. Следует в полной мере учитывать, что когда речь идет о детях, то проявления их интеллекта и более частных умственных способностей являются как бы предварительными, только частично раскрывающими внутренний потенциал. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки их необычных способностей. Важно, чтобы ребенок с повышенной восприимчивостью к учению и ранними творческими проявлениями прожил ее, не задерживаемый в своем развитии, не лишаемый условий для полноты и своевременности приложения своих сил. Можно сделать вывод, что одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения. Говоря о детской одаренности необходимо иметь в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды. Наследственность создает лишь пределы для развития способностей, но пределы широки и неисчерпаемы, а реализация способностей зависит от различных факторов. Факторы среды обладают весом соизмеримым с фактором наследственности, могут полностью компенсировать, или наоборот, нивелировать действие последнего.
Глава 2. Практическая часть
«Возможности полимодального подхода в диагностике детской одарённости»
статья поступила в редакцию журнала «Вопросы психологии» 4. V. 1994 г. Автор: И. А. КУРБАТОВА
Острая практическая потребность
в методах отбора одаренных детей
для обучения в школах с большим
конкурсом среди поступающих, таких,
как музыкальные и
Первая из них касается соотношения
общей и специальной
Хотя всеми признается, что выдающиеся
достижения в любой специальности
возможны лишь на основе высокого уровня
общего психического развития, парадоксальным
образом диагностика
С этим связана и проблема социокультурной маскировки. При отборе, ориентированном на выявление уровня развития специальных способностей, преимущества получают дети, прошедшие предварительную специальную подготовку по развитию музыкального слуха, навыков владения иностранным языком и т. д., в результате чего одаренные дети, не имевшие специального опыта, могут не пройти конкурса. Отсюда напрашивается вывод о необходимости включения в систему отбора, помимо диагностики специальных способностей, критериев общего развития психических функций ребенка. Предпочтение должно отдаваться методикам, минимизирующим эффект социокультурных влияний, поэтому вербальные тесты и тесты общей осведомленности вряд ли могут являться средствами диагностики одаренности у шести-семилетних детей, участвующих в конкурсе.
Не находится ли положение о
приоритетной роли невербальных тестов
в диагностике одаренности в
противоречии с мировой практикой
выявления одаренных детей, ведь
вербальные шкалы присутствуют в
большинстве известных
На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку 0, 3 — 0, 5%-й критерий, позволяющий достаточно надежно установить принадлежность ребенка к группе особо одаренных детей и прогнозировать будущие выдающиеся достижения в овладении профессиональными знаниями и навыками, и даже более мягкие критерии одаренности, колеблющиеся от 1 до 20% у разных авторов, в наших условиях, при почти полном отсутствии массовых обследований детей, использоваться в ближайшее время, по-видимому, не будут.
В то же время есть основания полагать,
что только жесткие критерии в
отношении результатов
В результате гетерохронности и
неравномерности развития психических
функций в онтогенезе тестовые оценки
интеллекта у менее “выдающихся”
детей могут значительно
В определенной степени альтернативной
традиционному подходу к
1) невербальный характер
2) базовый характер исследуемых
способностей — измеряются
3) адресованность к
4) комплексный характер оценки
— использование в качестве
интегрального показателя
2.1. Методики и организация исследования
Для реализации подхода был апробирован комплекс методик, включающий в себя: а) методику по выявлению скорости и точности определения пространственного расположения линейных конфигураций из батареи П. Я. Кеэса ; б) методику оценки способности к структурированию акустического материала К. Карма — сложной способности, включающей в себя удержание в оперативной памяти двух звуковых последовательностей, сравнение их по характеру изменений громкости, высоты или длительности звуков и принятие решения, является ли одна из последовательностей частью другой; в) штриховальный тест М. Штамбака , позволяющий оценить общую скорость графических движений, выполняемых правой и левой руками.
Исследование проводилось в
два этапа. На первом, предварительном
этапе выяснялись прогностические
возможности методик. С этой целью
были обследованы шести-семилетние
учащиеся двух подготовительных классов
(41 человек) общеобразовательной школы
с комплексом музыкальных предметов.
Через два года результаты исследования
(ранговые места) сравнивались с оценками
по общеобразовательным и
На втором этапе в исследовании
участвовали поступающие и
Кроме того, часть методик была использована в сравнительном исследовании четырех групп подростков: студентов художественного училища (39 человек), учащихся IX класса общеобразовательной школы (26 человек), музыкально одаренных подростков (26 человек) и учащихся Х классов специализированной английской школы (40 человек).
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования
Вычисление коэффициентов
Из представленной в таблице
матрицы ранговых корреляций видно,
что почти все использованные
показатели значимо связаны с
последующей успешностью
Наличие связей между способностью
к структурированию акустического
материала и скоростью
Таблица
Коэффициенты ранговой корреляции
в исследовании учащихсяподготовительных
классов общеобразовательной
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
1 |
0,25 |
0,37* |
0,44* |
0,69*** |
0,45* |
|
2 |
0,06 |
0,13 |
0,46* |
0,40* |
||
3 |
0,29 |
0,56** |
0,29 |
|||
4 |
0,49** |
0,45* |
||||
5 |
0,68** |
0,82** | ||||
6 |
0,54** |