Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание

Цель - в связи, с чем девиантное поведение имеет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературу по теме «Девиантное поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2.Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3.Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4.Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

Содержание

Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Копия курсовая 3 к.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

Российский государственный социальный университет

Уральский институт социального образования

( филиал РГСУ в г. Екатеринбург)

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

 

 

 

 

Курсовая работа

Девиантное  поведение  подростков как социально-педагогическая проблема

по дисциплине: Социальная психология

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнен студенткой

                                                       Крашенинниковой Н.Л.

                                              Группа 381 курс III

                                                                                 Специальность:  Социальная педагогика

Проверил преподаватель: Молчанова  Н.В.

 

 

г. Екатеринбург

2011 г.

Оглавление

Введение

Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема

1.1 Понятие девиантного поведения 

1.2 Причины и последствия девиантного  поведения подростков 

1.3 Акцентуации характера и девиантное  поведение

1.4 Особенности отдельных психических  форм девиантного поведения 

1.4.1 Наркомания

1.4.2 Курение

1.4.3 Пьянство и алкоголизм

1.4.4 Проституция 

1.4.5 Суицидальное поведение 

1.4.6 Девиантное поведение на  почве сексуальных заболеваний

1.4.7 Правонарушения 

1.5 Особенности отдельных форм  социальных отклонений 

Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков

2.1 Основные подходы к профилактике  и коррекции девиантного поведения  подростков 

2.2 Коррекционная программа

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

А.Адлер подчеркивал, что человеческое поведение социально, поскольку личность развивается и формируется в социальном окружении. Кроме того, поведение человека определяется его жизненными целями, обеспечивающими направление деятельности. Привычки и черты поведения необходимо рассматривать в контексте жизненной цели индивидуума, формирование которой начинается с детства. А.Адлер выделяет три основные задачи: работа, дружба, любовь.  
То есть поведение человека направлено на осуществление жизненной цели. Однако цель не всегда бывает осознаваемой индивидуумом.    

Современный подросток живет в  мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических  преобразований, предъявляющих к  растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.

 Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая  обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые - не созданы.

Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный  дефицит позитивного воздействия  на растущих детей. Проблема трудных  подростков, вызывает как глубокое беспокойство родителей, педагогов, так и затрагивает общество в целом. Нельзя сказать, что государство не уделяет внимания этим проблемам: подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый

- Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам.

Приняты законы:

-"Об основных гарантиях прав ребенка в РФ",

- "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. "

- " Гражданский кодекс"

-   "Об опеке и попечительстве"

- "О государственном банке данных о детях оставшихся без попечения родителей"

-  "О основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних"

 Несмотря на это, ведомственная  разобщенность, а также отсутствие  современных механизмов в управлении  социальной сферы приводит к  низкой эффективности использования этих средств. Отсутствуют структуры, которые бы отслеживали весь процесс реабилитации дезадаптированного ребенка и отвечали бы за конечные результаты. Молодежная среда становится опасной криминогенной средой. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как "омоложение" преступности, усиление ее группового характера. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к "омоложению" женской преступности. Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье детей и их физическом развитии. Особое беспокойство вызывает социальное сиротство, и, как следствие, массовый характер приобретают попрошайничество, беспризорность детей; нарастание таких негативных явлений в детской и подростковой среде, как наркомания и токсикомания, повышение криминальной активности детей. Растет насилие в семье: дети избиваются родителями, уходят из дома, заканчивают жизнь самоубийством. По-прежнему остается сложным положение детей из семей-беженцев.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных психологов и дефектологов Л.С. Выготского, А.Р. Лаурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.М. Дульнева, В.В. Воронковой и зарубежных специалистов А. Гине, М. Паркер, Ж. Вудхаус и др.

Взаимосвязь мотивов поведения  и системы ценностей наиболее полно отражены в работах К.К Платонова, С.Л. Рубинштейна, Н.И.Непомнящей, В. Франкла, В.И.Супрун и др., что также послужило основанием для данной работы.

Методологической основой структуры  работы и логической связи в ней  вышеперечисленных вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области социальной теории, психологии и педагогики. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по социальной теории, монографии и научные статьи в периодических изданиях, Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы РФ, инструктивно-методический материал.

 

Объект данного исследования - девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования - социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально-важные качества педагога и их взаимосвязь.

Цель - в связи, с чем девиантное поведение имеет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.

Задачи исследования:

1.Проанализировать литературу по теме «Девиантное поведения подростков как социально-педагогическая проблема».

2.Охарактеризовать понятие девиантного поведения.

3.Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.

4.Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Девиантное поведение  как социально-педагогическая проблема

1.1 Понятие девиантного  поведения

Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система  поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Для характеристики отклоняющегося поведения  используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность".

Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений.

Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

По другой классификации, все нарушения  поведения подростков делятся на две большие группы: делинквентное  поведение, которое проявляется  при взаимодействии с обществом  в целом и агрессивное поведение [9, стр. 11].

Социальные отклонения агрессивной  ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и  агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальньй характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении  от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К таким рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.

Особенно большое распространение  как у нас в стране, так и  за рубежом получила такая форма  социально-пассивных отклонений, как  употребление наркотиков и токсических  средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики  и организма. Такое поведение получило на Западе название - саморазрушающего поведения.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте [9, стр. 7].

Детско-подростковая дезадаптация проявляется  в затруднениях усвоения социальньк ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы  и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

В зависимости от природы и характера  дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную  и социальную дезадаптацию, которые  могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенная дезадоптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.) в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

Психосоциальная дезодаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Устойчивые формы психосоциальной  дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических  особенностей, как акцентуации характера, как неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).

К временным неустойчивым формам психосоциальной  дезодаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего кризис подросткового возраста.

Подростковый возраст весьма трудный  как для окружающих, так и для  самого подростка и ведет к  различным, и, как правило, временным проявлениям дезадаптации.

Временные формы психосоциальной  дезадаптации могут также быть вызваны  различными конфликтными ситуациями в  школе, со сверстниками, переживаниями  первой влюбленности и т.д. Преодоление  психосоциальной дезадаптации подростка  прежде всего требует большого педагогического такта взрослых, учителей и родителей [16, стр. 17].

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих.

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой жизни" за счет сомнительных и незаконных средств к существованию.

Однако, как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых преступников, число лиц с четко сформированной антиобщественной системой ценностей  и негативными ценностно-нормативными представлениями достаточно незначительное. И большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении, либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.

Заметную роль в мотивации трудных  подростков играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное  поведение подростков, связанное  с этими эмоциями, выражается в  драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества [2, стр. 56].

Информация о работе Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема