Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:10, курсовая работа
Цель - в связи, с чем девиантное поведение имеет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературу по теме «Девиантное поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2.Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3.Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4.Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.
Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы
2.2 Коррекционная программа
Опыт в работе с девиантными
подростками в системе
Цель: коррекция девиантного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школьника.
Задачи:
1. Развитие у подростков
2. Снижение тревожности,
3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
4. Повышение социально-
5. Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.6. Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.7. Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.8. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Принципы организации работы в группе:
1. Недирективность позиции
2. Принцип учёта психофизиологиче
3. Принцип доверительного стиля и искренности в общении.
4. Принцип безоценочного
5. Принцип стимулирования
6. Принцип «обратной связи».
7. Принцип «здесь и сейчас» (позволяет ограничить групповую дискуссию событиями, происходящими в данной группе и в данный момент).
8. Принцип высказывания от
9. Принцип акцентирования языка чувств (описание собственного эмоционального состояния).
10. Принцип доверительности.
11. Принцип конфиденциальности (не
обсуждать происходящее в
12. Принцип «Стоп!» (даёт право члену группы не отвечать на какой-либо вопрос или не участвовать в работе).
Предлагаемая программа
1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.
Основные:
2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное отношение.
А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения является «дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать» [19, стр. 65]. Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен:
3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личности.
Это: 4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.
5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.
Основные этапы организации работы:
1. Предварительный этап:- ознакомление
с запросом учителя, родителя
на реабилитационную и абилитац
- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.
2. Этап первичной диагностики:
- диагностика по методикам ПДО,
СОП, проективная методика «
3. Этап коррекции типового плана и содержания работы.
Цель: данный этап занятия направлена на решение задач, поставленных в данной программе.
Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.
Третий этап - заключительный - 10-15 минут.
Цель последнего этапа: подведение итогов работы.
Рефлексия (обратная связь), собственная
оценка происходящему, обмен мнениями,
интеграция опыта, полученного на занятии,
закрепление позитивного
Состав группы
В тренинговую группу могут входить подростки от 14 до 17 лет в количестве от 8 до 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой.
Продолжительность занятий от 45 до 60 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общее в организации занятий
Из-за необходимости адаптации тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие имело логически завершённую структуру. Это даёт возможность делать значительные перерывы между встречами.
Каждая встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии - ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что интересного произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики - оценка своего настроения по пятибалльной шкале.
Затем ведущий объявляет цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.
В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему).
Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на занятии.
Во время занятия, с целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рекомендуется использовать игры-разминки.
Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором описывать всё то, что происходит с ним в группе, свои чувства, мысли, анализировать причины возникновения тех или иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.
Требования к ведущему группы.
Очень важно, чтобы подобные занятия в школе проводились опытным психологом (тренером), который сам прошёл специальную подготовку и сам был в роли рядового участника.
В ходе проведения занятий ведущий должен чётко осознавать свою основную задачу - оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении [24, стр. 156].
Прежде чем приступать непосредственно к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встретиться с будущими участниками. В ходе предварительной беседы психолог разъясняет задачи предстоящей работы, принципы, на которых она будет базироваться. В доступной для учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече нужно у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к эмоциональным нагрузкам.
Оговаривается и периодичность дальнейших встреч.
Взаимодействие с
Заключение
В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.
В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.
Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.
Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.
Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Отношения взаимного доверия и
уважения разрушают асоциальные
установки у
Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!
ация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают, характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов [9, стр. 11].
Список использованной литературы
1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.
2. Богданова О. С. О
3. Волков Б.С. Психология
4. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 240 с.
5. Гарифуллин Р.Р. Скрытая
6. Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
7. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М., 1994.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: 1997.
9. Змановская Е.В. Девиантология
(Психология отклоняющегося
10. Игры - обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.
Информация о работе Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема