Подавляющее
большинство экспертов считает,
что проституция неизбежна, так как потребность
к размножению - сильнейшая физиологическая
потребность. Проституция - это такая же
социальная проблема, как преступность,
алкоголизм и другие формы девиантного
поведения.
Опасна
ли проституция? Конечно, во-первых, проституция
- это форма социального паразитизма. Проституция
способствует распространению венерических
заболеваний и СПИДа. Эти женщины утрачивают
свое здоровье и возможность произвести
на свет здоровое потомство. Происходит
нравственное падение женщины, она теряет
стыд, совесть, веру, брезгливость.
Целесообразна
ли борьба проституцией? Большинство
экспертов отвечают отрицательно. В
настоящее время государство
воспроизводит условия, которые
способствуют девиантному поведению
и у государства нет моральных
оснований вводить уголовную ответственность
за проституцию.
Ликвидация
проституции дело безнадежное, так
как сексуальные потребности - первичные
потребности человека. Поэтому речь
должна идти не об искоренении проституции,
о ее цивилизованном регулировании.
Факторами,
сдерживающими проституцию, могли
бы быть повышение жизненного уровня
населения, реализация программы полового
воспитания, сглаживание социального
неравенства, введение уголовной ответственности
за деятельность сутенеров, держателей
«хат» и прочих, паразитирующих на проституции.
Особенно опасно вовлечение в проституцию
несовершеннолетних. В наше время
проституция широко развернула бизнес
по «продаже любви». Между тем рост
проституции и половых дисгармоний
неизбежно ведет к распространению
СПИДа.
1.4.5 Суицидальное поведение
Суицид - это сознательное лишение
себя жизни или попытка к самоубийству.
Суицидальное поведение - это само разрушительное
поведение, к которому, кроме того,
можно отнести и такие формы
девиантного поведения, как злоупотребление
алкоголем, употребление наркотиков, упорное
нежелание лечиться, управление транспортом
в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное
участие в драках и войнах.
Суицидальное поведение у подростков
часто объясняется отсутствием
жизненного опыта и неумением определить
жизненные ориентиры. Помимо этих причин
существуют особые причины. Распространены
следующие причины:
· потеря любимого человека из ближайшего
окружения или высокомерно отвергнутое
чувство любви;
· уязвленное чувство собственного
достоинства;
· крайнее переутомление;
· разрушение защитных механизмов личности
в результате алкогольного опьянения,
употребления психотропных средств;
· токсикомания и наркомания;
· отождествлением себя с авторитетным
человеком, совершившим самоубийство;
· состояние фрустрации или аффекта
в форме острой агрессии, страха, когда
человек утрачивает контроль над своим
поведением [15, стр. 66].
Для установления причин суицидального
поведения важное значение имеют
их мотивы и поводы позволяющие судить
о конкретных обстоятельствах,
которые приводят к этому. Установить
мотивы и причины не всегда удается из-за
недостатка сведений.
Социальная среда определяется
микроклиматом в семье, в трудовом
или учебном коллективе, состоянием
социальной сферы, соблюдением социальной
справедливости, материальной обеспеченностью
и другими объективными обстоятельствами,
влияющими на поведение человека, которые
он сам часто не в силах изменить.
1.4.6 Девиантное поведение
на почве сексуальных заболеваний
Современная сексопатология выделяет
патологические и иные отклонения в сексуальном
поведении личности. Патологические девиации
в форме всякого рода сексуальных извращений
являются предметом исследования медицины
и психиатрии. Непатологические девианты
т.е. отклонения в пределах нормы, являются
предметом социально-психологического
исследования, поскольку включает в себя
отклонения от социальных и моральных
норм в сексуальном поведении здорового
человека.
Сексуальные
девиации делятся на следующие основные
группы:
· отклонения
в отношении объекта сексуального
удовлетворения (зоофилия);
· отклонения
в способах реализации половой страсти
(садизм, мазохизм и пр.);
· нетипичные
отклонения в форме половой страсти
к лицам своего пола или близким
родственникам (гомосексуализм, лизбиянство,
кровосмешение);
· отклонения,
связанные с нарушением полового
самосознания (трансексуализм);
· отклонения,
связанные с изменением стереотипа
полового поведения (маскулинность) [15,
стр. 117].
1.4.7 Правонарушения
Одной из форм
антисоциального поведения, которое
направлено против интересов
общества в целом или личных интересов
граждан, является правонарушение.
В юриспруденции
различают правомерное и неправомерное
поведение граждан. Неправомерные
действия (правонарушения) - такие юридические
факты, которые противоречат нормам права. Все правонарушения
делятся на преступления и проступки.
На практике
преступления классифицируются по следующим
основаниям:
1. по степени
тяжести: на тяжкие, менее тяжкие
и не представляющие большой
общественной опасности;
2. по форме
вины: на умышленные и неосторожные;
3. по объекту
посягательства целям и мотивам:
антигосударственные корыстные
насильственные и др.
4. по социально-демографическим
и криминологическим основаниям:
преступления взрослых и молодежи,
преступления несовершеннолетних, первичные, повторные и
рецидивная преступность.
Преступление
- это противотравное, виновное наказуемое
общественно-опасное деяние, посягающее
на охраняемые законом общественные
отношения и приносящие им существенный
вред. Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но
не представляющее большой общественной
опасность. Проступки регулируются нормами
административного, гражданского, трудового
и др. отраслями права. Правонарушение
в форме проступка проявляются у подростков
в вызывающей манере поведения, сквернословии,
драчливости, мелком воровстве, пьянстве,
бродяжничестве.
Подросткам
и юношам в возрасте 14-18 лет присуща
как корыстная, так и насильственная
мотивация противоправного поведения.
Корыстные правонарушения носят
незавершенный детский характер, поскольку совершаются
из-за озорства и любопытства, не мотивируемой
агрессии. На сегодняшний день к подростковым
и юношеским правонарушения можно отнести
угон автотранспорта, завладение предметами
молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный
инвентарь, модная одежда, деньги, сладости,
вино и др.). Насильственные правонарушения
вызываются потребностями самоутверждения,
стадным чувством, ложно понятого долга
перед своей компанией, недостатками воспитания.
Особенно в семьях, где нормой поведения
было пьянство, грубость, жестокость. К
типичным молодежным насильственным правонарушениям
можно отнести молодежные «разборки»,
которые сопровождаются бранью, насилием
[18, стр. 26].
1.5 Особенности отдельных
форм социальных отклонений
Рассмотрим
различные формы социальных отклонений:
1. Культурные
и психические отклонения. Социологов интересуют,
прежде всего, культурные отклонения,
то есть отклонения данной социальной
общности от норм культуры. Психологов
же интересуют психические отклонения
от норм личностной организации: психозы,
неврозы и так далее. Люди часто пытаются
связывать культурные отклонения с психическими.
Например, сексуальные отклонения, алкоголизм,
наркомания и многие другие отклонения
в социальном поведении связывают с личностной
дезорганизацией, иначе говоря, с психическими
отклонениями. Однако личностная дезорганизация
далеко не единственная причина отклоняющегося
поведения. Обычно психически ненормальные
личности полностью выполняют все правила
и нормы, принятые в обществе, и, наоборот,
для личностей, психически вполне нормальных,
бывают, характерны весьма серьезные отклонения.
Вопрос о том, почему это происходит, интересует
как социологов, так и психологов [9, стр.
11].
2. Индивидуальные
и групповые отклонения.
· индивидуальные,
когда отдельный индивид отвергает
нормы своей субкультуры;
· групповое,
рассматриваемое как конформное
поведение члена девиантной группы
по отношению к ее субкультуре (например,
подростки из трудных семей, проводящие
большую часть своей жизни
в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной,
у них существует свой "подвальный"
моральный кодекс, свои законы и культурные
комплексы. В данном случае налицо групповое
отклонение от доминирующей культуры,
так как подростки живут в соответствии
с нормами собственной субкультуры).
3. Первичное
и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается
отклоняющееся поведение личности, которое
в целом соответствует культурным нормам,
принятым в обществе. В данном случае совершаемые
индивидом отклонения так незначительны
и терпимы, что он социально не квалифицируется
девиантом и не считает себя таковым. Для
него и для окружающих отклонение выглядит
просто маленькой шалостью, эксцентричностью
или на худой конец ошибкой.
Вторичным отклонение называют отклонение
от существующих в группе норм, которое
социально определяется как девиантное.
4. Культурно
одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение
всегда оценивается с точки зрения культуры,
принятой в данном обществе. Следует выделить
необходимые качества и способы поведения,
которые могут привести к социально одобряемым
отклонениям:
сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность
может рассматриваться как способ поведения,
приводящий к социально одобряемым отклонениям
лишь при достижении ограниченного числа
социальных статусов. Интеллектуальная
посредственность невозможна при исполнении
ролей крупного ученого или культурного
деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность
менее необходима для актера, спортсмена
или политического лидера;
особые склонности. Позволяют проявлять уникальные
качества на очень узких, специфических
участках деятельности.
сверхмотивация. Многие социологи считают,
что интенсивная мотивация часто служит
компенсацией за лишения или переживания,
перенесенные в детстве или юности. Например,
существует мнение, что Наполеон имел
высокую мотивацию к достижению успеха
и власти в результате одиночества, испытанного
им в детстве, или Никколо Паганини постоянно
стремился к славе и почету в результате
перенесенных в детстве нужды и насмешек
сверстников;
личностные качества - личностные черты и свойства
характера, которые помогают достичь возвышения
личности;
счастливый
случай. Большие достижения - это
не только ярко выраженный талант и желание,
но и их проявление в определенном месте
и в определенное время.
5. Культурно
осуждаемые отклонения. Большинство
обществ поддерживает и вознаграждает
социальные отклонения, проявляемые
в форме экстраординарных достижений
и активности, направленной на
развитие общепринятых ценностей
культуры. Нарушение же нравственных
норм и законов в обществе
всегда строго осуждалось и наказывалось.
Глава II. Профилактика и
коррекция девиантного поведения
подростков
2.1 Основные подходы
к профилактике и коррекции
девиантного поведения подростков
Подростки наиболее
чувствительны к социальным и психологическим
стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается
резкий рост конфликтных, недисциплинированных,
не умеющих владеть собой подростков.
В особенностях трудновоспитуемости их
кроются истоки алкоголизма, наркомании,
нравственной деградации, правонарушений,
преступности.
Проблема
девиантного поведения подростков
занимает одно из первых мест среди
других социальных и психологических
проблем. Даже учитывая то, что в
настоящее время очень трудно
оценить девиантные отклонения в
молодёжной среде, можно сказать, что масштабы
девиации растут по многим показателям.
Так, согласно общестатистическиим данным
по стране среди молодёжи получили наибольшее
распространение:
- пьянство
и алкоголизм (в стадии зависимости)
- 15-20%;
- наркомания
(эпизодическое и регулярное употребление)
от 1/4 до 1/3 до 100% (по Липецкой области процент
наркоманов среди подростков составляет
10,2);
- сексуальные
отклонения - высокая потентность
(анонимные вопросы показывают 10-15%
подростков имеют гомосексуальный
опыт;
- бродяжничество (дромомания) - цифры
варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России
«уличных» детей, имеющих семью и кров,
но живущих на улице - до 2 млн.);
- противоправное
поведение - преступное (уголовно
наказуемое) - около 50% подростков
и молодёжи.
Поэтому основной задачей решения данной
проблемы девиантного поведения подростков
становятся превентивные меры по предупреждению
девиации, профилактика и, при необходимости,
психолого-педагогическая коррекция.
Личность
подрастающего человека формируется
не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей
его среде. Последняя имеет решающее значение
для его воспитания. Особо при этом принадлежит
роль малым группам, в которых школьник
взаимодействует с другими. Это семья,
школьный класс, неформальные группы общения.
Трудности поведения подростков могут
быть обусловлены особенностями той или
иной семьи. Эти особенности отражаются
в имеющихся классификациях неблагополучных
семей, где часто появляются «трудные»
дети.
Л.С. Алексеева различает следующие виды
неблагополучных семей: конфликтная, аморальная,
педагогически некомпетентная и асоциальные
семьи.
Г.П. Бочкарёва считает, что есть:
1) семья с
неблагополучной эмоциональной
атмосферой, где родители не только
равнодушны, но и грубы к своим
детям;
2) семья, где
нет эмоциональных контактов между её членами;
3) семья с
нездоровой нравственной атмосферой.
А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные
ситуации в семье [18, стр. 56]
1) гиперопёка
различных степеней;
2) гипоопёка,
нередко переходящая в безнадзорность;
3) ситуация, создающая «кумира» семьи;
4) ситуация, создающая
«золушек» в семье.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных
семей:
1) семьи с
недостатком воспитательных ресурсов;
2) конфликтные
семьи;
3) нравственно
неблагополучные семьи;
4) педагогически
некомпетентные семьи.