Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:14, реферат
Жизнь во всех своих формах и проявлениях связана с движениями. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. Психика и сознание формируются в деятельности. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и т. д.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности). Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер.
1 Общее понятие деятельности, ее сущность и основные характеристики
2 Основные этапы развития деятельности
3 Структура деятельности
Цели и мотивы
Действия
Операции и средства
Результат (продукт) деятельности
Психофизиологические функции
4 Основные виды деятельности
Труд
Игра
Учение
Общение
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
РЕФЕРАТ
студентки I курса 1101 группы
Телицыной Елены Алексеевны
на тему
Деятельность
человека
Проверил:
к.пс.н., доц. Тулупьева Т.В.
Оценка: _________________________
Санкт-Петербург
2009 г.
Содержание:
1 Общее понятие деятельности, ее сущность и основные характеристики
2 Основные этапы развития деятельности
3 Структура деятельности
4 Основные виды деятельности
Введение
«Деятельность – единственный путь к знанию».
Б.
Шоу (1856-1950), английский писатель
Жизнь во всех своих формах и проявлениях
связана с движениями. Деятельность –
это присущая только человеку форма взаимодействия
с окружающим миром. Пока человек живет,
он постоянно действует, что-то делает,
чем-то занят. Психика и сознание формируются
в деятельности. В процессе деятельности
человек познает мир, создает необходимые
для собственного существования условия
(пищу, одежду, жилье и т. д.), удовлетворяет
свои духовные потребности (например,
занимаясь наукой, литературой, музыкой,
живописью), а также занимается самосовершенствованием
(укрепляя волю, характер, развивая свои
способности). Человек выступает в жизни,
прежде всего как деятель, творец и созидатель,
независимо от того, каким видом труда
он занимается.
В деятельности раскрывается богатство
духовного и психического мира личности:
глубина ума и переживаний, сила воображения
и воли, способности и черты характера.
Деятельность – категория социальная,
она носит общественный характер.
Животным доступна лишь жизнедеятельность,
проявляющаяся как биологическое приспособление
организма к требованиям окружающей среды.
Для человека характерно сознательное
выделение себя из природы. Он ставит перед
собой цели, осознает мотивы, побуждающие
его к активности.
Личность и формируется, и проявляется,
и совершенствуется в деятельности.
Здесь же происходит и формирование сознания.
Деятельность выражает конкретное отношение
человека к действительности. Деятельность
в то же время – это процесс взаимодействия
человека с миром, но процесс не пассивный,
а активный, сознательно регулируемый
и целенаправленный. То есть в процессе
деятельности происходит изменение и
преобразование мира в интересах людей,
создание того, чего нет в природе. В деятельности
и через нее человек реализует свои цели,
обьективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой
им действительности.
Человеческая
деятельность чрезвычайно разнообразна.
Это и труд, направленный на создание
материальных ценностей, и организация
совместных усилий и активности многих
социальных групп, и воспитание и обучение
(педагогическая деятельность), и научно-исследовательская
деятельность.
Человеческая деятельность очень многогранна.
В ходе ее человек не только осуществляет
действия и движения, но и тратит массу
энергии, выполняет большой объем операций,
разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные
усилия, проявляя волю и переживая свои
поступки и их результаты.
Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он может преследовать в ней как общественно значимые цели, так и достигать в ходе деятельности результаты, не одобряемые другими людьми.
Для изучения
данной темы необходимо рассмотреть
деятельность в ее различных видах
и формах, со стороны ее структуры, а
также ее сущность, основные характеристики.
Что я и попытаюсь сделать в своем реферате.
Общее
понятие деятельности,
ее сущность и основные
характеристики
Понятие и сущность деятельности:
Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее есть потребности, которые надо удовлетворять.
Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Активность — это энергия, используемая в специфической реакции, выражающаяся у человека в стремлении и осуществлении деятельности, с целью удовлетворения данной потребности. Активность самого человека - непременное условие развития его способностей и дарований, достижение успеха. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главный образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опирается на его собственное отношение к действительности.1
Пример: Если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек - актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.
Деятельность в философском понимании означает специфическую форму общественно исторической жизни людей, состоящую в целенаправленном преобразовании ими окружающей действительности. Осуществляя деятельность, субъект не только изменяет окружающий мир, но и себя, свои возможности, опыт2. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, развивает свои способности, строит и совершенствует общество.
Деятельность — форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Деятельность человека имеет созидательный и нередко творческий характер. Человек в своей деятельности больше не потребляет, а создает окружающий мир, не пользуется им, а преобразует его. Творческий характер деятельности человека проявляется в том, что благодаря ей он как бы выходит за пределы собственной природной ограниченности. И вследствие продуктивного творческого характера деятельности человек создал мир культуры, в котором он живет, включая знаковые системы и орудия.3
Деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Произведенный предмет-это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в мире, потому что этот предмет произведен для других людей.4
Деятельности присущи такие черты, как сознательность. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества.
В-четвертых,
в деятельности человека проявляется
ее общественный характер, так как
в процессе деятельности человек вступает
в разнообразные отношения с другими людьми.5
Потребности:
Деятельность— процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности). Потребность проявляется в определенном состоянии психики (у человека — сознания, называемого переживанием).6 То есть деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
В современной науке применяются различные классификации потребностей. В общем виде их можно объединить в три группы:
Естественные, социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество граней. Например, утоляя голод, человек заботится об разнообразии блюд, чистоте, приятном обществе и т.д.7
Многообразие
деятельности:
В зависимости от многообразия
потребностей человека и
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Деятельность может быть
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную.
В зависимости от соответствия
деятельности существующим
В связи с социальными формами
объединения людей в целях
осуществления деятельности
В зависимости от наличия или
отсутствия новизны целей,
В зависимости от общественных
сфер, в которых деятельность
протекает, различают
Предметность
деятельности:
Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность.
Итак, на что непосредственно направлена деятельность называется предметом. Например, предметом учебной деятельности является развитие знаний, умений и навыков; предметом познавательной деятельности – получение информации и т.д.
Внутренняя
и внешняя деятельность:
Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Деятельность, выполняемая почт исключительно с помощью разнообразных движений, совершаемых различными частями тела, считается внешней, деятельность, в основном включающая в свой состав различные умственные действия и операции, - внутренней.
Между этими двумя типами
Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние составляющие. В качестве внешних компонентов могут выступать разнообразные действия, входящие в состав деятельности, а в роли внутренних – регулирующие ее психологические образования: мотивы, цели планы, программы. Соответственно, во внешней деятельности преобладают двигательные компоненты, связанные с работой скелетных мышц, во внутренней – психические компоненты, т.е. действия и операции, совершаемые в уме, или процессы, происходящие внутри организма.10