Деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:14, реферат

Описание

Жизнь во всех своих формах и проявлениях связана с движениями. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. Психика и сознание формируются в деятельности. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и т. д.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности). Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер.

Содержание

1 Общее понятие деятельности, ее сущность и основные характеристики
2 Основные этапы развития деятельности
3 Структура деятельности
Цели и мотивы
Действия
Операции и средства
Результат (продукт) деятельности
Психофизиологические функции
4 Основные виды деятельности
Труд
Игра
Учение
Общение

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

    Процесс учения — это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В учении все подчинено развитию личности. В этом его основное отличие от игры и труда. Основная цель учения – подготовка человека к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Учение заключается в освоении знаний,  умений и результатов того, что создано предшествующим трудом человечества.

    В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т. д.32

    Основными мотивами учения являются стремления подготовиться к будущей деятельности, испытать и выявить свои силы и способности, интерес к знанию. Я считаю, этот мотив очень важным для процесса учения, так как для того чтобы люди учились усердно и эффективно, у них должна быть какая-то заинтересованность в учебе или интерес к ней.1

    Итак, учение — это деятельность, направленная на овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности и которые систематически обогащаются и совершенствуются. При этом у него развиваются умственные качества, чувства, воля, мировоззрение, моральные устои, характеризующие его как сознательную личность. Человек учится и должен учиться, повышая свою квалификацию. В школьные годы учению принадлежит особая роль: ребенок развивается, обучаясь. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек.33

   Рассматривая основные виды деятельности  как условие формирования сознания  личности, необходимо учитывать,  что в жизни труд, учение и  игра часто взаимно переплетаются.  Так, в игре немало элементов  учения, а в учении – труда.  В свою очередь и в труде, как правило содержатся элементы учения. Но как бы тесно ни переплетались игра, учение и труд, они все-таки имеют свои существенные различия, которые определяются целями каждого вида деятельности и способами их достижения.

    Общим же для игры, учения и труда является то, что для удовлетворения своих потребностей человек должен овладеть отношениями между людьми, вещами и явлениями окружающего мира, спецификой своей деятельности. Виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд. 34 

Общение: 

    Часто наряду с игрой, учением и трудом выделяют особый вид деятельности – общение.     Общение – это установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми.    Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами, конкретными действиями.

    Процесс обмена информациями называется коммуникацией. Поэтому общение — это одна из форм коммуникаций. Потребность в такой информации — врожденная, запрограммирована природой. В младенческом периоде ребенок уже ищет контакта с матерью, затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. 
Общение — это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Поэтому взаимодействие на основе только физических и физиологических форм отражения не может рассматриваться как общение, как и взаимодействие человека с машиной.35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

    Можно сделать вывод, что значение деятельности для человека очень велико и значимо.

В процессе деятельности индивид самореализуется  и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит  в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.

    Значение деятельности в том прежде всего и заключается, что в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром.

    В деятельности и через нее человек реализует и утверждает себя как субъект – в своем отношении к объектам, им созданным; как личность – в своем отношении к другим людям, на которых он в своей деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт. В деятельности, осуществляя которую человек совершает свой жизненный путь, все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются. 

Не было бы деятельности, человек не смог бы развиваться, совершенствовать свои способности  и изменять окружающий его мир. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 
 

  1. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т  II / C.Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1989.- 328 с.
  2. Обществознание: учеб. пособие/ Л.Н. Боголюбов [и др.].–3-е изд.- М.: Просвещение, 2007.- 351 с.
  3. Деятельность. URL: http://azps.ru/articles/cmmn/indexde.html
  4. Виды деятельности. URL: http://personnel.uapa.ru/course.asp?id=205&show=lecture&fname=lecture_%D2%E5%EC%E0%208.%20%C4%E5%FF%F2%E5%EB%FC%ED%EE%F1%F2%FC.html
  5. Понятие и строение человеческой деятельности. URL: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.34694_1.html
  6. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие/Р.С. Немов.- М.: Высшее образование, 2007.- 639с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с
  8. Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие/ И.П. Подласый.- М.: ВЛАДОС, 1996.- 432 с.
  9. Носкова О. Деятельность/ О. Носкова// Энциклопедия гуманитарных наук.- 2004.-№ 1.- с. 135
  10. Деятельность как способ существования общества. URL: http://cit.vvsu.ru/portal/nfpk/lib/obsch/3.htm

Информация о работе Деятельность человека