Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:14, реферат
Жизнь во всех своих формах и проявлениях связана с движениями. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. Психика и сознание формируются в деятельности. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и т. д.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности). Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер.
1 Общее понятие деятельности, ее сущность и основные характеристики
2 Основные этапы развития деятельности
3 Структура деятельности
Цели и мотивы
Действия
Операции и средства
Результат (продукт) деятельности
Психофизиологические функции
4 Основные виды деятельности
Труд
Игра
Учение
Общение
Процесс учения — это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В учении все подчинено развитию личности. В этом его основное отличие от игры и труда. Основная цель учения – подготовка человека к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Учение заключается в освоении знаний, умений и результатов того, что создано предшествующим трудом человечества.
В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т. д.32
Основными мотивами учения являются стремления подготовиться к будущей деятельности, испытать и выявить свои силы и способности, интерес к знанию. Я считаю, этот мотив очень важным для процесса учения, так как для того чтобы люди учились усердно и эффективно, у них должна быть какая-то заинтересованность в учебе или интерес к ней.1
Итак, учение — это деятельность, направленная на овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности и которые систематически обогащаются и совершенствуются. При этом у него развиваются умственные качества, чувства, воля, мировоззрение, моральные устои, характеризующие его как сознательную личность. Человек учится и должен учиться, повышая свою квалификацию. В школьные годы учению принадлежит особая роль: ребенок развивается, обучаясь. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек.33
Рассматривая основные виды
Общим же для игры, учения и труда является
то, что для удовлетворения своих потребностей
человек должен овладеть отношениями
между людьми, вещами и явлениями окружающего
мира, спецификой своей деятельности.
Виды деятельности не существуют изолированно,
в разные периоды жизни человека они имеют
неодинаковое значение. Для одного периода
жизни ведущей деятельностью является
игра, для другого — учение, а для третьего
— труд. Таким образом, можно говорить
о видах деятельности, которые являются
ведущими в тот или иной период развития
личности. До поступления ребенка в школу
ведущий вид деятельности — игра. Ведущий
вид деятельности школьника — учение,
взрослого — труд. 34
Общение:
Часто наряду с игрой, учением и трудом выделяют особый вид деятельности – общение. Общение – это установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами, конкретными действиями.
Процесс обмена информациями называется
коммуникацией. Поэтому общение — это
одна из форм коммуникаций. Потребность
в такой информации — врожденная, запрограммирована
природой. В младенческом периоде ребенок
уже ищет контакта с матерью, затем его
связи с окружающими быстро расширяются
по мере роста его возможностей общения.
Общение — это взаимодействие на основе
взаимного психического отражения. Поэтому
взаимодействие на основе только физических
и физиологических форм отражения не может
рассматриваться как общение, как и взаимодействие
человека с машиной.35
Заключение
Можно сделать вывод, что значение деятельности для человека очень велико и значимо.
В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.
Значение деятельности в том прежде всего и заключается, что в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром.
В деятельности и через нее человек реализует и утверждает себя как субъект – в своем отношении к объектам, им созданным; как личность – в своем отношении к другим людям, на которых он в своей деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт. В деятельности, осуществляя которую человек совершает свой жизненный путь, все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются.
Не было
бы деятельности, человек не смог бы
развиваться, совершенствовать свои способности
и изменять окружающий его мир.
Список
литературы: