Деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:14, реферат

Описание

Жизнь во всех своих формах и проявлениях связана с движениями. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. Психика и сознание формируются в деятельности. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и т. д.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности). Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер.

Содержание

1 Общее понятие деятельности, ее сущность и основные характеристики
2 Основные этапы развития деятельности
3 Структура деятельности
Цели и мотивы
Действия
Операции и средства
Результат (продукт) деятельности
Психофизиологические функции
4 Основные виды деятельности
Труд
Игра
Учение
Общение

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  деятельности: 
 

    Деятельность человека – это  развивающееся, динамически изменяющееся  образование. Основные направления развития деятельности человека в онтогенезе являются следующими:

  • появление  у человека новых видов деятельности;
  • изменение иерархии уже имеющихся видов деятельности;
  • изменение содержания и строения одной и той же деятельности;
  • изменение мотивации деятельности;
  • интериоризация деятельности, т.е. превращение ее внешних компонентов во внутренние;
  • автоматизация деятельности;

    Рассмотрим кратко каждое из  направлений развития деятельности  в отдельности. Появление у  человека новых видов деятельности не только связано с появлением новых потребностей, но и со специфическим механизмом формирования новых видов деятельности на основе тех видов деятельности, которые уже сложились у человека. 11Механизм состоит в том, что действие, включенное в состав деятельности, выполняемой человеком, и его цель со временем могут стать настолько значимыми для человека, что соответствующая цель превратится в мотив его деятельности (это «сдвиг мотива на цель»). В данном случае, цель которого стала мотивом, превращается в самостоятельный, новый вид деятельности человека. Например, студент читает книгу, рекомендованную преподавателем, для того, чтобы подготовиться и сдать экзамен. Последнее является мотивом его чтения. Однако в процессе чтения студент может настолько заинтересоваться содержанием читаемой книги, что забудет о том, что готовился сдавать экзамен, и станет читать книгу дальше из чисто познавательного интереса – для того, чтобы приобрести содержащиеся в ней знания. Мотивом чтения и соответствующего вида деятельности в данном случае станет получение знаний.

    Изменение иерархии видов деятельности  связано с переменой их значимости  для человека. Такое изменение,  характеризующее развитие деятельности, может происходить в том случае, если число и содержание видов  деятельности, которыми занимается человек, остается неизменным. Например, в детском возрасте наиболее интересным и значимым видом деятельности была игра. Но одновременно с этим ребенок может заниматься учением и трудом. Взрослея, он может всерьез заняться учением, и этот вид деятельности выйдет у него на передний план. Наконец, став взрослым, получив профессию, он может с большим увлечением заняться именно работой, которая теперь займет первое место в иерархии прежних видов деятельности. Можно также предположить, что иерархия деятельности человека будет меняться при переходе из возраста в возраст, а также по мере накопления жизненного опыта в связи со сменой системы ценностей.

    Под изменением содержания и  строения деятельности понимается  следующее. Один и тот же вид деятельности человека меняется по составу входящих в него действий и операций. Например, человек способен научиться достигать одного и того же результата в своей деятельности, действуя по-разному (в этом случае деятельность изменяется по составу входящих в ее структуру действий). Когда мы говорим о строении деятельности, то имеем, например, в виду последовательность выполнения человеком определенных действий и операций или соотношение в строении деятельности внешних и внутренних действий и операций.

    Изменение мотивации деятельности  – это или ее подчинение  новым мотивам при сохранении  внутренней структуры (состава  действий и операций), или включение  в регуляцию деятельности новых  мотивов наряду со старыми  мотивами, или изменение иерархии  тех мотивов, которые управляют данным видом деятельности человека. С изменением мотивации мы имеем дело и в том случае, когда деятельность начинает обслуживать новые потребности человека, те, которые с ее помощью раньше не удовлетворялись, или когда деятельность перестает удовлетворять старые потребности человека.

    Интериоризация  деятельности – это переход из внешней формы во внутреннюю. В процессе интрериоризации деятельности происходит замена внешних действий и операций, входящих в ее состав, на внутренние действия и операции.

    И наконец, автоматизация деятельности  как возможное направление ее  развития состоит в том, что  отдельные действия и операции, входящие в состав деятельности, постепенно превращаются в умения  а далее – в навыки. В результате  автоматизируется деятельность в целом. Данный процесс, имеет место, например, в профессиональной деятельности людей, особенно тогда, когда они давно и успешно ею занимаются.12    
 
 

 

Структура деятельности 

Деятельность  имеет сложную структуру. В ней  обычно выделяют несколько уровней: цели и мотивы, действия, средства, операции, психофизиологические функции.

Цели  и мотивы деятельности:

  Мотив:

    Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Побудительной силой человека, заставляющей его заниматься какой-либо деятельностью является мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности.13 Деятельности без мотива не бывает: <немотивированная> деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

    Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.14

    Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности).

    Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание или приобретение тех или иных материальных предметов, обслуживающих естественные потребности; функциональные удовлетворяются с помощью различных видов деятельности, связанных с движениями. С помощью этих движений поддерживается психологическое или физическое состояние организма. Это, например, занятие спортом или различного рода подвижные иры; социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих; духовные лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с нравственным самосовершенствованием человека.

    Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).15

    Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни.  

 

 Цель:

    Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ нового здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нового здания – предвосхищаемый результат.16

   Цель, которая может выступать как реальный физический предмет, создаваемый человеком, или нечто идеальное, например знания, приобретаемые в ходе деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться различными мотивами. Например, получение студентом знаний в результате чтения книги обычно мотивируется такими разными мотивами, как сдача экзамена, собственное развитие и т.д. Или наоборот, в основе разных видов деятельности с различными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, мотив собственного интеллектуального развития удовлетворяется через достижение следующих целей: чтение литературы, творчество, обмен информацией с другими людьми.17  

Действия: 

    Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, конспектирование, выполнение упражнений, решение задач и т.д.

    Специфически человеческое действие сформировалось в труде как акт трудовой деятельности, действия человека всегда направлены на конкретный результат. Сознательный, целенаправленный характер человеческого действия является специфической его чертой. Иными словами, действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели.

    Действие выполняет функцию направления:  действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом (мотив выполняет функцию побуждения), но являются направленными на цель. Допустим, что деятельность человека побуждается пищей; в этом и состоит мотив. Однако для удовлетворения потребности в пище он должен выполнять действия,  которые непосредственно на овладение пищей не направлены.

    Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую. допустим,  что у меня возникает цель - прибыть в пункт N, и  я это  делаю. Понятно, что данное действие может иметь совершенно  разные мотивы,  т.е. реализовать совершенно разные деятельности. Очевидно  и  обратное,   а  именно,  что один   и тот же  мотив может конкретизоваться в разных целях и соответственно породить разные действия.

    В  связи с  выделением  понятия  действия  как  важнейшей  "образующей" человеческой  деятельности  (ее  момента)  нужно  принять  во внимание,  что сколько-нибудь   развернутая   деятельность  предполагает  достижение   ряда конкретных целей,  из  числа которых некоторые  связаны между  собой жесткой последовательностью.   Иначе  говоря,  деятельность  обычно   осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из  общей цели.18 
 
 
 

Средства  и операции: 

    Действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется. Итак, способы осуществления действия – это операции. Всякая операция есть результат преобразования действия, происходящего в результате его включения в другое действие.19

     Также, операции – системы движений, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, мало осознаются или совсем не осознаются.

   Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека — операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

    Акты или звенья, на которые распадается действие, являются частичными действиями, или операциями. То есть, операции – составные части механизма действия.

   Достичь желаемого результата  помогают определенные средства  деятельности. Например, в учебной деятельности средствами являются учебники, карты, приборы, таблицы и т.д.20   

Результат деятельности: 

В ходе деятельности возникают определенные продукты или результаты деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.21 

Психофизиологические  функции:  

    На уровне психофизиологических функций обеспечивается психологическое обеспечение деятельности. Цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа .

    Автоматизированные, выполняемые компоненты деятельности называются умениями, навыками и привычками. 

Информация о работе Деятельность человека