Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:14, реферат
Жизнь во всех своих формах и проявлениях связана с движениями. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. Психика и сознание формируются в деятельности. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и т. д.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности). Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер.
1 Общее понятие деятельности, ее сущность и основные характеристики
2 Основные этапы развития деятельности
3 Структура деятельности
Цели и мотивы
Действия
Операции и средства
Результат (продукт) деятельности
Психофизиологические функции
4 Основные виды деятельности
Труд
Игра
Учение
Общение
Развитие
деятельности:
Деятельность человека – это
развивающееся, динамически
Рассмотрим кратко каждое из
направлений развития
Изменение иерархии видов
Под изменением содержания и
строения деятельности
Изменение мотивации
Интериоризация деятельности – это переход из внешней формы во внутреннюю. В процессе интрериоризации деятельности происходит замена внешних действий и операций, входящих в ее состав, на внутренние действия и операции.
И наконец, автоматизация
Структура
деятельности
Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: цели и мотивы, действия, средства, операции, психофизиологические функции.
Цели и мотивы деятельности:
Мотив:
Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Побудительной силой человека, заставляющей его заниматься какой-либо деятельностью является мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности.13 Деятельности без мотива не бывает: <немотивированная> деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.
Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.14
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности).
Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание или приобретение тех или иных материальных предметов, обслуживающих естественные потребности; функциональные удовлетворяются с помощью различных видов деятельности, связанных с движениями. С помощью этих движений поддерживается психологическое или физическое состояние организма. Это, например, занятие спортом или различного рода подвижные иры; социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих; духовные лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с нравственным самосовершенствованием человека.
Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).15
Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно
многообразны, поскольку проистекают
из различных потребностей и интересов,
которые формируются у человека в процессе
общественной жизни.
Цель:
Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ нового здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нового здания – предвосхищаемый результат.16
Цель, которая может выступать как реальный
физический предмет, создаваемый человеком,
или нечто идеальное, например знания,
приобретаемые в ходе деятельности. Цель
деятельности не равнозначна ее мотиву,
хотя иногда мотив и цель могут совпадать
друг с другом. Различные виды деятельности,
имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться
различными мотивами. Например, получение
студентом знаний в результате чтения
книги обычно мотивируется такими разными
мотивами, как сдача экзамена, собственное
развитие и т.д. Или наоборот, в основе
разных видов деятельности с различными
конечными целями могут лежать одни и
те же мотивы. Например, мотив собственного
интеллектуального развития удовлетворяется
через достижение следующих целей: чтение
литературы, творчество, обмен информацией
с другими людьми.17
Действия:
Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, конспектирование, выполнение упражнений, решение задач и т.д.
Специфически человеческое действие сформировалось в труде как акт трудовой деятельности, действия человека всегда направлены на конкретный результат. Сознательный, целенаправленный характер человеческого действия является специфической его чертой. Иными словами, действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели.
Действие выполняет функцию
Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую. допустим, что у меня возникает цель - прибыть в пункт N, и я это делаю. Понятно, что данное действие может иметь совершенно разные мотивы, т.е. реализовать совершенно разные деятельности. Очевидно и обратное, а именно, что один и тот же мотив может конкретизоваться в разных целях и соответственно породить разные действия.
В связи с выделением понятия
действия как важнейшей "образующей"
человеческой деятельности (ее
момента) нужно принять во внимание,
что сколько-нибудь развернутая
деятельность предполагает достижение
ряда конкретных целей, из числа
которых некоторые связаны между
собой жесткой последовательностью.
Иначе говоря, деятельность
обычно осуществляется некоторой
совокупностью действий, подчиняющихся
частным целям, которые могут выделяться
из общей цели.18
Средства
и операции:
Действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется. Итак, способы осуществления действия – это операции. Всякая операция есть результат преобразования действия, происходящего в результате его включения в другое действие.19
Также, операции – системы движений, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, мало осознаются или совсем не осознаются.
Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека — операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).
Акты или звенья, на которые распадается действие, являются частичными действиями, или операциями. То есть, операции – составные части механизма действия.
Достичь желаемого результата
помогают определенные
Результат
деятельности:
В ходе
деятельности возникают определенные
продукты или результаты деятельности.
Таковыми являются материальные и духовные
блага, формы общения людей, общественные
условия и отношения, а также способности,
умения, знания человека. В результатах
деятельности воплощается сознательно
поставленная цель.21
Психофизиологические
функции:
На уровне психофизиологических функций обеспечивается психологическое обеспечение деятельности. Цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа .
Автоматизированные, выполняемые компоненты
деятельности называются умениями, навыками
и привычками.