Деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:14, реферат

Описание

Жизнь во всех своих формах и проявлениях связана с движениями. Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. Психика и сознание формируются в деятельности. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и т. д.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности). Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается.
В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер.

Содержание

1 Общее понятие деятельности, ее сущность и основные характеристики
2 Основные этапы развития деятельности
3 Структура деятельности
Цели и мотивы
Действия
Операции и средства
Результат (продукт) деятельности
Психофизиологические функции
4 Основные виды деятельности
Труд
Игра
Учение
Общение

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

    Умения:

    Умения – это элементы деятельности, позволяющие человеку делать  что-либо с высоким качеством,  например точно и правильно  выполнять какое-либо действие  или операцию.

    Умение обычно включает в себя автоматически выполняемые компоненты, называемые навыками, но в целом умение представляет собой не полностью доведенные до автоматизма действия и операции, поэтому их выполнение необходимо контролировать.  

 Навыки:

    Навыки – это полностью автоматизированные умения или их компоненты, выполняемые быстро, точно и безошибочно. Выполнение навыка осуществляется по внутренне контролируемой программе, на бессознательном уровне.22

    Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности.      Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:

  • двигательные навыки складываются в процессе физической деятельности;
  • умственные навыки складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой ит.д.

    Жизненное значение навыков и  умений очень велико. Они облегчают  физические и умственные усилия  в труде, учении, вносят в деятельность  каждого человека определенный  ритм, устойчивость.

        Навыки образуются в результате  упражнений, т.е. целенаправленных  и систематических повторений  действий.  Успешность овладения  навыком зависит не только  от количества повторений, но  и от других причин объективного  и субъективного характера. Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость и другие качества, характерные для автоматизированных действий. 

Привычки:

Еще один важный элемент деятельности – это привычка. Привычку можно определить как устойчивую систему взаимосвязанных умений и навыков, которые возникают и выполняются человеком в конкретной ситуации.

    Также привычку можно определить, как компонент действия, в основе которого лежит потребность. От умений и навыков она отличается тем, что представляет собой, так называемый, непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой - либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой частью деятельности. Они выполняется механически, не имеют сознательной цели и явно выраженного продуктивного завершения. Они могут в известной степени контролироваться, но могут проявляться и спонтанно.

     Пути формирования привычек: 1) через  подражание; 2) в результате многократного  повторения действия; 3) через сознательные  целенаправленные усилия, например, путем положительного подкрепления  желаемого поведения через материальный  предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.23 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 

  Основные  виды деятельности 

    Видов деятельности человека — огромное количество, так как каждая отдельно взятая деятельность  служит удовлетворению той или иной потребности, поэтому у человека имеется столько разных видов деятельности, сколько у него потребностей. Но во всем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся: игра, учение, труд и общение. 
Эти виды соответствуют общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех людей – виды социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.24 И каждый их этих видов включает в себя множество ее частных вариантов, например, есть частные виды общения, немалое количество игр, разнообразие формы обучения и т.д.
 

Труд:  

    Основным, исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. А своеобразные, отличные от труда, но связанные с ним и производные от него виды деятельности представляют игра и учение.

Именно  благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни. В этом сущность трудовой деятельности. Направленный по своей основной установке на производство, на создание определенного продукта, труд – это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности человека, но и сам человек формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические действенные установки его мировоззренческие принципы, развиваются те личные качества человека, которые непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.

    Труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта (это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем).

    Труд – это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует поэтому планирования и контроля исполнения, он всегда заключает определенные обязательства и требует дисциплины.  Трудовая деятельность совершается первично не в силу привлекательности самого процесса деятельности, а , можно сказать, ради результата, служащего для удовлетворения потребностей человека.  Основным мотивом труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес.

    Труд является насущнейшей потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности, претворять свой замысел в дело, воплощая его в материализованных продуктах; трудиться – значит, обогащать и расширять сове собственное бытие, быть создателем, творцом – величайшее счастье, которое вообще доступно человеку. То есть труд – основной закон развития человека.25

   Материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность) — одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

    В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно  поставленные цели — производство  определенной продукции, переработка  природных материалов, создание  машин и механизмов и др.;

2) предметы  труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена  деятельность людей;

3) средства  и орудия труда — все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые  технологии — приемы и способы,  применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:

1) производительность труда — количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность  труда — соотношение материальных  и трудовых затрат, с одной  стороны, и полученных результатов  — с другой;

3) уровень  разделения труда — распределение  конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).26 

Игра:  

    Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Что же такое игра? Прежде всего, игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.       Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей – преимущественно развивающее; для взрослых – общение, разрядка. Игра совершается не потому, что внутри человеческого организма накопился излишек нерастраченной энергии; игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. 

    Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. То есть, суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность человека (ребенка) воздействовать на мир – в этом основное и самое общее значение игры.27

    Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры – ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Можно сказать, что игра готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.28     Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) , упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, можно сказать, что имитируется действительность, это позволяет человек становится субъектом деятельности. Мотивом игры является удовольствие, которое человек испытывает от самого процесса игры.29

   Игра тесно связана с трудом. Игра является порождение труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам (например, когда ребенок играет во врача). Однако имеются и различия между игровой и трудовой деятельностью. Основное отличие заключается в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает потребность или интерес, он делает то, что нужно должно делать, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нем обязанности, независимо от наличия непосредственного интереса или потребности. Играющий же в своей игровой деятельности не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. Например, врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные или служебные обязанности; ребенок, играя во врача, «лечит» окружающих только потому, что это его привлекает. То есть, можно сказать, что игра происходит из побуждений – непосредственных интересов и потребностей. В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. То есть игровое действие – это есть действие, которое совершается в силу непосредственного к тому интереса.30

    Существует несколько типов игр: индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно - ролевые, сюжетно - ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.31  

Учение:

 

    В процессе исторического развития формы труда, все совершенствуясь, вместе с тем и усложнялись. В силу этого все менее возможным становилось овладение необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в процессе самой деятельности. Поэтому учение становилось все более необходимым для человека в целях подготовки к дальнейшей трудовой деятельности. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд. Учение очень сближается с трудом по общей установке. Например, в учении, как и в труде, нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях.1

Информация о работе Деятельность человека