Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях — логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре. Важное значение имеет ранняя диагностика патологии и логопедическая работа с этими детьми в первые годы жизни. Разработана система комплексных мероприятий по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением мозга. Работа проводится в специальных неврологических стационарах для детей с перинатальной патологией. Для профилактики дизартрии имеют значение осмотры детей с перинатальной патологией, а также детей, у которых отмечалась патология со стороны нервной системы. Врач и логопед дают обоснованные рекомендации родителям по лечению, обучению, воспитанию детей, по развитию артикуляционной моторики.
Стертая форма и
Особенно хочу выделить
стертую (легкую) форму
дизартрии, так как в последнее время
в процессе логопедической практики все
чаще встречаются дети, нарушения речи
которых схожи с проявлениями сложных
форм дислалии, но с более длительной и
сложной динамикой обучения и коррекции
речи. Тщательное логопедическое обследование
и наблюдение выявляют у них ряд специфических
нарушений (нарушения двигательной сферы,
пространственного гнозиса, фонетической
стороны речи (в частности, просодических
характеристик речи), фонации, дыхания
и другие), что позволяет сделать вывод
о наличии органических поражений центральной
нервной системы.
Опыт практической и исследовательской
работы показывает, что очень часто сложно
диагностировать легкие формы дизартрии,
ее дифференциации от других речевых расстройств,
в частности - дислалии, в определении
путей коррекции и объема необходимой
логопедической помощи детям со стертой
формой дизартрии. Учитывая распространенность
данного речевого нарушения среди детей
дошкольного возраста, можно сделать вывод,
что в настоящее время назрела очень актуальная
проблема - проблема оказания квалифицированной
логопедической помощи детям со стертой
формой дизартрии. Легкие (стертые)
формы дизартрии могут наблюдаться
у детей без явных двигательных расстройств,
перенесших воздействие различных неблагоприятных
факторов в течение пренатального, натального
и раннего постнатального периодов развития.
Среди таких неблагоприятных
факторов можно отметить:
- токсикоз беременности; - хроническую
гипоксию плода; - острые и хронические
заболевания матери в период беременности;
- минимальное поражение нервной системы
при резус-конфликтных ситуациях матери
и плода;
- легкую асфиксию; - родовые
травмы; - острые инфекционные
заболевания детей в младенческом возрасте
и т.д.
Воздействие этих
неблагоприятных факторов
приводит к возникновению
ряда специфических
особенностей в развитии
детей. В ранний период развития у детей
со стертой формой дизартрии отмечаются
двигательное беспокойство, нарушения
сна, частый, беспричинный плач. Кормление
таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются
трудность в удержании соска, быстрая
утомляемость при сосании, малыши рано
отказываются от груди, часто и обильно
срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются
к прикорму, неохотно пробуют новую пищу.
За обедом такой ребенок долго сидит с
набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно
глотает пищу, отсюда частые поперхивания
во время еды. В раннем
психомоторном развитии
также можно отметить
ряд особенностей: становление статодинамических
функций может несколько запаздывать
или оставаться в пределах возрастной
нормы. Дети, как правило, соматически
ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.
Анамнез детей со стертой формой дизартрии
отягощен. Раннее речевое развитие у значительной
части детей с легкими проявлениями дизартрии
незначительно замедлено. Первые слова
появляются к 1 году, фразовая речь формируется
к 2-3 годам. При этом довольно долго речь
детей остается неразборчивой, неясной,
понятной только родителям. Таким образом,
к 3-4 годам фонетическая сторона речи у
дошкольников со стертой формой дизартрии
остается несформированной.
Однако коррекция речевых нарушений у
таких детей обычными методами и приемами
не приносит эффективных результатов.
Следовательно, встает вопрос о дообследовании
и более детальном изучении причин и механизмов
возникновения данных нарушений. При
тщательном неврологическом обследовании
детей с подобными речевыми расстройствами
с применением функциональных нагрузок
выявляется неярко выраженная микросимптоматика
органического поражения нервной системы.
Эти симптомы проявляются в виде расстройства
двигательной сферы и экстрапирамидной
недостаточности и отражаются на состоянии
общей, мелкой и артикуляционной моторики,
а также мимической мускулатуры.
Общая моторная сфера
детей со стертой формой
дизартрии характеризуется неловкими,
скованными, недифференцированными движениями.
Может встречаться небольшое ограничение
объема движений верхних и нижних конечностей,
при функциональной нагрузке возможны
содружественные движения (синкенезии),
нарушения мышечного тонуса. Часто при
выраженной общей подвижности движения
ребенка со стертой формой дизартрии остаются
неловкими и непродуктивными.
Наиболее ярко недостаточность общей
моторики проявляется у дошкольников
с данным нарушением при выполнении сложных
движений, требующих четкого управления
движениями, точной работы различных мышечных
групп, правильной пространственной организации
движений. К примеру, ребенок со стертой
формой дизартрии несколько позднее своих
сверстников начинает захватывать и удерживать
предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной
и двух ногах, неуклюже бегает, лазает
на шведской стенке. В среднем и старшем
дошкольном возрасте ребенок долго не
может научиться ездить на велосипеде,
кататься на лыжах и коньках.
У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются
также и нарушения мелкой моторики пальцев
рук, которые проявляются в нарушении
точности движений, снижении скорости
выполнения и переключения с одной позы
на другую, замедленном включении в движение,
недостаточной координации. Пальцевые
пробы выполняются неполноценно, наблюдаются
значительные затруднения. Данные особенности
проявляются в игровой и учебной деятельности
ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями
дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело
играет с мозаикой.
Особенности состояния
общей и мелкой моторики
проявляются и в артикуляции, так как
существует прямая зависимость между
уровнем сформированности мелкой и артикуляционной
моторики. Нарушения речевой моторики
у дошкольников с данным видом речевой
патологии обусловлены органическим характером
поражения нервной системы и зависят от
характера и степени нарушения функционирования
двигательных нервов, обеспечивающих
процесс артикуляции. Именно мозаичность
поражения двигательных проводящих корково-ядерных
путей и определяет большую комбинативность
речевых нарушений при стертой форме дизартрии,
коррекция которых требует от логопеда
тщательной и детальной разработки индивидуального
плана логопедической работы с таким ребенком.
И конечно, такая работа представляется
невозможной без поддержки и тесного сотрудничества
с родителями, заинтересованными в исправлении
нарушений речи своего ребенка.
При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
В логопедической
работе над речевым дыханием детей,
подростков и взрослых широко используется
парадоксальная дыхательная гимнастика
А. Н. Стрельниковой. Стрельниковская дыхательная
гимнастика - детище нашей страны, создавалась
она на рубеже 30-40-х годов XX века как способ
восстановления певческого голоса, потому
что А. Н. Стрельникова была певицей и его
потеряла. Эта гимнастика - единственная
в мире, в которой короткий и резкий вдох
носом делается на движениях, сжимающих
грудную клетку. Упражнения активно
включают в работу все части тела (руки,
ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс,
плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую
физиологическую реакцию всего организма,
повышенную потребность в кислороде. Все
упражнения выполняются одновременно
с коротким и резким вдохом через нос (при
абсолютно пассивном выдохе), что усиливает
внутреннее тканевое дыхание и повышает
усвояемость кислорода тканями, а также
раздражает ту обширную зону рецепторов
на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает
рефлекторную связь полости носа почти
со всеми органами. Вот почему эта дыхательная
гимнастика имеет такой широкий спектр
воздействия и помогает при массе различных
заболеваний органов и систем. Она полезна
всем и в любом возрасте.
В гимнастике основное внимание уделяется
вдоху. Вдох производится очень коротко,
мгновенно, эмоционально и активно. Главное,
по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь
затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе
совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
При обучении гимнастике
А. Н. Стрельникова советует
выполнять четыре основных
правила.
Правило 1. "Гарью пахнет! Тревога!"
И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте
воздух, как собака след. Чем естественнее,
тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть
воздух, чтобы взять воздуха побольше.
Вдох короткий, как укол, активный и чем
естественнее, тем лучше. Думайте только
о вдохе. Чувство тревоги организует активный
вдох лучше, чем рассуждения о нем.
Правило 2. Выдох - результат вдоха.
Не мешайте выдоху уходить после каждого
вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше
ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте
только: "Гарью пахнет! Тревога!" И
следите за тем только, чтобы вдох шел
одновременно с движением. Выдох уйдет
самопроизвольно. Рот должен быть слегка
приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением,
не будьте скучно-равнодушными. Правило
3. Повторяйте вдохи так, как будто
вы накачиваете шину. И, тренируя движения
и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп: 60-72 вдоха
в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма
урока: 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000
вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3
секунды. Правило 4. Подряд делайте
столько вдохов, сколько сможете легко
сделать в данный момент. Весь комплекс
состоит из 8 упражнений. Сначала - разминка.
Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине
плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи,
громко шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте
крылья носа соединяться в момент вдоха,
а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по
4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага
"сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы
ощутить, что ноздри двигаются и слушаются
вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте:
"Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы понять
гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно
с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой,
вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как
в обычной гимнастике.
Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном
темпе. Можно, стоя на месте, можно при
ходьбе по комнате, можно, переминаясь
с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад,
тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди,
то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов
делать длинные вдохи невозможно. Думайте:
"Ноги накачивают в меня воздух".
Это помогает. С каждым шагом - вдох, короткий,
как укол, и шумный. Освоив движение, поднимая
правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой,
поднимая левую - на правой. Получится
танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы
движения и вдохи шли одновременно. Не
мешайте и не помогайте выходить выдохам
после каждого вдоха. Повторяйте вдохи
ритмично и часто. Делайте их столько,
сколько сможете сделать легко.
Движения головы.
- Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево,
резко, в темпе шагов. И одновременно с
каждым поворотом - вдох носом. Короткий,
как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: "Гарью
пахнет! Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте
воздух... - "Ушки". Покачивайте
головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй,
как не стыдно!". Следите, чтобы тело
не поворачивалось. Правой ухо идет к правому
плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны.
Одновременно с каждым покачиванием -
вдох. - "Малый маятник". Кивайте
головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте:
"Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?".
Главные движения.
- "Кошка". Ноги на ширине плеч.
Вспомните кошку, которая подкрадывается
к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть
приседая, поворачивайтесь то вправо,
то влево. Тяжесть тела переносите то на
правую ногу, то на левую. На ту, в которую
сторону вы повернулись. И шумно нюхайте
воздух справа, слева, в темпе шагов.
- "Насос". Возьмите в руки свернутую
газету или палочку, как рукоятку насоса,
и думайте, что накачиваете шину автомобиля.
Вдох - в крайней точке наклона. Кончился
наклон - кончился вдох. Не тяните его,
разгибаясь, и не разгибайтесь до конца.
Шину надо быстро накачать и ехать дальше.
Повторяйте вдохи одновременно с наклонами
часто, ритмично и легко. Голову не поднимать.
Смотреть вниз на воображаемый насос.
Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших
движений-вдохов это самое результативное.
- "Обними плечи". Поднимите руки
на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните
ладони к себе и поставьте их перед грудью,
чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу
друг другу так, чтобы левая обнимала правое
плечо, а правая - левую подмышку, то есть,
чтобы руки шли параллельно друг другу.
Темп шагов. Одновременно с каждым броском,
когда руки теснее всего сошлись, повторите
короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи
помогают воздуху". Руки не уводите
далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.
- "Большой маятник". Это движение
слитное, похожее на маятник: "насос"-"обними
плечи", "насос"-"обними плечи".
Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся
к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают
плечи - тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох,
тик-так, тик-так, как маятник.
- "Полуприседы". Одна нога впереди,
другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей
впереди, нога сзади чуть касается пола,
как перед стартом. Выполняйте легкий,
чуть заметный присед, как бы пританцовывая
на месте, и одновременно с каждым приседом
повторяйте вдох - короткий, легкий. Освоив
движение, добавьте одновременные встречные
движения рук.
Далее следует специальная тренировка
"затаенного" дыхания: короткий вдох
с наклоном, дыхание максимально задерживается,
не разгибаясь, надо вслух считать до восьми,
постепенно количество произнесенных
на одном выдохе "восьмерок" увеличивается.
На одном крепко задержанном вдохе надо
набрать как можно больше "восьмерок".
С третьей или четвертой тренировки произнесение
заикающимися "восьмерок" сочетается
не только с наклонами, но и с упражнениями
"полуприседы". Главное, по мнению
А. Н. Стрельниковой, почувствовать "схваченное
в кулак" дыхание и проявить выдержку,
повторяя вслух максимальное количество
восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется,
"восьмеркам" на каждой тренировке
предшествует весь комплекс перечисленных
выше упражнений.
Упражнения для развития речевого дыхания
В логопедической
практике рекомендуются следующие
упражнения.
- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя),
положите одну руку на живот, другую - сбоку
на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте
глубокий вдох через нос (при этом живот
выпячивается вперед, и расширяется нижняя
часть грудной клетки, что контролируется
той и другой рукой). После вдоха сразу
же произведите свободный, плавный выдох
(живот и нижняя часть грудной клетки принимает
прежнее положение).
- Произведите короткий, спокойный вдох
через нос, задержите на 2-3 секунды воздух
в легких, затем произведите протяжный,
плавный выдох через рот.
- Сделайте короткий вдох при открытом
рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите
один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
- Произнесите плавно на одном выдохе несколько
звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу.
- Произведите счет на одном выдохе до
3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно
увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью
выдоха. Произведите обратный счет (десять,
девять, восемь...).
- Попросите ребенка повторить за вами
пословицы, поговорки, скороговорки на
одном выдохе. Обязательно соблюдайте
установку, данную в первом упражнении.
Капля и камень
долбит. Правой рукой строят
- левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала
Тома.
Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова,
два дрова - не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать
три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три
Егорка...
- Прочитайте русскую народную сказку "Репка" с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Репка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет,
вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка
за дедку, дедка за репку, тянут-потянут,
вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут,
вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка
за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка
за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть
не могут! Позвала кошка мышку. Мышка за
кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка
за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
Отработанные
умения можно и
нужно закреплять
и всесторонне
применять на практике.
* "Чей пароход лучше
гудит?" Возьмите стеклянный пузырек
высотой примерно 7 см, диаметром горлышка
1-1,5 см или любой другой подходящий предмет.
Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай,
как гудит пузырек. Как настоящий пароход.
А у тебя получится пароход? Интересно,
чей пароход будет громче гудеть, твой
или мой? А чей дольше?" Следует помнить:
чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна
слегка касаться края его горлышка. Струя
воздуха должна быть сильной и выходить
посередине. Только не дуйте слишком долго
(больше 2-3 секунд), а то закружится голова.
* "Капитаны".
Опустите в таз с водой бумажные кораблики
и предложите ребенку покататься на кораблике
из одного города в другой. Чтобы кораблик
двигался, нужно на него дуть не торопясь,
сложив губы трубочкой. Но вот налетает
порывистый ветер - губы складываются,
как для звука п.
Также способствуют
развитию речевого дыхания
свистульки, игрушечные
дудочки, губные гармошки,
надувание шариков и
резиновых игрушек.
Задания усложняются постепенно: сначала
тренировка длительного речевого выдоха
проводится на отдельных звуках, потом
- на словах, затем - на короткой фразе,
при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание ребенка
направляется на спокойный, ненапряженный
выдох, на длительность и громкость произносимых
звуков.
План логопедической работы по коррекции дизартрии.
I.Подготовительный этап.
1.Воспитание потребности к правильной речи.
2.Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает):
- проводится с использованием сюжетных и предметных картинок, которые логопед называет и просит ребёнка повторить.
3.Преодоление сенсорных нарушений (восприятия, внимания, памяти):
- проводится в виде развития слухового и зрительного внимания и восприятия, и т.д.
4.Формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза:
- работа аналогична работе над дислалией.
5.Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова:
- условия создаются в процессе упражнений на развитие восприятия и воспроизведение различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых.
6. Создание
условий для формирования обще
- двигательных и
- эти условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики.
Основное в содержание этапа – это:
Работа по развитию артикуляционного аппарата,
ей предшествует:
- проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса.
Основными
приёмами массажа являются
- одновременно с проведением дифференцированного массажа проводится работа по развитию мимических мышц лица.
С
этой целью ребёнка учат
- проведение работы по борьбе с солевацией.
1. Ребёнку
объясняют необходимость
2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3. Вызывая
пассивно и активно
4. Ребёнку перед зеркалом предлагается жевать твёрдую пищу, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (т.о. из непроизвольных движений в произвольные).
5. Произвольное
закрытие рта, за счёт
В
случае выраженной дизартрии
развитие речевой моторики
начинается с пассивной
Работа по развитию подвижности губ.
1. Рассмешить ребёнка (непроизвольное растягивание губ).
2. Намазать губы сладким («слизывание» - поднятие кончика языка вверх или вниз).
3. Поднести
ко рту длинный леденец (
После этих непроизвольных
Работа по развитию подвижности языка.
Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики последуют следующие упражнения.
1. Помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов.
2. Вытягивание языка вперёд и убирание его назад.