Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
3. Стимуляция
мышц корня языка. Сначала
4. Выполнение
тонких, дифференцированных движений
языка. С этой целью
II. Этап. - Формирование первичных произносительных умений и навыков.
1. Коррекция движений артикуляционного аппарата.
2. Развитие артикуляционного праксиса.
3. Развитие дыхательной и голосовой функций.
4. Работа над произношением (постановка, дифференциация звуков).
5. Работа над формированием просодических компонентов речи.
6. Работа по обогащению словаря и преодолению аграматизмов.
1-ые 2 направления
(коррекция движений
Продолжается
работа, начатая на 1-ом этапе в
виде артикуляционной
В связи с этим в артикуляционную гимнастику на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, и большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое).
Работа над дыханием.
В случае выраженной дизартрии
работа над дыханием
1. Ребёнок
лежит на спине, логопед
2. Ребёнок
сидит, перед его ноздрями
После
активной работы мышц диафрагмы
проводится выработка
Ребёнок
одну руку ложит на свою
диафрагму, другую – на диафрагму
логопеда. Логопед осуществляет
вдох и выдох, включая в
После
закрепления диафрагмального
- без речевого сопровождения; с речевым сопровождением.
Работа без речевого сопровождения.
Проводится
в виде различных дыхательных
упражнений с использованием
разнообразных дидактических
При
проведении дыхательной
- дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветриваемом помещении;
- при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (1-ый признак утомления – зевота – симптом кислородной недостаточности);
- при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
- при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;
- при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;
- дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;
- дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть лёгким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т.д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.
Работа с речевым сопровождением.
Проводится работа при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе.
Одни
методисты рекомендуют с
Эта работа проводится в следующих упражнениях:
- пение гласных на выдохе - «ниточка»;
- произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);
- произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе – звук);
- произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)
- произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;
- постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох – затем «птицы» - «птицы летят» - «птицы летят в небе» - «птицы летят в небе на юг» и т.д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется возрастом:
5 лет - | 4 – 5 слов, не больше |
6 лет - | 5 – 6 слов, не больше |
7лет - | 6 – 7 слов, не больше |
Работа над голосом.
Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.
В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т. к. именно эти движения (нижней челюсти), выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.
Для
выработки движений нижней
Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно – ролевых играх, в русских народных сказках.
Работа над произношением.
Работа
над произношением является
- Работа по коррекции дефектов звукопроизношения при дизартрии должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации.
- Работа над отдельными звуками должна проводиться в определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. И из числа дефектных звуков начинать работу со звуков раннего онтогенеза.
- При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов (орального автоматизма).
- При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать так же характер и распределение спастических и поретических прявлений в речевой мускулатуре.
- При выраженной дизартрии на первых порах не удаётся добиваться чистого звучания звука, поэтому можно переходить к работе над другими звуками, довольствуясь неполной частотой звучания.
Работа
над произношением проводится
параллельно с развитием
Работа над просодической стороной речи.
Большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа и ритма речи, путём обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы.
Коррекция
нарушений темпа речи
Развитию
мелодико-интонационной речи
III. Этап. – Формирование коммуникативных умений и навыков.
1. Продолжается работа по автоматизации и дифференциации звуков на более сложном, по сравнению с другими этапами речевом материале.
2. Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций.
3. Продолжается работа по коррекции лексико-грамматических нарушений, и с детьми школьного возраста продолжается работа по коррекции чтения и письма.
1.4. Дизартрия. Особенности нарушения артикуляционной моторики.
Дизартрия
– нарушение