Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад

Описание

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки по дизартрии.doc

— 763.50 Кб (Скачать документ)

3. Стимуляция  мышц корня языка. Сначала произвольно,  путём рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня  языка шпателем. Затем движения  закрепляются в безусловных рефлексах,  а затем и произвольных  «кашлевых» движениях.

4. Выполнение  тонких, дифференцированных  движений  языка. С этой целью целенаправленно  подбираются движения, направленные  на выработку нужного артикуляционного  уклада, с учётом нормальной артикуляции  звука и характера дефекта.    Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игры, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера и степени органического поражения. Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной в том случае, когда она будет сочетаться с развитием общей и особенно ручной моторики. С этой целью при выраженной дизартрии методист по лечебной физкультуре развивает у ребёнка опорную, хватательную деятельность рук, а так же дифференцированные движения пальцев. Эта же работа проводится и логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, и подготавливается рука к письму. Так же можно использовать различные дидактические пособия и такие виды работ, как сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание  кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т.д.

II.           Этап. -  Формирование первичных произносительных умений и навыков.

1.      Коррекция движений артикуляционного аппарата.

2.      Развитие артикуляционного  праксиса.

3.      Развитие дыхательной и голосовой функций.

4.      Работа над произношением (постановка, дифференциация звуков).

5.      Работа над формированием просодических компонентов речи.

6.      Работа по обогащению словаря и преодолению аграматизмов.

1-ые 2 направления  (коррекция движений артикуляционного  аппарата и развитие артикуляционного  праксиса.).

  Продолжается  работа, начатая на 1-ом этапе в  виде артикуляционной гимнастики, но она усложняется и дифференцируется. Если на 1-ом этапе у ребёнка формируются и закрепляются основные движения, то на 2-ом этапе происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется их сила, точность, отрабатывается координация.

В связи с этим в артикуляционную гимнастику на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, и большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое). 

Работа над дыханием.

   В случае выраженной дизартрии  работа над дыханием начинается  с обще-дыхательных упражнений. Цель  этих упражнений состоит в  том, чтобы увеличить объём  дыхания и нормализовать его  ритм. Для достижения этой цели  выполняются следующие упражнения:

1. Ребёнок  лежит на спине, логопед сгибает  ему ноги в коленных суставах  и с согнутыми ногами надавливает  на подмышечные впадины. Эти  движения производятся в нормальном  дыхательном ритме под счёт. Это  способствует нормализации движений  диафрагмы.

2. Ребёнок  сидит, перед его ноздрями создаётся  веер воздуха. Под его влиянием  усиливается глубина вдоха за  счёт включения в работу мышц  диафрагмы. 

  После  активной  работы мышц диафрагмы  проводится выработка оптимального  типа физиологического дыхания.  Формирование этого типа дыхания осуществляется по подражанию, в различных положениях лёжа, сидя, стоя. 

  Ребёнок  одну руку ложит на свою  диафрагму, другую – на  диафрагму  логопеда. Логопед осуществляет  вдох и выдох, включая в работу  мышцы диафрагмы, ребёнок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем , вызванные по подражанию движения диафрагмы, закрепляются в различных дыхательных играх. 

  После  закрепления диафрагмального дыхания  проводится работа над длительным, плавным  выдохом через рот,  которая осуществляется:

-         без речевого сопровождения;          с  речевым  сопровождением.

Работа  без речевого сопровождения.

  Проводится  в виде различных дыхательных  упражнений с использованием  разнообразных дидактических пособий,  которые позволяют осуществить зрительный  контроль  за продолжительностью и силой выдоха через рот.

  При  проведении дыхательной гимнастики  необходимо придерживаться следующих  правил:

-         дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветриваемом помещении;

-         при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (1-ый признак утомления – зевота – симптом кислородной недостаточности);

-         при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);

-         при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;

-         при выполнении дыхательных упражнений  следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;

-         дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;

-         дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть лёгким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т.д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.

Работа  с речевым сопровождением.

Проводится  работа при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе.

  Одни  методисты рекомендуют с произнесения  гласных звуков, другие – с  щелевых, глухих согласных.

  Эта  работа проводится в следующих  упражнениях:

-         пение гласных на выдохе - «ниточка»;

-         произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);

-         произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе – звук);

-         произнесение  щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)

-         произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;

-         постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох – затем «птицы» - «птицы летят» -  «птицы летят в небе» -  «птицы летят в небе на юг» и т.д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется  возрастом:

        5 лет  - 4 – 5 слов, не  больше  
        6 лет  - 5 – 6 слов, не  больше 
        7лет  - 6 – 7 слов, не  больше 

Работа  над голосом.

  Проводится  параллельно с работой над  дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.

  В  случае выраженной дизартрии  работа начинается с обучения  ребёнка произвольно открывать  и закрывать рот, т. к. именно  эти движения (нижней челюсти), выполняемые  в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.

  Для   выработки движений нижней челюсти  используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный  шарик, привязанный к верёвке.  Ребёнок берёт рукой за шарик  и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука - подражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений – развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса), или оооо и оооо и т. д. (используются  такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции).

Всё это  отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно – ролевых играх, в русских народных сказках.

Работа  над произношением.

  Работа  над произношением является основным  этапом. Особенностями работы при  дизартрии является следующее:

-         Работа по коррекции дефектов звукопроизношения при дизартрии должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации.

-         Работа над отдельными звуками должна проводиться в определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. И из числа дефектных звуков начинать работу со звуков раннего онтогенеза.

-         При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов (орального автоматизма).

-           При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать так же характер и распределение спастических и поретических прявлений в речевой мускулатуре.

-         При выраженной дизартрии на первых порах не удаётся добиваться чистого звучания звука, поэтому можно переходить к работе над другими звуками, довольствуясь неполной частотой звучания.

 Работа  над произношением проводится  параллельно с развитием  фонематичаских  функций (фонематичаского  восприятия, дифференциации ,  фонематичаского анализа и синтеза). Сами приёмы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных  расстройств.

Работа  над просодической стороной речи.

 Большое  внимание уделяется воспитанию  правильного темпа и ритма речи, путём обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы.

  Коррекция  нарушений темпа речи сочетается  с работой по развитию общих движений на логоритмических занятиях.

  Развитию  мелодико-интонационной речи способствуют  голосовые упражнения, направленные  на развитие основного тона  высказывания. Сформированные в  специальных упражнениях навыки  темпо-ритмического, интонационного  оформления речи закрепляются в эмоционально окрашенном речевом материале (чтение сказок, инсценировок и т. д.). При подборе такого материала обязательно учитывается возраст детей и программные требования обучения. Так в дошкольном возрасте это Барто, Маршак и т. д., а в школьном – Крылов, стихи Пушкина, Некрасова. Старше – Маяковский и т. д.

III. Этап. – Формирование коммуникативных умений и навыков.

1.    Продолжается работа по автоматизации и дифференциации звуков на более сложном, по сравнению с другими этапами речевом материале.

2.    Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций.

3.     Продолжается работа по коррекции лексико-грамматических нарушений, и с детьми школьного возраста продолжается работа по коррекции чтения и письма.

1.4. Дизартрия. Особенности нарушения артикуляционной моторики.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной  речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных классифицируется по рядам и подъемам, нарушения согласных – по их четырем основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых связок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому небу.

Информация о работе Дизартрия