Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром артикуляционных расстройств.
Артикуляционные расстройства при дизартрии проявляются следующими признаками:
• нарушения мышечного тонуса; • ограничение подвижности мышц органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба), а также лицевой мускулатуры; • патология реципрокной иннервации; • наличие насильственных движений и оральных синкенезий в артикуляционной мускулатуре; • нарушения четкости кинестетических ощущений;
1. Характер нарушения мышечного тонуса зависит прежде всего от локализации поражения мозга и может быть следующим:
a. спастичность артикуляционных мышц – постоянная повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре;
b. гипотония – понижение мышечного тонуса;
c. дистония
– меняющийся характер
При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут к зади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.
Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Повышенье мышечного тонуса в мышцах лица еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.
При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт выражена гиперсоцивация.
При гипотонии мышц мягкого неба движения небной занавесочки вверх недостаточно, то проявляется в назализации звуков.
При дистонии в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате при попытках речи – тонус резко нарастает. Характерным для этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звука.
2. Недостаточность подвижности артикуляционных мышц также нарушает артикуляционную моторику и звукопроизношение при дизартрии.
При нарушении иннервации губ страдает произношение и гласных и согласных звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить. Ограничения подвижности губ нередко нарушают артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование всей ротовой полости.
Ограниченная подвижность мышц языка при дизартрии проявляется:
• в
недостаточности подъема
• в ограничении движения языка назад, причиной чего является нарушение иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и др; • в порезах мышц языка, что препятствует возможности изменять его конфигурацию, его удлинению, укорочению, выдвижению, оттягиванию назад.
Ограниченная подвижность мышц мягкого неба утяжеляет нарушения звукопроизношения. Причина: нарушение иннервации веточками тройничного, лицевого блуждающего нервов мышц мягкого неба, поднимающих и натягивающих его.
При нарезах небно-глоточных и небно-язычных мышц подъем небной занавески в момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажая тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки речевых звуков.
3. Дискоординационные расстройства – еще один характерный признак артикуляционных нарушений при дизартрии. Проявление этих расстройств наблюдается при нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений, особенно при этом страдает выполнение тонких дифференцированных движений, т.к. они выполняются часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, и сохранении отдельных артикуляционных поз из-за присутствия тремора (мелкого дрожания кончика языка). Дискоординационные расстройства вызывают запаздывание включения артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слов, что делает речь замедленной и скандированной.
4. Патология реципроксной инвертации является одним из звеньев в общей цепи нарушений артикуляционной моторики. Произвольные, в том числе и артикуляционные, движения осуществляются при синхронном протекании двух процессов: возбуждении нервных центров, приводящих к сокращению нервных мышц, и торможении, уменьшающем возбудимость центров, контролирующих группу мышц- антагонистов (выполняющих противоположную функцию).Во многих мышцах языка имеются волокна мышц, выполняющих основное движение и волокна антагонистических групп. Точность и дифференцированность движений, необходимых для нормального звукопроизношения, обеспечивается совместной работой этих двух групп мышц. Если избирательной иннервации не происходит, то нарушается выполнение движения и в итоге правильного произношения.
5. следующим частым признаком дизартрии являются насильственные движения и оральные мнекинезии в артикулярной мускулатуре. Насильственные движения усиливаются при волнении, эмоциональной напряженности, наблюдается также в покое, и в статических артикуляционных позах. Проявляются в треморе, подергиваниях языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица, насильственной улыбкой, непроизвольным открывание рта, выбрасыванием языка вперед. В отличии от насильственных движений синкенезии возникают только при произвольных движениях или попытках к ним. При движении языка вверх часто сокращаются мышцы поднимающие нижнюю челюсть, или напрягается вся нижняя мускулатура. Синкенезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в отделах скелетной, связанных функционально и анатомически с речевой функцией.
6. Частым признаком дизартрии является нарушение, недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия). Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их в движении, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что свидетельствует о нарушении проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. На основе работ А.Р. Лурия выделяют два типа диспраксических расстройств: кинестетический и кинетический. Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинестетической структуры, лежащей в основе образования плавно протекающих во времени двигательных навыков (А.Р. Лурил). Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма создания кинестастической схемы произвольного движения. При кинестетиском диспрактическом расстройстве отмечаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом, согласных звуков. Нарушения не постоянны, замены звуков неоднозначны.При кинетическом типе диспрактических расстройств отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов.При дизартрии могут обнаруживаться рефлексы орального автоматизма в виде сохранившихся сосательного, хоботкового, поискового, ладонно-головного и других рефлексов, характерных в норме для детей раннего возраста. Их наличие затрудняет произвольные ротовые движения.
Таким образом, перечисленные нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют важный синдром дизартрии – синдром артикуляционных нарушений. Тяжесть и локализация поражения мозга дает свою специфическую картину артикуляционных расстройств при различных формах дизартрии.
Артикуляционные нарушения
Специфические моторные нарушения артикуляционного аппарата при различных формах дизартрии.
Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельному звукопроизношению при дизартрии, возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи:
- периферические
двигательные нервы к мышцам
речевого аппарата (языка, губ,
щек, неба, нижней челюсти, глотки,
гортани, диафрагмы, грудной
При их поражении возникает периферический паралич (парез) – мышцы становятся дряблыми, вялыми, наступает из атрофия и атония.
- Подкорково-мозжечковые ядра и их проводящие пути, осуществляющие регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата.
При поражении этих структур, наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушением мышечного тонуса, усилением отдельных безусловных рефлексов, с выраженным нарушением просодики.
- Проводящие системы, передающие импульсы от коры головного мозга к структурам низлежащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (ядрам черепно-мозговых нервов в стволе головного мозга).
При поражении этой системы возникает центральный паралич (парез) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата.
- Корковые отделы головного мозга, обеспечивающие более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого праксиса.
При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.
Дети
с различными формами дизартрии
отличаются друг от друга специфическими
дефектами звукопроизношения, голоса,
артикуляционной моторики.
Отличия дизартрии от дислалии:
при дизартрии имеется три ведущих синдрома – артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства.
имеются
нарушения просодической
огромные
трудности в автоматизации
наличие признаков органического поражения ЦНС
Отличия дизартрии алалии:
отсутствие первичных нарушений языковых операций
Дизартрия характеризуется
тремя синдромами:
*Синдром артикуляторных
расстройств.
*Синдром нарушения
речевого дыхания.
*Синдром нарушения
голоса.
Коррекционная работа
с детьми, имеющими стертую форму
псевдобульбарной дизартрии, должна быть
направлена на устранение указанных синдромов
и включает соответственно мероприятия,
направленные на преодоление артикуляционных
расстройств, нормализацию функции дыхания
и преодоление нарушений голоса.
В коррекционной работе с детьми со стёртой
дизартрией предлагается использовать
статические и динамические
упражнения артикуляционной
гимнастики
Статические упражнения
1. «Улыбочка».
Губы растянуты в улыбке,
видны сомкнутые зубы.
Удерживать губы в таком
положении следует 10
– 15 секунд.
2. «Трубочка».
Губы сомкнуты и вытянуты
в виде трубочки вперед.
Удерживать губы в таком
положении следует 10
– 15 секунд.
3. «Хоботок».
Губы плотно сомкнуты
и с напряжением вытянуты
вперёд как можно дальше.
Удерживать губы в таком
положении следует 10
секунд.
4. «Лопаточка».
Расслабленный широкий
кончик языка положить
на нижнюю губу и удерживать
на счет от 1 до 10. Верхняя
гуда приподнята, не
касается поверхности
языка.
5. «Иголочка».
Узкий кончик языка
высунуть изо рта, не
касаясь им губ. Удерживать
его в таком положении
на счёт от 1 до 10.
6. «Сердитая кошечка».
Рот приоткрыт, кончик
языка упирается в нижние
передние зубы, спинка
языка приподнята, а
боковые края прижаты
к верхним коренным
зубам. Удерживать язык
в таком положении на
счёт от 1 до 10.
7. «Желобок».
Высунуть широкий
язык изо рта, его боковые
края загнуть вверх.
Плавно дуть на кончик
языка. Выполнять 3 –4
раза по 5 – 7 секунд.
8. «Парус».
Рот широко раскрыть,
широкий кончик языка
поставить за передние
верхние зубы на бугорки,
спинку немного прогнуть
вперёд, боковые края
прижать к верхним коренным зубам. Удерживать
язык в таком положении на счёт от 1 до
10. Выполнять 2 – 3 раза.
9. «Чашечка».
Рот широко раскрыть,
широкий кончик языка
приподнять, подтянуть
его к верхним зубам (но
не касаться их), боковые
края языка прикасаются
к верхним коренным
зубам. Удерживать язык
в таком положении на
счёт от 1 до 10. Выполнять 3
– 4 раза.
10. «Заборчик».
Зубы плотно сжаты,
губы в положении улыбки.
Выполнять 5 – 6 раз по 10
– 15 секунд.