Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад

Описание

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки по дизартрии.doc

— 763.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Комплексный характер логопедического  воздействия при  дизартрии 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обследование  детей

 Обучению  детей, страдающих дизартрией, должно предшествовать подробное и тщательное обследование речевой моторики, звукопроизношения и общего речевого развития.

 Логопед должен ясно представлять себе степень  пареза мимической и артикуляционной  мускулатуры учащихся, так как  этим определяется нарушение артикулирования соответствующих звуков речи.

 Обследование  начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое. При этом отмечают выраженность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. У ребенка проверяют умения держать рот закрытым, закрывать глаза (оба и каждый глаз изолированно), нахмуривать брови; отмечают появление содружественных движений (синкинезий).

 Обследование  двигательных функций необходимо производить  при различных нагрузках и  многократном повторении. При этом отмечается качественная сторона каждого  движения, его полноценность или  неполноценность. В последнем случае фиксируют время включения в движение, истощаемость движения, изменения его темпа и плавности, объем, а также появление содружественных движений. При многократных движениях могут быть выявлены стертые формы пареза. При такой нагрузке может появиться слюнотечение, которое сопутствует дизартрии.

 Логопед должен определить, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, часто ли поперхивается; расспросить  родителей о раннем периоде кормления  малыша.

 Перед тем как перейти к обследованию моторики артикуляционного аппарата, необходимо отметить особенности его строения и дефекты анатомического характера.

 1. Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы.

 2. Зубы: неправильный прикус и посадка  зубов.

 3. Язык: наличие массивной и короткой  подъязычной связки; язык большой,  узкий.

 4. Твердое нёбо: узкое, куполообразное, расщепление твердого нёба, субмукозная  щель.

 5. Мягкое нёбо: короткое мягкое  нёбо, раздвоенный маленький язычок  (uvula), отсутствие его.

 Затем логопед переходит к обследованию артикуляционной моторики.

 1. Движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед.

 2. Движения нижней челюсти: открывание  и закрывание рта.

 3. Движения языка: вперед-назад,  вверх-вниз, вправо-влево, распластывание  языка, высовывание «жалом».

 4. Состояние мягкого нёба: поднимание  нёбной занавески при энергичном произнесении звука а, наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу).

 При очень тяжелом случае псевдобульбарного  паралича могут отсутствовать произвольные движения губ, языка и других органов  артикуляции, и тогда необходимо обнаружить некоторые рефлекторные движения. Например: раздвигание губ  при улыбке, вытягивание губ на подносимую ко рту пищу, отдергивание языка при прикосновении шпателем, движение мягкого нёба при покашливании, зевании и некоторые другие.

 Паретическое  состояние голосовых складок  и мягкого нёба отражается на дыхании  и голосообразовании. Могут наблюдаться носовой оттенок голоса, сипота, истощаемость, изменения модуляции голоса. Дыхание обычно поверхностное, неровное, вдох и выдох короткие.

 Затем обследуют произношение звуков по общепринятой методике. При этом отмечаются особенности  артикуляции, четкость движений, входящих в артикуляционную установку звуков, плавность перехода от одного звука к другому в стечении согласных, появление призвуков.

 Помимо  дефектов произношения, важно обратить внимание на уровень владения слоговой структурой слова.

 Затем выявляют особенности различения речевых звуков. Ребенку предлагают повторить за логопедом слоговые ряды с оппозиционными звуками, например: та-да-та, ша-са-ша, ра-ла-ра и др. Поскольку часто дети не произносят эти звуки, ребенку даются задания, исключающие собственно проговаривание и рассчитанные на узнавание и выделение исследуемых звуков. Так, он должен поднять руку, услышав заранее обусловленный звук или слог среди других звуков или слогов, например слог -сасреди слогов -ша-, -ча-, -ща-, -ца-. Проверяют также различение слов, отличающихся одним звуком (коса коза, дрова трава и др.).

 У детей школьного возраста выявляют навыки звукового анализа. Учащимся предлагаются следующие виды заданий:

 1. Выделение ударного гласного  из начала слова.

 2. Узнавание слов, имеющих исследуемый звук.

 3. Подбор слов, начинающихся с исследуемого  звука.

 4. Отбор картинок, названия которых  начинаются с исследуемого звука.  В набор картинок включены  картинки, названия которых начинаются  с определенного звука и со  звуков, наиболее часто смешиваемых с исследуемым.

 5. Распределение картинок, названия  которых начинаются с наиболее  часто смешиваемых звуков (глухих  и звонких, шипящих и свистящих,  р и л и др.).

 6. Определение порядка следования  звуков в слове и места каждого  из них.

 При обследовании детей, страдающих дизартрией, необходимо выявлять особенности различения не только часто смешиваемых звуков, но и гласных (они обычно плохо дифференцируются в артикуляции) .

 У детей, уже обучавшихся грамоте, обследуют навыки письма и чтения. Учащимся дают буквенный, словарный диктант, диктант из отдельных предложений или предлагают называть буквы по разрезной азбуке («Это какая буква?»; «Покажи букву а, с...»).

 Кроме того, могут быть предложены и более  сложные задания: написать слова  по картинкам, составить по картинкам и записать отдельные предложения, описать содержание сюжетных картинок.

 Выявленные  ошибки анализируют и затем классифицируют в определенные группы: специфические  ошибки (замены букв, пропуски, перестановки букв, слогов); ошибки, отражающие общее речевое недоразвитие учащихся (неправильные падежные окончания, пропуск или замена предлогов, ошибки в согласовании и управлении слов и т. п.).

 Далее проверяется умение читать отдельные  буквы, слова различного слогового  состава, специально подобранные тексты и осмыслять прочитанное.

 Уровень развития лексико-грамматической стороны  речи обследуют с помощью приемов, разработанных для детей с  общим недоразвитием речи. При  обследовании лексики необходимо учитывать  значительные трудности, которые представляет для детей, страдающих дизартрией, само называние предметов. Поэтому, если ребенок отказывается назвать какой-либо предмет, необходимо проверить, есть ли это слово в его пассивном словаре.

 В результате проведенного обследования логопед получает представление не только о нарушениях артикуляции и звукопроизношения, но и об уровне общего речевого развития.

Каким должно быть содержание логопедической работы при дизартрии?

 Комплексный подход при устранении дизартрии  включает в себя три блока.  
Первый блок - медицинский, который оп¬ределяет врач-невропатолог. Кроме медика¬ментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.  
Второй блок - психолого-педагогический. Основными направлениями этого воз¬действия будут: развитие сенсорных функ¬ций:  
• слуховое восприятие, фонематический слух.  
• зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис,  
• развитие стереогноза,  
• упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков,  
• развитие памяти, мышления.  
Третий блок логопедическая работа, проводится в ин¬дивидуальном плане. Учитывая структуру де¬фекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по этапам:  
Первый этап – подготовительный  
Направления работы:  
- Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры с использованием логопедического массажа.  
- Нормализация моторики артикуляци¬онного аппарата: дифференцированная артикуляционная гимнастика. Пассивные упражне¬ния, выполняемые самим логопедом, направ¬лены на вызывание кинестезий. Активная ар¬тикуляционная гимнастика, постепенно ус¬ложняется и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастка направлена на закрепление кине¬стезии и на улучшение качеств артикуляционных движений. Отрабатываются следующие качества артикуляционных движений: точ¬ность, ритмичность, переключаемость и др.  
- Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. (Ермакова И.И., Лопатина Л.В)  
- Нормализация речевою дыхания: выработка более длительного и плавного, экономного выдоха. Новые навыки закрепляются в ортофонических упражнениях, объединяющих голосовые, дыхательные и артикуляционные упражнения.  
- Нормализация просодики. Лопатина Л В. Серебряковой Н.В.  
- Нормализация мелкой моторики рук- пальцевая гимнастика, направленная на выработку дифференцированных тонких движений в пальцах обеих рук.  
Второй этап логопедической работы – выработка новых произносительных умений и навыков.  
- продолжение упражнений первого этапа  
- Выработка основных артикуляционных укладов /дорсального, какуминального, альвеолярного, небного/. Каждая из этих по¬зиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и неб¬ных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движе-ний, выполняемых четко, утрированно с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Последовательность действий, предлагаемая детям такова:  
Инструкции логопеда:  
1. Смотри в зеркало как делаю я.  
2. Смотри в зеркало на себя и выполняй следующие упражнения, например, для дорсальной позиции / «Забор>> - «Ок¬но» - <Мост» /.  
3. Посмотри внимательно на себя в зер¬кало. В каком положении губы, язык  
4. Закрой рот. Проглоти слюну и расска¬жи как выполнял последовательно эту серию упражнений.  
5. Выполни еще раз эти движения.  
В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вы¬зывания нарушенных свистящих звуков. По аналогии формируют какуминальную пози¬цию, только логопед выбирает уже другой набор упражнений ( Забор - Окно – мост – лопата –лопата копает - Вкусное варенье - фокус – теплый ветер). Последовательное выполнение перечисленных упражнений обеспечивает базу для всех шипящих звуков. Для формирования альвеолярной позиции логопед предлагает другой набор упражне¬ний и т.д.  
- работа по коррекции нарушений произносительной стороны речи. Последовательность работы над звуками определяется индивидуально. Рекомендуется вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например, альвео¬лярной позиции - р, рь, а свистящие корригируют позже, после «созревания» дорсальной позиции /являющейся для детей одной из сложных/.  
- является уточнение или развито фонемати¬ческого слуха. Работа проводился по класси¬ческой схеме, включающей в себя 6 этапов. Под фонематическим слухом подразумевает¬ся способность ребенка выделять и различать фонемы родного языка.  
- Следующим направлением логопеди¬ческой работы является непосредственно вы¬зывание конкретною звука. Эта работа при дизартрии проводится также, как и при лю¬бом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Используются классические приемы постановки звуков /по подражанию, механическим, смешанным способами/.  
- Самым сложным направлением рабо¬ты на втором этапе является закрепление вы¬званного звука, его автоматизация. Часто логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки пра¬вильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносят¬ся искаженно. В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой и других настоятельно рекомендовалось уделять тща¬тельное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале. Учитывая рекомендации как прошлых, так и современных авторов, можно предложить следующую последовательность логопедиче¬ской работы в плане автоматизации поставленного звука: в слогах разной структуры, где все звуки произносятся yтрированно, в словах разной слоговой структуры /13 классов слов/, где закрепляемый звук находится в разных позициях / в начале, в конце, в середине/. Затем автоматизируются в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того весь лексиче¬ский материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку. Автоматизация звука про¬ходит вначале с опорой на образец, т. с. по подражанию за логопедом, а затем с опорой только на наглядность /схемы, картинки. символы/.  
- дифференциация постав¬ленного звука в произношении с оппозици¬онными фонемами. Оптимальный набор дифференцируемых фонем предложен Г.В. Чиркиной (2 этапа).  
Последовательность предлагаемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного зву¬ка. Только предлагается, например, 2 слога /са - ша, ас - аш, ста – шта, тса -- ина/. Затем пары слов, разных по слоговой структуре.  
Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.  
- Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребен¬ка навыков самоконтроля. Для выработки коммуникативных навыков необходима ак¬тивная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопед должен выступить в качестве психолога и в индивидуальном порядке определить пути выработки у ребен¬ка навыка самоконтроля  
- Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации/заучивание стихов, со¬ставление предложений, рассказы, пересказы и т .д /.  
- Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств, различных интона¬ций, модуляций голоса по высоте и силе, из¬менения темпа речи и тембра голоса, опреде-лении логическою ударения, соблюдения пауз и др.  
Четвертый этап - предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Устранение фонематических и лексико-грамматических нарушений производится на подгрупповых занятиях в соответствии с программами устранения ФФН и ОНР.  
Пятый этап _ подготовка детей к обучению в школе. Основными направлениями логопе¬дической работы являются формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Массаж  и упражнения

 Работа  по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного  расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе.

 Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий, укрепляющий массаж.

 Вторым  направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон.

 Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

 Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

 В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние  десны, и вниз по нижней губе, обнажая  нижние десны.

 Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение.

 Эти упражнения проводятся при различном  положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

 После расслабления, а при низком тонусе — после укрепляющего массажа  губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребенка учат захватывать  и удерживать губами леденцы, палочки  различного диаметра, учат пить через  соломинку.

 После общего мышечного  расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего достигается при одновременном движении вниз нижней челюсти (открывание рта). Детям школьного возраста подобные упражнения предлагаются в виде аутотренинга: «Я спокоен, совершенно расслаблен, язык спокойно лежит во рту Медленно опускаю его вниз, когда опускается нижняя челюсть».

Информация о работе Дизартрия