Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель дипломной работы: исследовать особенности межличностного взаимодействия подростков и их социальныйстатус в классном коллективе.
Объект исследования: классный коллектив.
Предмет исследования: формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
Вступ
Глава I. Теоретичні аспекти проблеми міжособистісної взаємодії
1.1. Поняття спілкування в психолого-педагогічній літературі
1.2. Психолого-педагогічні основи підліткового віку
1.3. Форми міжособистісної взаємодії підлітків і соціальної позиції у класномуколективі
Глава II. Вивчення особливостей міжособистісної взаємодії та соціальної позиції підлітків в класному колективі
2.1. Дослідження міжособистісних взаємин в класному колективі
2.2. Рекомендації соціальному педагогу з корекції міжособистісних взаємодій підлітків у класному колективі
Висновки
Література
Міністерство освіти, науки, молоді та спорту
Горлівський
державний педагогічний інститут іноземних
мов ім.Крупської
КУРСОВА РОБОТА
З експериментальної
психології
На тему: «Дослідження особливостей міжособистісної взаємодії підлітків
та їх
соціального статусу в класному колективі»
Виконала роботу:
Студентка ННЦПО
Групи 2П
Вихристенко Вікторія
Перевірила роботу:
Білоног
О.М
2012
План
Вступ
Глава I. Теоретичні аспекти
1.1. Поняття спілкування в
1.2. Психолого-педагогічні
1.3. Форми міжособистісної взаємодії підлітків
і соціальної позиції у класномуколективі
Глава II. Вивчення
2.1. Дослідження
2.2. Рекомендації соціальному педагогу з
корекції міжособистісних
Висновки
Література
Додатки
Введение
Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Межличностное взаимодействие имеет значение в формировании личности подросткового возраста. Для социализации человека важен каждый возрастной период. И все же подростковый возраст занимает особое место в педагогике и психологии. Подростничество - это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание
подросткового возраста
Благодаря общению, подростки строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Все исследователи сходятся в том, что общение со сверстниками для подростков имеет огромное значение. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка и во многом определяют все остальные стороны их поведения и деятельности.
Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее их положение.
Именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и правонарушением подростков. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются.
Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. При всей их тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.
Цель дипломной работы: исследовать особенности межличностного взаимодействия подростков и их социальныйстатус в классном коллективе.
Объект исследования: классный коллектив.
Предмет исследования: формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: формы межличностного взаимодействия в классном коллективе определяются характером социальных ролей в классе.
Теоретическая значимость: уточнение понятия межличностного взаимодействия в классном коллективе на основе анализа литературы.
Практическая значимость: проведенное исследование, позволило изучить на местной выборке особенности межличностных взаимодействий современных подростков в классном коллективе.
База
исследования: Горловская общеобразовательная
школа І-ІІ ступеней №7.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы межличностного взаимодействия
Общение - это процесс взаимодействия двух лиц и более, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [34;231].
Общение понимается
очень широко: как реальность человеческих
отношений, которая представляет собой
специфические формы совместной
деятельности людей. То есть, общение
рассматривается как форма
В отечественной
социальной психологии особенности
структуры общения занимают важное
место, и изучение этого вопроса
позволяет выделить совокупность достаточно
общепринятых представлений о структуре
общения. К структуре общения
исследователей подходят по-разному, как
через выделение уровней
Первый уровень - макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида.
Второй уровень - мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения - по поводу «чего», и «с какой целью».
Третий уровень - микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения - это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера, например, «вопрос - ответ», «побуждение к действию - действие», «сообщение информации - отношение к ней» и т. п. [25, 16].
Функции общения - это те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.
Существуют классификационные схемы функций общения, в которых наряду с перечисленными отдельно выделяются такие функции, как: 1.Организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; 2.Формирование и развитие межличностных отношении (отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакова; а познавательная функция в целом входит в персептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой).
При изучении перцептивной
стороны общения используется специальный
концептуально-
Во-первых, общение невозможно без определенного уровня понимания (а точнее - взаимопонимания) общающихся субъектов.
Понимание - это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью [15, 49].
В случае общения
объектом познаваемой реальности является
другой человек, партнер по общению.
При этом понимание можно рассматривать
с двух сторон: как отражение в
сознании взаимодействующих субъектов
целей, мотивов, эмоций, установок друг
друга; и как принятие этих целей,
позволяющих устанавливать
Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Существуют два способа общения: невербальные и вербальные Вербальное общение - это коммуникация между индивидами с использованием слов (речи). Вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации, при помощи речи, менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна соответствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
Диалог, или диалогическая
речь, как специфический вид «
Однако коммуникативный процесс оказывается неполным, если не брать во внимание невербальное общение.
Невербальное
общение - это коммуникация между
индивидами без использования слов,
то есть без речевых и языковых
средств, представленных в прямой или
какой-либо знаковой форме. Инструментом
общения становится тело человека,
обладающее исключительно широким
диапазоном средств и способов передачи
информации или обмена ею. С другой
стороны, как сознание, так и бессознательные
и подсознательные компоненты психики
человека наделяют его способностями
воспринимать и интерпретировать информацию,
переданную в невербальной форме. Тот
факт, что передача и прием невербальной
информации может осуществляться на
бессознательном или
Исследования межличностного взаимодействия и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно объединить в две группы по параметру эффективности - неэффективности с точки зрения реализации целей общения: во-первых, какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для развития личных контактов, положительных взаимоотношений и взаимопонимания с партнером; во-вторых, какие приемы и когда целесообразно использовать для оказания прямого психологического воздействия (опять же для полного достижения целей общения) [29, 91].
Основными параметрами эффективности взаимодействия являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения (в соответствии с двумя метацелями общения, отмеченными выше): техники понимающего общения и техники директивного общения.
Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы повеления, как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.