Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель дипломной работы: исследовать особенности межличностного взаимодействия подростков и их социальныйстатус в классном коллективе.
Объект исследования: классный коллектив.
Предмет исследования: формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
Вступ
Глава I. Теоретичні аспекти проблеми міжособистісної взаємодії
1.1. Поняття спілкування в психолого-педагогічній літературі
1.2. Психолого-педагогічні основи підліткового віку
1.3. Форми міжособистісної взаємодії підлітків і соціальної позиції у класномуколективі
Глава II. Вивчення особливостей міжособистісної взаємодії та соціальної позиції підлітків в класному колективі
2.1. Дослідження міжособистісних взаємин в класному колективі
2.2. Рекомендації соціальному педагогу з корекції міжособистісних взаємодій підлітків у класному колективі
Висновки
Література
Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких феноменов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение.
В социальной педагогике выделяют два вида межличностного взаимодействия подростков: функционально-ролевое и эмоционально - межличностное [31;73].
Функционально-ролевое
взаимодействие возникает в сферах
познания, предметно-практической и
духовно-практической деятельностей,
организованной игры, спорта и имеет
целью их обслуживание. Эмоционально-межличностное
взаимодействие возникает в сфере
общения и имеет целью
Фельдштейн Д.И. выделяет три формы межличностного взаимодействия подростков: [53, 81].
1. Интимно-личностное
общение - взаимодействие, основанное
на личных симпатиях, - «я» и
«ты». Содержанием такого общения
выступает соучастие
2. Стихийно-групповое
общение - взаимодействие, основанное
на случайных контактах - «я»
и «они». Стихийно-групповой
3. Социально-ориентированное
общение - взаимодействие, основанное
на совместном выполнении
Исследования, проведённые Фельдштейном Д.И. показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.
Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в качестве субъектов общения.
Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения [53;83].
Для подростков,
участвующих в социально-
Наиболее распространенным
является деление всех взаимодействий
на два противоположных вида: кооперация
и конкуренция. Кроме кооперации
и конкуренции говорят также
о согласии и конфликте, приспособлении
и оппозиции, ассоциации и диссоциации
и т.д. За всеми этими понятиями
ясно виден принцип выделения
различных видов
Кооперация, или
кооперативное взаимодействие, обозначает
координацию единичных сил
Что касается другого типа взаимодействия - конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или общении как восприятии людьми друг друга.
Любой коллектив
не может быть однородным. В нем
всегда образуются различные группировки
ребят, связанные общими интересами,
симпатиями. И очень важно правильно
построить взаимоотношения
В каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех - семи человек.
Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых, не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.
В коллективе может
быть много лидеров, тем более, что
различные обстоятельства выделяют
временных, ситуативных лидеров. Когда
в коллективе много лидеров, это
явление положительное, так как
разнообразие лидеров обеспечивает
разнообразную жизнь
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя - вожака:
1) физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный;
2) личностные
качества - приспособляемость,
3) интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
4) способности
- контактность, легкость в общении,
тактичность, дипломатичность [
Лидер гораздо
менее авторитетен, чем вожак. Наряду
с внушением и убеждением ему
часто приходится побуждать к
действию личным примером
(«делай, как я»). Как правило, его влиянием
распространяется только на часть членов
неформальной группы.
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.
Лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе.
Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.
Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач существуют:
- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
- социальный
тип лидерства (на
- политический
тип лидерства (
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально- психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность. Попытки вывести лидерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую природу, характерны для современной американской социальной психологии, которая рассматривает малые группы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей.
Каждый член
группы в соответствии со своими деловыми
и личностными качествами, вкладом
в общее дело, развитостью чувства
долга и ответственности, благодаря
признанию группой его заслуг
и способности оказывать
Лидер - это такой
человек, который обладает определенными
свойствами, чертами, благодаря которым
он выдвигается в лидеры. Лидеру
присущи следующие
Уманский Л.И.
разделяет организаторские
В группу организаторского чутья он включает следующие компоненты:
- психологическая
сообразительность - быстрое понимание
психологических особенностей
- практический
психологический ум - умение лидера
и руководителя распределять
задачи в зависимости от
- психологический
такт - умение быстро найти
Ко второй группе
организаторских качеств Л.И. Уманский
относит качества, связанные с
эмоционально-волевым
- общественная
энергичность - способность лидера
заражать своей энергией
- взыскательность,
характеризующаяся смелостью,
- критичность
- способность анализировать
В третью группу
качеств - склонность к организаторской
деятельности - Л.И. Уманский выделяет
способность руководителя самостоятельно
заниматься организаторской деятельностью,
смело брать на себя функции организатора
и ответственность за работу других
людей в трудных и