Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель дипломной работы: исследовать особенности межличностного взаимодействия подростков и их социальныйстатус в классном коллективе.
Объект исследования: классный коллектив.
Предмет исследования: формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
Вступ
Глава I. Теоретичні аспекти проблеми міжособистісної взаємодії
1.1. Поняття спілкування в психолого-педагогічній літературі
1.2. Психолого-педагогічні основи підліткового віку
1.3. Форми міжособистісної взаємодії підлітків і соціальної позиції у класномуколективі
Глава II. Вивчення особливостей міжособистісної взаємодії та соціальної позиції підлітків в класному колективі
2.1. Дослідження міжособистісних взаємин в класному колективі
2.2. Рекомендації соціальному педагогу з корекції міжособистісних взаємодій підлітків у класному колективі
Висновки
Література
Люди, обладающие
коммуникативными способностями, испытывают
постоянную потребность, как в коммуникативной,
так и в организаторской
Зачастую отмечается, что руководитель, будучи тесно связан с официальной организацией группы, может справиться с ее руководством только в том случае, если члены группы будут воспринимать его в качестве лидера (в этом случае лидерство служит важным дополняющим фактором процесса руководства). Учитывая, что деятельность руководителя шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность руководства зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров, а они поддерживают его. Искусство руководства -- это в известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т. е. укреплять устойчивость и жизненность официальной организации, умело, используя и направляя в нужное русло межличностные связи и отношения.
Различают «формальное»
и «неформальное» лидерство. «Формальное»
лидерство связано с
Кроме формальных и неформальных, лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:
- по содержанию
деятельности: а) лидер-вдохновитель,
предлагающий программу
- по стилю
руководства: а) авторитарный, б)
демократический, в)
- по характеру
деятельности: а) универсальный,
т.е. постоянно проявляющий
Лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, то важно узнать какое значение для юноши или подростка имеет общество сверстников. Общество сверстников - это, во-первых, важный канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромным авторитетом и влиянием.
Так как неформальные
лидеры выявляются в процессе межличностных
взаимоотношений, то, как пример можно
привести спонтанно образовавшуюся
группу людей. В стихийных группах
часто бывает так, что вожаком
является тот, кто обладает реальным
авторитетом. Лидерами в стихийных
группах становятся чаще всего юноши,
не нашедшие применения своим организаторским
способностям в школе. И.С. Полонский,
изучил с помощью социометрии
положение 30 неформальных лидеров (имеющих
самый высокий статус на своих
улицах) в тех классах, где они
учатся. Выяснилось, что в 9-х классах
ощутимо просматривается
Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
В каждом коллективе помимо лидеров есть свои отверженные. Они есть даже в младших группах детского сада. И, как правило, отвергнутые коллективом в детском саду, становятся ими и в классном коллективе. С ними не хотят общаться на переменах, их не зовут на вечеринки.
Существует стереотип,
что непопулярные в классе дети,
вечно терпящие нападки в коллективе,
являются отличниками-всезнайками. Однако
на деле совсем, наоборот - у таких
детей развивается
Как показывает практика, в любом коллективе, есть дети с явными особенностями, которых не принимает коллектив, это дети - «жертвы».
Действительно, в «жертвах» всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих. Спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами. Скорее всего, подвергается нападкам и насмешкам ребенок - с необычной внешностью (заметные шрамы, косоглазие и т.п.), тихий и слабый, не умеющий за себя постоять, неопрятно одетый, часто пропускающий занятия, неуспешный в учебе и т.д.
Отвергаемые дети могут отличаться:
- низкой самооценкой
и низким уровнем притязания,
либо наоборот высокой
- оценивают себя
неадекватно, высоко по тем
параметрам, по которым они очевидно
менее успешные, чем их одноклассники
(например, по учебе, наличию друзей
и т.п.)
Глава II. Изучение особенностей межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
2.1 Исследование межличностных взаимоотношений в классном коллективе
Как показало теоретическое исследование, школьный класс – это группа детей одного возраста, воспитание которых осуществляется педагогом-профессионалом через организацию вне учебной деятельности, включение в общешкольные мероприятия, через корректировку отношений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями. Это и учебная единица, и общность, связанная определенной системой межличностных отношений.
Каждый класс - потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс, реально существующий коллектив, и действующий как коллектив. Возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы - коллектив» является результатом благоприятного развития класса и создает условия для идентификации личности ребенка с классом и обособление его в классном коллективе.
Существует положение, согласно которому статус подростка в системе личных взаимоотношений является серьезной предпосылкой формирования его личности. Это связанно с тем, что основным социолизирующим фактором в подростковом возрасте выступает интимно-личностное общение со сверстниками. В этом возрасте потребность в общении проявляется и в неоднократно отмеченном многими исследователями явлении - активном поиске близкого друга.
Учитывая возрастные
особенности, а также значимость
и особенности общения в
Для решения поставленных задач, в исследовании нами были использованы следующие методики:
1.Социометрический метод.
3. Анкета.
С целью изучения
структуры межличностных
Социометрический метод (от лат. «общество» и греч. «измеряю») - это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Основной измерительный инструмент социометрии - это вопросы в специальной анкете, где каждый член группы проявляет свое отношение к другим. Результаты заносятся в социограмму - график, на котором стрелками указаны выбор (отвержения) членов группы, либо в социоматрицу - таблицу, в которой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. Положительный статус характеризует лидерскую позицию членов группы, негативный - дезорганизирующие тенденцию в его поведении. Позволяет выявить: особенности систем неформальных отношений в группе, степень психологической совместимости конкретных людей, внутригрупповые статусы участников процедуры, качество психологической атмосферы группы в целом.
В настоящее
время социометрия активно
Для проведения социометрического опроса использовалась социометрическая карта (опросный лист, бланк анкеты), которая заполнялась каждым членом коллектива.
Таблица 1
Социометрическая карта
Вопросы | ||||||||||||||||||||||||||
С кем бы ты хотел дружить? | ||||||||||||||||||||||||||
С кем бы ты пошел в поход? | ||||||||||||||||||||||||||
Кого бы пригласил в гости? | ||||||||||||||||||||||||||
К кому бы обратился за советом? | ||||||||||||||||||||||||||