Формирование личностных качеств успешного предпринимателя на стадии обучения в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:19, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства – США, Японии, Франции, Германии, России и др. – не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства:
В материальной и духовной жизни общества воплощаются проекты новых технологий. Предприниматели используют новые возможности в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах. Идеи реализуются в конкретных предприятиях.
Обеспечиваются условия непрерывного обновления потребностей общества. Появляются новые товары и услуги, новые профессии и рабочие места. В результате предпринимательской деятельности проектируются «ниши», «пустоты» рынка, конструируются новые хозяйственные структуры и функции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….……………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПСИХОЛОГИИ…………..….7
1.1. Обзор научных исследований в психологии предпринимательства………...….7
1.2. Психология поведения и личности предпринимателя……………………………………15
1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя……………....20
1.3.1. Личностные психологические качества, способствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..21
1.3.2. Личностные психологические качества, препятствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ………………………………………………………….……32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….……………………………..32
2.2. Исследование лидерских способностей, степени готовности к риску, мотивации достижения и локуса контроля у студентов……………………………………...…37
2.3. Программа социально-психологического тренинга по формированию личностных качеств успешного предпринимателя у студентов…………………………45
2.4. Оценка эффективности социально-психологического тренинга по развитию личностных качеств успешного предпринимателя…………………………...…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..…………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа состоит из  1 файл

diplom.docx

— 308.99 Кб (Скачать документ)

 

 

Выпускная квалификационная работа

Формирование  личностных качеств успешного предпринимателя 

на  стадии обучения в вузе

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….……………………………………..……3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ПСИХОЛОГИИ…………..….7

1.1. Обзор научных исследований  в психологии предпринимательства………...….7

1.2. Психология поведения и личности предпринимателя……………………………………15

1.3. Психологические характеристики  успешного предпринимателя……………....20

1.3.1. Личностные  психологические качества, способствующие  успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..21

1.3.2. Личностные  психологические качества, препятствующие  успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ………………………………………………………….……32

2.1. Организация и методы исследования…………………………………….……………………………..32

2.2. Исследование лидерских способностей, степени готовности к риску, мотивации достижения и локуса контроля у студентов……………………………………...…37

2.3. Программа социально-психологического тренинга по формированию личностных качеств успешного предпринимателя у студентов…………………………45

2.4. Оценка эффективности социально-психологического тренинга по развитию личностных качеств успешного предпринимателя…………………………...…48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..…………………61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...…..……66

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………………….……72

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательство в сегодняшнем мире – это серьезная экономическая и политическая сила. Более того, развитие малого бизнеса в нашей стране – одно из непременных условий устойчивой стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии.

Предпринимательство как социально-психологическое явление  вызывает активный интерес многих зарубежных и отечественных исследователей, потому что одной из его основных социальных функций является повышение благосостояния общества.

Актуальность темы исследования определяется тем, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства – США, Японии, Франции, Германии, России и др. – не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства:

  • В материальной и духовной жизни общества воплощаются проекты новых технологий. Предприниматели используют новые возможности в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах. Идеи реализуются в конкретных предприятиях.
  • Обеспечиваются условия непрерывного обновления потребностей общества. Появляются новые товары и услуги, новые профессии и рабочие места. В результате предпринимательской деятельности проектируются «ниши», «пустоты» рынка, конструируются новые хозяйственные структуры и функции.
  • Появляется прибыль, и сберегаются ресурсы вследствие умелого комбинирования предпринимателями факторов производства, а также особого стиля мышления предпринимателя, экономящего ресурс – время.

Таким образом, необходимо определить условия формирования основных личностных качеств предпринимателя, которые способствуют успешной предпринимательской деятельности. Личность каждого предпринимателя уникальна, в ней можно выделить ряд черт, при помощи которых можно достигнуть огромного успеха в предпринимательской деятельности. Выбор правильного поведения предпринимателя определяет характер его взаимодействия с государством, деловыми партнерами, конкурентами, потребителями, и специфику деятельности в целом. Именно это способствует организации эффективного бизнеса.

Объект исследования: личность предпринимателя.

Предмет исследования: личностные качества, способствующие успешной предпринимательской деятельности.

Цель исследования: оценить эффективность социально-психологического тренинга по формированию личностных качеств успешного предпринимателя.

Исходя  из цели исследования необходимо решение  следующих задач:

  1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по теме исследования, определить понятие «предпринимательство».
  2. Выделить наиболее значимые качества личности, способствующие успешной предпринимательской деятельности.
  3. Разработать и апробировать социально-психологический тренинг по формированию личностных качеств успешного предпринимателя.
  4. Установить изменения в уровне выраженности личностных качеств успешного предпринимателя после проведения социально-психологического тренинга.

Гипотеза исследования: качества личности, способствующие успешной предпринимательской деятельности, могут развиваться под воздействием социально-психологического тренинга. 

Методологическое обоснование исследования:

  • Теория экономического развития Й.А. Шумпетера. Основная идея теории состоит в том, что развитие экономики основывается на внедрении новинок, инноваций. Главной фигурой, осуществляющей новые производственные комбинации, является предприниматель, по терминологии Й. Шумпетера – «новатор». Это не обязательно собственник, но человек, способный к творчеству, риску, достижению успеха. Его основные качества – постоянный поиск, использование нововведений в производстве, хозяйственной деятельности.
  • Исследования о системном строении личностных особенностей субъектов предпринимательской и организаторской деятельности А.Л. Журавлева, В.Ф. Рубахина, В.Г. Шорина.
  • Работы, раскрывающие социально-психологические, психологические и индивидуально-типологические особенности предпринимателей:
    • исследования лидерских качеств личности Е. Жарикова, Е. Крушельского – по их мнению способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств;
    • исследования готовности личности к риску А.М. Шуберта – риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности;
    • исследования мотивации достижения Ю.М. Орлова – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности;
    • исследования локуса контроля Дж. Роттера – он предложил различать людей по тому, где они преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля над собственным поведением и значимыми для них событиями..

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, методы математической статистики.

В данной работе были использованы следующие методики: Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта); Шкала оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлов); Опросник УСК Дж. Роттера.

Практическая значимость работы: социально-психологический тренинг по формированию личностных качеств успешного предпринимателя может быть применен при обучении студентов, желающих стать предпринимателями.

Эмпирическая база исследования: базой исследования является ГОУ ВПО «Институт предпринимательства». При планировании эксперимента было сформировано две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. В них вошли студенты, обучающихся по специальности 150101 «Предпринимательство», возраст 18-23 года, юноши и девушки, по 20 человек в каждой группе.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 81 страница.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ПСИХОЛОГИИ

 

1.1. Обзор научных исследований в  психологии предпринимательства

 

Выяснению сущности предпринимательства и  предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся отечественные и  зарубежные ученые, поскольку с развитием  рыночной экономики роль предпринимательства  усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские  организации (фирмы, компании и другие сложные предпринимательские объединения). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители  различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и  др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с  поставленной целью исследования и  накопленными знаниями. Можно, однако, с уверенностью утверждать, что разномыслие  в толковании содержания термина  «предпринимательство» свидетельствует  не только о неоднозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской  деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства  как системы хозяйствования [40, с. 5].

Исторический  анализ развития термина предприниматель (от фр. entrepreneur – предприниматель) показывает, что этот термин появился в Западной Европе в средние века и первоначально  обозначал организаторов крупных  музыкальных представлений и  парадов, а также строительных и  производственных проектов. Затем, начиная  с XVII в., так называли лиц, которые  заключали с государством контракт на выполнение определенных работ или  поставку продукции и выступали  посредниками между заказчиком и  исполнителями. Поскольку стоимость  выполнения работ оговаривалась  заранее, предприниматель распоряжался прибылью и нес ответственность  за убытки от реализации контракта. С этого времени наряду с функциями организации и руководства осуществлением предприятия отличительными чертами предпринимательства становятся деятельность в условиях риска и ответственность за результаты предприятия [22, с. 17].

Огромный  и значительный вклад в развитие представлений о психологии предпринимательства внесли немецкие социологи М. Вебер (1900) [15] и В. Зомбарт (1994) [35]. Они охарактеризовали социально-психологические портреты типов предпринимателей.

Отечественные мыслители С.Н. Булгаков (1871-1944), П.Б. Струве (1870-1944), П.Н. Савицкий (1895-1965) выделяли психологические факторы в хозяйственной и предпринимательской деятельности. Они уделяли повышенное внимание к проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в предпринимательской деятельности.

Характерной особенностью российских работ, посвященных  предпринимательству, является повышенное внимание к социально-психологическим  аспектам этого феномена: проблемам  общения, взаимодействия и взаимоотношений  между людьми и группами в хозяйственной  деятельности. Так П.Н. Савицкий рассматривает  предпринимательство не только как  хозяйственно-экономическую, но и как  особую духовно-экономическую деятельность. Хозяйское отношение включает в  себя, по мнению автора, не только стремление к получению наибольшего дохода, но и стремление к сохранению и  расширению удовлетворенности работающих в хозяйстве людей [50, с. 104].

В дореволюционное  время в России исследования были посвящены предпринимательским общностям. В работах Е.В. Шороховой отмечены такие факты, что в основе создания предпринимательских общностей (товариществ, артели) большое значение имело общение (объединение людей в группы на основе взаимопомощи, доверия и взаимной ответственности). Но при развитии капитализма большее распространение получали акционерные общества, характерной чертой которых являлось ограничение имущественного участия людей в совместном предприятии [59, с. 32].

Современные исследования развития предпринимательства отражены в трудах В.С. Автономова (1990), Л.И. Абалкина (1994), А.И. Агеева (1991), В.Ф. Бусыгина (1995), Т.В. Борисовой (2005), Р.Ф. Гибадуллина (2000) и др.

Среди зарубежных авторов прослеживаются попытки описания образа типичного предпринимателя (Р. Хизрич и М. Питерс (1992), К. Грей (1997). В своих работах они описывают, что у человека присутствуют психологические качества, которые соответствуют сложившемуся психологическому портрету предпринимателя и они не гарантируют успеха в бизнесе. Проводились исследования основных видов делового взаимодействия, где основное внимание уделялось изучению социальных характеристик предпринимательства.

В своих  трудах Й.А. Шумпетер выделял предпринимателя как самую главную фигуру развития экономической деятельности. Его главной задачей является разрешение многих противоречий в экономике и создание абсолютно новых комбинаций производства [62, с. 71].

Информация о работе Формирование личностных качеств успешного предпринимателя на стадии обучения в вузе