Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:19, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства – США, Японии, Франции, Германии, России и др. – не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства:
В материальной и духовной жизни общества воплощаются проекты новых технологий. Предприниматели используют новые возможности в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах. Идеи реализуются в конкретных предприятиях.
Обеспечиваются условия непрерывного обновления потребностей общества. Появляются новые товары и услуги, новые профессии и рабочие места. В результате предпринимательской деятельности проектируются «ниши», «пустоты» рынка, конструируются новые хозяйственные структуры и функции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….……………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПСИХОЛОГИИ…………..….7
1.1. Обзор научных исследований в психологии предпринимательства………...….7
1.2. Психология поведения и личности предпринимателя……………………………………15
1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя……………....20
1.3.1. Личностные психологические качества, способствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..21
1.3.2. Личностные психологические качества, препятствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ………………………………………………………….……32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….……………………………..32
2.2. Исследование лидерских способностей, степени готовности к риску, мотивации достижения и локуса контроля у студентов……………………………………...…37
2.3. Программа социально-психологического тренинга по формированию личностных качеств успешного предпринимателя у студентов…………………………45
2.4. Оценка эффективности социально-психологического тренинга по развитию личностных качеств успешного предпринимателя…………………………...…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..…………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Выпускная квалификационная работа
Формирование
личностных качеств успешного
на стадии обучения в вузе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ УСПЕШНОГО
1.1. Обзор научных исследований
в психологии
1.2. Психология поведения и личности
предпринимателя……………………………………1
1.3. Психологические
1.3.1. Личностные
психологические качества, способствующие
успеху в бизнесе……………………………………
1.3.2. Личностные
психологические качества, препятствующие
успеху в бизнесе……………………………………
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ………………………………………………………
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….………
2.2. Исследование лидерских способностей, степени готовности к риску, мотивации достижения и локуса контроля у студентов……………………………………...…37
2.3. Программа социально-психологического тренинга по формированию личностных качеств успешного предпринимателя у студентов…………………………45
2.4. Оценка эффективности социально-психологического
тренинга по развитию личностных качеств
успешного предпринимателя…………………………...…4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...…..…
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство в сегодняшнем мире – это серьезная экономическая и политическая сила. Более того, развитие малого бизнеса в нашей стране – одно из непременных условий устойчивой стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии.
Предпринимательство
как социально-психологическое
Актуальность темы исследования определяется тем, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства – США, Японии, Франции, Германии, России и др. – не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства:
Таким образом, необходимо определить условия формирования основных личностных качеств предпринимателя, которые способствуют успешной предпринимательской деятельности. Личность каждого предпринимателя уникальна, в ней можно выделить ряд черт, при помощи которых можно достигнуть огромного успеха в предпринимательской деятельности. Выбор правильного поведения предпринимателя определяет характер его взаимодействия с государством, деловыми партнерами, конкурентами, потребителями, и специфику деятельности в целом. Именно это способствует организации эффективного бизнеса.
Объект исследования: личность предпринимателя.
Предмет исследования: личностные качества, способствующие успешной предпринимательской деятельности.
Цель исследования: оценить эффективность социально-психологического тренинга по формированию личностных качеств успешного предпринимателя.
Исходя из цели исследования необходимо решение следующих задач:
Гипотеза исследования: качества личности, способствующие успешной предпринимательской деятельности, могут развиваться под воздействием социально-психологического тренинга.
Методологическое обоснование исследования:
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, методы математической статистики.
В данной работе были использованы следующие методики: Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта); Шкала оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлов); Опросник УСК Дж. Роттера.
Практическая значимость работы: социально-психологический тренинг по формированию личностных качеств успешного предпринимателя может быть применен при обучении студентов, желающих стать предпринимателями.
Эмпирическая база исследования: базой исследования является ГОУ ВПО «Институт предпринимательства». При планировании эксперимента было сформировано две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. В них вошли студенты, обучающихся по специальности 150101 «Предпринимательство», возраст 18-23 года, юноши и девушки, по 20 человек в каждой группе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 81 страница.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСНОВ УСПЕШНОГО
1.1. Обзор научных исследований в психологии предпринимательства
Выяснению
сущности предпринимательства и
предпринимателя уделяли
Исторический
анализ развития термина предприниматель
(от фр. entrepreneur – предприниматель) показывает,
что этот термин появился в Западной
Европе в средние века и первоначально
обозначал организаторов
Огромный и значительный вклад в развитие представлений о психологии предпринимательства внесли немецкие социологи М. Вебер (1900) [15] и В. Зомбарт (1994) [35]. Они охарактеризовали социально-психологические портреты типов предпринимателей.
Отечественные мыслители С.Н. Булгаков (1871-1944), П.Б. Струве (1870-1944), П.Н. Савицкий (1895-1965) выделяли психологические факторы в хозяйственной и предпринимательской деятельности. Они уделяли повышенное внимание к проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в предпринимательской деятельности.
Характерной
особенностью российских работ, посвященных
предпринимательству, является повышенное
внимание к социально-психологическим
аспектам этого феномена: проблемам
общения, взаимодействия и взаимоотношений
между людьми и группами в хозяйственной
деятельности. Так П.Н. Савицкий рассматривает
предпринимательство не только как
хозяйственно-экономическую, но и как
особую духовно-экономическую
В дореволюционное время в России исследования были посвящены предпринимательским общностям. В работах Е.В. Шороховой отмечены такие факты, что в основе создания предпринимательских общностей (товариществ, артели) большое значение имело общение (объединение людей в группы на основе взаимопомощи, доверия и взаимной ответственности). Но при развитии капитализма большее распространение получали акционерные общества, характерной чертой которых являлось ограничение имущественного участия людей в совместном предприятии [59, с. 32].
Современные исследования развития предпринимательства отражены в трудах В.С. Автономова (1990), Л.И. Абалкина (1994), А.И. Агеева (1991), В.Ф. Бусыгина (1995), Т.В. Борисовой (2005), Р.Ф. Гибадуллина (2000) и др.
Среди зарубежных авторов прослеживаются попытки описания образа типичного предпринимателя (Р. Хизрич и М. Питерс (1992), К. Грей (1997). В своих работах они описывают, что у человека присутствуют психологические качества, которые соответствуют сложившемуся психологическому портрету предпринимателя и они не гарантируют успеха в бизнесе. Проводились исследования основных видов делового взаимодействия, где основное внимание уделялось изучению социальных характеристик предпринимательства.
В своих трудах Й.А. Шумпетер выделял предпринимателя как самую главную фигуру развития экономической деятельности. Его главной задачей является разрешение многих противоречий в экономике и создание абсолютно новых комбинаций производства [62, с. 71].