Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:19, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства – США, Японии, Франции, Германии, России и др. – не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства:
В материальной и духовной жизни общества воплощаются проекты новых технологий. Предприниматели используют новые возможности в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах. Идеи реализуются в конкретных предприятиях.
Обеспечиваются условия непрерывного обновления потребностей общества. Появляются новые товары и услуги, новые профессии и рабочие места. В результате предпринимательской деятельности проектируются «ниши», «пустоты» рынка, конструируются новые хозяйственные структуры и функции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….……………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПСИХОЛОГИИ…………..….7
1.1. Обзор научных исследований в психологии предпринимательства………...….7
1.2. Психология поведения и личности предпринимателя……………………………………15
1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя……………....20
1.3.1. Личностные психологические качества, способствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..21
1.3.2. Личностные психологические качества, препятствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ………………………………………………………….……32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….……………………………..32
2.2. Исследование лидерских способностей, степени готовности к риску, мотивации достижения и локуса контроля у студентов……………………………………...…37
2.3. Программа социально-психологического тренинга по формированию личностных качеств успешного предпринимателя у студентов…………………………45
2.4. Оценка эффективности социально-психологического тренинга по развитию личностных качеств успешного предпринимателя…………………………...…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..…………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Дж. Роттер предложил различать людей по тому, где они преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля над собственным поведением и значимыми для них событиями. Люди с преобладанием внешнего (экстернального) локуса контроля – экстерналы – склонны считать, что основные значимые события их жизни определяются (контролируются) преимущественно внешними обстоятельствами: благоприятностью внешних условий, влиянием других людей, случайностью и т.д. Свои успехи и неудачи они также склонны объяснять преимущественно внешними по отношению к себе факторами. Люди с преобладанием внутреннего (интервального) локуса контроля – интерналы, – напротив, полагают, что они сами способны в высокой степени контролировать значимые для себя события и склонны принимать на себя ответственность как за свои достижения, успехи, так и за неудачи.
Оценивая
уровень экстернальности-
М.И. Еникеев определяет предпринимательское поведение как совокупность последовательно совершаемых поступков, которые направлены на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей [27].
Ю.В. Щербатых понимает под предпринимательским поведением состояние постоянной готовности к совершению предпринимательских поступков при наличии определенной потребности [60, 61].
М. Мольц сформулировал установки, недопустимые к предпринимательским поступкам:
Успешный предприниматель должен постоянно сталкивается с новыми ситуациями, открывать абсолютно иные способы мышления, переживания и реагирования. Такие понятия как «надо» и «хочу» сливаются в единое целое. Поэтому выделить предпринимателя из толпы можно благодаря его независимому решению быть свободным, несмотря на побуждения и окружающее влияние.
Таким образом, на предпринимательское поведение влияют и внешние обстоятельства (историческая обстановка, государственная идеология, социальный слой). Предприниматель должен знать, что любой его поступок влияет на получение прибыли.
Предпринимателей объединяет единая культура поведения, которая возникла в ходе эволюции предпринимательской деятельности. Существуют три фактора, определяющие предпринимательскую культуру как основной регулятор поведения предпринимателя:
Как указывает Е.К. Завьялова [31], и мы согласимся с ее мнением, что в современное время, люди с яркими, талантливыми предпринимательскими способностями – представляют один из редких ресурсов нации.
1.3.
Психологические
Если
говорить о стратегии
Добиться
успеха в предпринимательстве можно
на основе предварительной подготовки
себя к этому. Но успеха в предпринимательстве
может добиться человек, обладающий
прирожденным талантом, особой предрасположенностью
к этой деятельности. Усложнение современной
экономической ситуации в стране
ив мире в целом по сравнению с
экономической ситуацией «давно
минувших дней» предполагает и требует
обладание каждым вступающим в сферу
предпринимательства тем
Предпринимательский
тип экономической системы
1.3.1.
Личностные психологические
Самая главная задача психологии предпринимательства – это описание психологического портрета предпринимателя. В. Зомбарт создал первый психологический портрет предпринимателя. В своих трудах В. Зомбарт писал, что успешный предприниматель должен обладать следующими качествами:
По мнению Г. Юнга наибольшая предрасположенность к предпринимательству есть у экстравертов [63].
Как указывает Ю.В. Щербатых, одно из несомненных положительных качеств личности предпринимательства – это его лидерские качества. Лидера можно определить как наиболее авторитетную личность в данном социальном сообществе, играющую центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [61, с. 126].
Предприниматель
не может не быть лидером, так как
он должен сплотить вокруг себя людей
и воодушевить их для достижения
высокой цели. Он достигнет успеха
в бизнесе, только если сможет убедить
своих сотрудников в
А. Менегетти считает, что экономический лидер – это оперативный центр множества отношений и функций, который создает новые рабочие места, приносит прибыль и способствует развитию сферы услуг. По представлениям этого автора, лидер обладает тремя группами качеств, среди которых условно можно выделить интеллектуальные способности, личностные качества и приобретенные умения (см. таблицу 1).
Таблица 1
Личностные качества успешных предпринимателей
Интеллектуальные способности |
Черты характера личности |
Приобретенные умения |
Развитое логическое мышление Проницательность Оригинальность мышления Любопытство Способность усваивать новые знания и навыки Интуиция Образованность |
Инициативность Гибкость Склонность к творчеству Смелость Уверенность в себе Уравновешенность
Самостоятельность Обязательность Энергичность Надежность
Властность Работоспособность |
Умение заручаться поддержкой Умение сотрудничать Умение завоевывать Умение выражать мысли Такт и дипломатичность Умение брать на себя риск и ответственность Умение организовывать других людей Умение убеждать Умение понимать юмор Умение разбираться в людях |
Для удовлетворения интересов общества предпринимателю необходимо:
Ю.В. Щербатых выделяет личностные качества, способствующие успеху в бизнесе: самостоятельность, амбициозность, настойчивость, трудолюбие и стойкость [60].
Самостоятельность в глобальном смысле можно определить как стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения. Наличие таких черт личности – одно из важнейших условий успеха. Предпринимателями становятся в первую очередь те люди, которых не устраивает их роль наемного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежней работе. Если вспомнить концепцию А. Маслоу, то можно сказать, что предприниматели – это люди с особо выраженной потребностью к самореализации.
Амбициозность также является важным качеством, которое помогает начинающему бизнесмену преодолевать любые преграды на его пути к успеху. Амбициозность, т.е. повышенная самооценка и вера в успех, придает человеку дополнительные силы и помогает справляться с трудностями.
Настойчивость в приложении к предпринимательской деятельности означает желание делать все возможное для достижения успеха и готовность пойти ради него на определенные жертвы. Настойчивость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человек живет своим бизнесом, думает только о нем.
Трудолюбие как личностное качество в полной мере характеризует многих успешных людей в бизнесе. Они работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие.
Стойкость к жизненным неурядицам и умение держать удары судьбы состоит из двух компонентов: способности не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умения извлекать позитивный опыт из неудач [61, с. 128-129].
Ведение
предпринимательской
Итак, охарактеризуем основные психологические качества, способствующие успеху в предпринимательской деятельности: