Формирование личностных качеств успешного предпринимателя на стадии обучения в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:19, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства – США, Японии, Франции, Германии, России и др. – не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства:
В материальной и духовной жизни общества воплощаются проекты новых технологий. Предприниматели используют новые возможности в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах. Идеи реализуются в конкретных предприятиях.
Обеспечиваются условия непрерывного обновления потребностей общества. Появляются новые товары и услуги, новые профессии и рабочие места. В результате предпринимательской деятельности проектируются «ниши», «пустоты» рынка, конструируются новые хозяйственные структуры и функции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….……………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПСИХОЛОГИИ…………..….7
1.1. Обзор научных исследований в психологии предпринимательства………...….7
1.2. Психология поведения и личности предпринимателя……………………………………15
1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя……………....20
1.3.1. Личностные психологические качества, способствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..21
1.3.2. Личностные психологические качества, препятствующие успеху в бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ………………………………………………………….……32
2.1. Организация и методы исследования…………………………………….……………………………..32
2.2. Исследование лидерских способностей, степени готовности к риску, мотивации достижения и локуса контроля у студентов……………………………………...…37
2.3. Программа социально-психологического тренинга по формированию личностных качеств успешного предпринимателя у студентов…………………………45
2.4. Оценка эффективности социально-психологического тренинга по развитию личностных качеств успешного предпринимателя…………………………...…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..…………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа состоит из  1 файл

diplom.docx

— 308.99 Кб (Скачать документ)

Ф. фон  Хайек в своей работе, выделил и охарактеризовал отличительные черты предпринимательской деятельности, как конкурентную борьбу между предпринимателями.

П. Друкер охарактеризовал предпринимательство, как инновационную активность, связанную с получением максимальной выгоды [23, 24].

В.Н. Дружинин отмечает, что в современных представлениях о предпринимательстве условно можно выделить функционально-ролевой и структурный подходы. В рамках функционально-ролевого подхода предпринимательство рассматривается как разновидность экономической или, более широко, социальной деятельности, связанной с реализацией определенных функций экономического и социального развития. При этом одни авторы ограничивают эти функции исключительно экономической сферой, другие соотносят его со всеми видами человеческой деятельности [22, с. 7].

При анализе экономических функций  предпринимательства в одних  случаях подчеркивается роль предпринимателя как хозяйственного субъекта, осуществляющего функции оптимальной комбинации наличных ресурсов (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т.д.) для удовлетворения спроса и извлечения дохода, в других – основная экономическая функция предпринимателя определяется как поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике. В последнем случае принято говорить об инновационном предпринимательстве, в отличие от изобретательства, с одной стороны, и традиционного менеджмента, с другой. Одни определения подчеркивают в предпринимательстве функцию инновации, определяя его как «процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью» (Р. Хизрич, М. Питере, 1992), другие выделяют в качестве основных функций собственника и менеджера, определяя предпринимателя как организатора экономического предприятия, который его создает, владеет и управляет им и несет ответственность за все виды риска своего бизнеса. В любом случае, в рамках функционального подхода предпринимательство рассматривается обезличенно как тип деятельности, не привязанный к характеристикам конкретных субъектов [22, с. 9].

Й.А. Шумпетер, описывая предпринимательскую функцию как тип экономического поведения, специально подчеркивает сложность и проблематичность выделения и персонификации конкретных людей как носителей предпринимательской функции, субъектов предпринимательской деятельности: «Предпринимательство не является профессией, и в подобном состоянии нельзя находиться длительное время. Предприниматели образуют особый класс только в том смысле, что исследователь может при классификации вычленить их в отдельную группу, – предприниматели являются субъектами особого и не всегда присущего одним и тем же субъектам вида, – но отнюдь не в смысле того социального явления, которое имеют в виду, когда говорят о формировании классов и «классовой борьбе» и т.д.» [62, с. 172].

Одним из частных следствий функционального  подхода, рассматривающего предпринимательство как функцию или совокупность функций, выполнение которых не обязательно привязывается к конкретному индивидуальному субъекту, является положение, что предпринимательство может (или даже должно) рассматриваться как совокупность функций, реализуемых совместной деятельностью группы индивидов. При этом речь может идти как об исследовании различного рода предпринимательских общностей, так и о реализации предпринимательских функций и предпринимательской культуры в относительно стабильных организациях.

В современной литературе по менеджменту выполнение предпринимательских функций, связанное с развитием управления, проведением организационных нововведений, созданием новых видов товаров и услуг и т.д., рассматривается как отличительная особенность эффективного, инновационного управления, и в этой связи используются термины «предпринимательское управление» и «корпоративное, или внутреннее, предпринимательство». Владение собственностью и персональная ответственность за риски не рассматриваются как необходимые признаки предпринимательства. При таком подходе формально-статусные различия между менеджерами и предпринимателями фактически стираются.

В рамках структурного подхода, напротив, делаются попытки более или менее  четкой социальной идентификации предпринимателей как особой социальной группы, что совершенно необходимо для их определения как объектов эмпирических, в том числе психологических, исследований. С юридической точки зрения предпринимательство определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Такое, достаточно широкое определение предпринимательства фактически включает в себя все виды деловой активности (бизнеса) за исключением наемного труда.

Попытки выделения предпринимателей как особой социальной группы в рамках социальной стратификации, предпринятые Т.И. Заславской, позволяют сформулировать критерии эмпирической идентификации ее представителей [33, с. 8]:

    • основное занятие (предпринимательство, индивидуальный труд, работа по найму);
    • основной род деятельности (владельцы предприятий, индивидуальный труд, работа по найму);
    • тип основного места работы (предприятия): индивидуальный труд, частные предприятия, акционированные предприятия, государственные предприятия;
    • профессионально-должностной статус (хозяйственные руководители, специалисты, рабочие, служащие).

По мнению Р. Хизрича, предпринимательство – это общественно-хозяйственный процесс создания нового, имеющего социальную, духовную, экономическую ценность. Предприниматель тратит силу и время и принимает на себя моральную, юридическую, социальную и экономическую ответственность. В результате он получает прибыль и удовлетворение от достигнутого результата [58, с. 26].

В.Н. Дружинин приводит определение предпринимательства, которое дает авторитетный специалист в области предпринимательства, основатель центра Гарвардского исследовательского центра по истории предпринимательства А. Коул: предпринимательство – это целесообразная деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, предпринятая с целью создать, сохранить, увеличить ориентированную на получение прибыли организационную единицу, являющуюся совокупностью ресурсов, капитала, информации и труда, чтобы добиться денежной или иной выгоды, которая является мерой его успеха, во взаимодействии с экономическими, политическими, социальными условиями (институтами, обычаями) того периода развития общества, который позволяет значительную степень свободы принятия решений [22, с. 17].

Общество  может тормозить или сопутствовать  предпринимательской деятельности. Эффекты предпринимательства значительны, если в обществе: складываются условия для нововведений; формируются правовые основы свободной экономической деятельности; общественный разум осознает необходимость нововведений. Предпринимательство также зависит: от технологичности общества; социально-политической ситуации; соотношения этих компонентов с уровнем мирового хозяйства и культуры [53, с. 63].

Классик экономики и социологии австриец Й.А. Шумпетер считал, что экономическая деятельность – это такая система, целью которой выступает приобретение благ. Он рассматривал народное хозяйство, основанное на рыночных принципах, такое хозяйство, где господствуют частная собственность, разделение труда и свободная конкуренция. Развитием следует считать лишь такие изменения хозяйственного кругооборота, которые случайны и порождены самой экономикой. Форма и содержание развития определяются понятием «осуществление новых комбинаций». Хозяйственные субъекты, осуществляющие новые комбинации и выступающие в качестве активных агентов развития, Шумпетер называл предпринимателями. Производить – значит комбинировать имеющиеся в среде вещи и силы [62].

Сущностные  признаки процесса развития хозяйства  или предпринимательского процесса:

  • изготовление нового, еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага;
  • внедрение нового, в данной отрасли промышленности еще практически не известного метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
  • освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
  • получение нового источника сырья или полуфабриката, равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
  • проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (с помощью создания треста), или подрыв монопольного положения другого предприятия [53, с. 65].

Таким образом, анализ научной литературы показывает, что в современных исследованиях предпринимательской деятельности одни авторы ограничивают функции предпринимательства экономической деятельностью, а другие сопоставляют данное понятие со всеми видами деятельности человека. Проведенные ранее исследования говорят о том, что предпринимательство в Росси имеет социально-психологические отличительные особенности. Они связаны с историческим развитием России и особенностями современного состояния экономической и политической культуры общества.

Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать  что-то новое, придумать что-то новое  или улучшить уже существующее. Оно  неразрывно связано с такими понятиями, как динамизм, инициатива, смелость, и высвобождает в обществе тот  потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность. Предприниматели являются «двигателями» в развитии хозяйства, творцами в экономике.

 

 

1.2. Психология поведения и личности предпринимателя

 

Предпринимателю, чтобы добиться определенного успеха в своей  деятельности, необходимо вести себя адекватно в любой ситуации. Необходимо быстро реагировать на изменение  окружающей обстановки. Тем более  в предпринимательской деятельности очень часто главной психологической  обстановкой, является неопределенность в дальнейших действиях. В сознании предпринимателя, для успешной работы, должны всегда присутствовать установки  готовности к оптимальным и гибким решениям.

М.К. Тутушкина пишет: «Черты характера людей – предпринимателей, секреты их умений и способностей интересны для исследования, так  как они – сподвижники прогрессивного развития общества. Привычно связывают  понятия «предпринимательская деятельность и активность», «предпринимательские способности и предприимчивость», «психологические особенности предпринимателя», «предпринимательские структуры», «круги», «организации». Предпринимательство  – явление экономической жизни  общества. Любое явление можно  локализовать во времени и пространстве.» [54, с. 151]. И далее: «Предпринимательская деятельность, как и любая другая деятельность, – это способ существования людей, это форма активности. Психологи выделяют такие основные деятельности: труд, игра, учение или познание, общение. Человек же проявляет свою активность в многообразных формах деятельности, различной по содержанию, в зависимости от ведущей потребности, трансформированной в этой активности.

Психологической теории деятельности основываются на представлении о  человеке, как об активном начале, о  субъекте, психология которого развивается  во взаимодействии внутренней и внешней  среды. Индивидуальное, особенное в  деятельности человека проявляется  через преломление, ассимиляцию  внешнего, всеобщего в сознании субъекта.» [54, с. 154]. «Предприниматель – носитель активности в системе предпринимательства, субъект предпринимательской деятельности. Им может быть один человек, группа людей, объединенных в организацию разного уровня сложности.» [54, с. 155].

По описаниям Й.А. Шумпетера, предпринимательское поведение – это особый тип поведения, когда субъект делает не то, что другие и не так, как другие (в хозяйстве). Своеобразие выделенного типа заключается в огромном напряжении духовных сил, неавтоматических поступках свободе от рутины, умении действовать в непривычных рамках, в отсутствии необходимых для принятия решений правил. Это поведение содержит догадку, чутье, способность видеть вещи в таком свете, который нельзя обосновать настоящим моментом. Это способность отделять существенное от несущественного, когда еще неизвестны принципы осуществления предприятия, это подготовка, знания дела, глубина ума, способность к логическому анализу излишни здесь [62, с. 138].

Начиная с работ Й.А. Шумпетера, в экономической литературе делаются попытки определения предпринимателя  не просто как субъекта особого вида экономической деятельности, а как особого психологического типа человека, отличительные свойства которого могут проявляться и рассматриваться безотносительно к содержанию выполняемой им экономической функции. Эта идея послужила мощным толчком к проведению психологических исследований, основной целью которых явился поиск тех специфических качеств, которые побуждают человека к предпринимательской деятельности и обеспечивают эффективное выполнение предпринимательских функций.

Американский психолог Д. Макклеланд, развивая теоретические  идеи и эмпирические подходы исследования мотивации достижения X. Мюррея, провел серию экспериментальных исследований, объектами которых выступали как студенты учебных заведений, так и предприниматели. Его книга «Общество достижения» (1961) явилась одной из первых серьезных попыток применения теории и методов психологической науки для анализа и решения проблем экономического развития. Основная идея Д. Макклеланда заключалась в том, что отличительной психологической особенностью предпринимателей является более высокий уровень мотивации достижения. Последнюю Д. Макклеланд определял как «соревнование с некими существующими стандартами». Мотивация достижения проявляется при следующих условиях:

    • ситуация поведения индивида характеризуется наличием определенных стандартов, по которым оценивается успешность или не успешность решения индивидом поставленных задач;
    • индивид рассматривает себя как субъекта, ответственного за результаты своего поведения;
    • достижение успеха в решении задачи не является заранее предрешенным, но связано с определенным уровнем риска [22, с. 21].

В более  поздних исследованиях мотивации Д. Аткинсон и X. Хекхаузен стали различать мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Для людей, мотивированных на достижение успеха, характерны: четкая постановка позитивных целей деятельности и активное последовательное стремление к их достижению, уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка. Они предпочитают задачи средней трудности, а при неудачах они мобилизуют свои силы и повышают активность. Люди, мотивированные на избегание неудачи, проявляют неуверенность в своих возможностях, возможность неудачи вызывает у них тревогу. Они нередко характеризуются неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной), поэтому склонны выбирать или очень легкие, или очень трудные задачи. Успех повышает их активность, однако неудачи приводят к резкому ее снижению. Индивидуальные особенности мотивации личности определяются сочетанием того и другого типа мотивации в разной степени выраженности. По мнению многих исследователей, отличительной особенностью успешных предпринимателей является выраженное преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач. Практика психологического консультирования показывает, что с помощью специальных упражнений можно корректировать индивидуальные особенности мотивации человека, повышая его уверенность в себе и направленность на достижение успеха [56, 57].

Информация о работе Формирование личностных качеств успешного предпринимателя на стадии обучения в вузе