Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить педагогические условия, способствующие формированию у детей навыков связной речи.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические, психологические особенности развития связной монологической речи детей дошкольного возраста.
Разработать методы и приемы, способствующие формированию у детей структуры связного высказывания.
Введение……………………………………………………..…………………….3
1. Теоретические аспекты развития связной речи у дошкольников……...……5
1.1.Лингвистические основы развития связной речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические и психолингвистические основы развития связной речи дошкольников……………………………………………………………………13
1.3.Развитие связной речи дошкольников в теории и практике дошкольной педагогики………………………………………………………………………..16
2.Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников……………………………………………………………………17
2.1.Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста……17
2.2. Методы и приемы формирования у детей построения связного высказывания………………………………………………...…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
Приложение……………………………………………………………………....44
Содержание.
Введение……………………………………………………..
1. Теоретические аспекты развития связной речи у дошкольников……...……5
1.1.Лингвистические
основы развития связной речи
детей дошкольного возраста…………
1.2. Психологические
и психолингвистические основы
развития связной речи
1.3.Развитие
связной речи дошкольников в
теории и практике дошкольной
педагогики……………………………………………………
2.Формирование
навыков связного высказывания у старших
дошкольников………………………………………………
2.1.Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста……17
2.2. Методы
и приемы формирования у детей
построения связного
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение.
Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших.
Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаев, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, В.И. Чернышев и др.). И в настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков.
Проблема
создания на уроке речевой ситуации,
побуждающей ученика к
Актуальность
данной темы обусловлена тем, что
важнейшей задачей школы на современном
этапе является формирование у учащихся
потребности к овладению
Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека общества.
Развитие
познавательной активности и самостоятельности
подрастающего поколения
Таким образом, развитие речи учащегося – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка продуцировать текст для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.
Проблема развития речи всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии, философии, методики.
Объект исследования: процесс развития связной речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование навыков построения связного высказывания у старших дошкольников.
Цель исследования: изучить педагогические условия, способствующие формированию у детей навыков связной речи.
Задачи исследования:
1. Теоретические аспекты развития связной речи у дошкольников.
Впервые научное разграничение языка и речи осуществил швейцарский франкоязычный лингвист Фердинанд де Соссюр, его заслуженно считают основоположником теории речи в мировой науке.
Тесно сближают язык и речь функции языка, т.к. все эти функции реализуются через речь, речевую деятельность.
Речь
невозможна без мысли, без опережающего
внутреннего процесса. Мысль и
слово находятся в
Очень важна также роль речевой (языковой) среды в овладении речью и языком. Это не единственный фактор нормального речевого развития человека. Выделяется еще пять факторов: фактор потребности контакта; фактор длительной, многолетней тренировки физиологического механизма; фактор потребности номинации и обобщения; фактор речевой активности; фактор осмысления или фактор теории [17, c. 38].
Среди российских ученых особого внимания заслуживает вклад Л.С. Выгодского, согласно которому "... не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи" [10, с. 123].
Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:
- воспитание звуковой речи;
-
закрепление, обогащение и
-
развитие и совершенствование
грамматического строя речи.
Понятие грамматического строя речи включает
в себя знание по грамматически и словообразованию.
Грамматика - раздел науки о языке содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. Он включает в себя две части - морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает словосочетания и предложения, то морфология - грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а также учение о частях речи и присущих им способов словообразования.
Своеобразное освоение грамматического строя языка важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка - основной источник освоения грамматического строя языка. В особенности это касается детей с нарушениями интеллекта.
На протяжении последних десятилетий отмечается активный процесс словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное отражение постоянные изменения в словарном составе языка обусловленные различными переменами в жизни нашего общества.
Термин "словообразование" в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающую словообразовательную систему языка [6, c. 58].
Словообразование,
как особый раздел науки о языке,
включает две составные части - морфемику
и непосредственно
Предметом словообразования является слово, способы его образования.
Словообразовательная
система языка тесно связана
с другими его сторонами (уровнями)
- лексикой и грамматикой. Связь с
лексикой проявляется в том, что
новые слова пополняют
Так, образующиеся в языке новые слова, всегда оформляются как определенные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) со всеми грамматическими признаками этой части речи.
Двойной контакт словообразования - с лексикой и грамматическим строем - находит свое выражение в многообразии способов образования слов. Эти способы могут быть в схематической записи, приведенной ниже.
I Морфологический
1. Аффиксация:
- префиксальный способ,
- суффиксальный способ,
-
префиксально-суффиксальный
2. Безаффиксальный способ;
3. Словосложение;
4. Аббревиация;
II Морфолого-синтаксический;
III Лексико-семантический;
IV Лексико-синтаксический.
Названные способы имеют не тождественную роль в процессе словообразования. Наиболее важный - морфологический способ, с помощью которого пополняются разные части речи, хотя с разной продуктивностью: существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто (премилый, сверхмощный) [17, c. 89].
Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке.
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:
1)
Речь - это наиболее совершенное
емкое, точное и
2)
Речь служит орудием
3)
Речь представляет отдельному
человеку канал связи для
Функции
речи отражают ступени реального
процесса развития речи в онтогенезе.
Речь возникает первоначально как
средство общения в своей
Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.
Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития [20, c. 184].
Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.). Характерными особенностями являются:
Информация о работе Формирования связной речи у дошкольников