Формирования связной речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить педагогические условия, способствующие формированию у детей навыков связной речи.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические, психологические особенности развития связной монологической речи детей дошкольного возраста.
Разработать методы и приемы, способствующие формированию у детей структуры связного высказывания.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….3
1. Теоретические аспекты развития связной речи у дошкольников……...……5
1.1.Лингвистические основы развития связной речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические и психолингвистические основы развития связной речи дошкольников……………………………………………………………………13
1.3.Развитие связной речи дошкольников в теории и практике дошкольной педагогики………………………………………………………………………..16
2.Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников……………………………………………………………………17
2.1.Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста……17
2.2. Методы и приемы формирования у детей построения связного высказывания………………………………………………...…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
Приложение……………………………………………………………………....44

Работа состоит из  1 файл

куросвая лингвистика.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

Введение……………………………………………………..…………………….3

1. Теоретические  аспекты развития связной речи  у дошкольников……...……5

1.1.Лингвистические  основы развития связной речи  детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5

1.2. Психологические  и психолингвистические основы  развития связной речи дошкольников……………………………………………………………………13

1.3.Развитие  связной речи дошкольников в  теории и практике дошкольной  педагогики………………………………………………………………………..16

2.Формирование  навыков связного высказывания у старших дошкольников……………………………………………………………………17

2.1.Особенности  связной речи у детей старшего  дошкольного возраста……17

2.2. Методы  и приемы формирования у детей  построения связного высказывания………………………………………………...…………………..24

Заключение……………………………………………………………………….39

Список  использованных источников…………………………………………...41

Приложение……………………………………………………………………....44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Проблема  развития речи традиционно рассматривается  в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших.

      Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаев, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, В.И. Чернышев и др.). И в настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков.

      Проблема  создания на уроке речевой ситуации, побуждающей ученика к коммуникации, остается весьма актуальной и во многом определяет пути методического поиска.

      Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  важнейшей задачей школы на современном  этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в  соответствии с познавательными установками.

      Одно  из решающих условий этой задачи –  хорошо развитая речь каждого человека общества.

      Развитие  познавательной активности и самостоятельности  подрастающего поколения зависит  от того, насколько хорошо школьники  овладеют родным языком, речевыми навыками и умениями.

      Таким образом, развитие речи учащегося –  это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и  навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка продуцировать текст для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

      Проблема  развития речи всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии, философии, методики.

      Объект  исследования: процесс развития связной  речи у старших дошкольников.

      Предмет исследования: формирование навыков  построения связного высказывания у старших дошкольников.

      Цель  исследования: изучить педагогические условия, способствующие формированию у детей навыков связной речи.

      Задачи  исследования:

  1. Раскрыть лингвистические, психологические особенности развития связной монологической речи детей дошкольного возраста.
  2. Разработать методы и приемы, способствующие формированию у детей структуры связного высказывания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические аспекты  развития связной  речи у дошкольников.

    1. Лингвистические основы развития связной речи детей дошкольного возраста.

     Впервые научное разграничение языка  и речи осуществил швейцарский франкоязычный  лингвист Фердинанд де Соссюр, его  заслуженно считают основоположником теории речи в мировой науке.

     Тесно сближают язык и речь функции языка, т.к. все эти функции реализуются через речь, речевую деятельность.

     Речь  невозможна без мысли, без опережающего внутреннего процесса. Мысль и  слово находятся в диалектическом единстве. Мышление взрослого, нормального  человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

     Очень важна также роль речевой (языковой) среды в овладении речью и  языком. Это не единственный фактор нормального речевого развития человека. Выделяется еще пять факторов: фактор потребности контакта; фактор длительной, многолетней тренировки физиологического механизма; фактор потребности номинации и обобщения; фактор речевой активности; фактор осмысления или фактор теории [17, c. 38].

     Среди российских ученых особого внимания заслуживает вклад Л.С. Выгодского, согласно которому "... не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи" [10, с. 123].

     Вот почему среди многих важных задач  воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному  языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

     - воспитание звуковой речи;

     - закрепление, обогащение и активизация  словаря;

     - развитие и совершенствование  грамматического строя речи. 
Понятие грамматического строя речи включает в себя знание по грамматически и словообразованию.

     Грамматика - раздел науки о языке содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. Он включает в себя две части - морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает словосочетания и предложения, то морфология - грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а также учение о частях речи и присущих им способов словообразования.

     Своеобразное  освоение грамматического строя  языка важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка - основной источник освоения грамматического строя языка. В особенности это касается детей с нарушениями интеллекта.

     На  протяжении последних десятилетий  отмечается активный процесс словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное отражение  постоянные изменения в словарном составе языка обусловленные различными переменами в жизни нашего общества.

     Термин "словообразование" в лингвистике  употребляется в двух значениях: как название процесса образования  новых слов в языке и как  название раздела языкознания, изучающую  словообразовательную систему языка [6, c. 58].

     Словообразование, как особый раздел науки о языке, включает две составные части - морфемику  и непосредственно словообразование. Морфемика - наука о значимых частях слова - морфемах, т. е. учение о строение, структуре слова.

     Предметом словообразования является слово, способы  его образования.

     Словообразовательная  система языка тесно связана  с другими его сторонами (уровнями) - лексикой и грамматикой. Связь с  лексикой проявляется в том, что  новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка.

     Так, образующиеся в языке новые слова, всегда оформляются как определенные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) со всеми грамматическими признаками этой части речи.

     Двойной контакт словообразования - с лексикой и грамматическим строем - находит  свое выражение в многообразии способов образования слов. Эти способы  могут быть в схематической записи, приведенной ниже.

     I Морфологический

     1. Аффиксация:

     - префиксальный способ,

     - суффиксальный способ,

     - префиксально-суффиксальный способ.

     2. Безаффиксальный способ;

     3. Словосложение;

     4. Аббревиация;

     II Морфолого-синтаксический;

     III Лексико-семантический;

     IV Лексико-синтаксический.

     Названные способы имеют не тождественную  роль в процессе словообразования. Наиболее важный - морфологический  способ, с помощью которого пополняются  разные части речи, хотя с разной продуктивностью: существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто (премилый, сверхмощный) [17, c. 89].

     Формирование  речи, а именно монологической и  диалогической зависит от того, как  ребенок овладевает словообразованием  и грамматическим строем. Если ребенок  делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке.

     Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:

     1) Речь - это наиболее совершенное  емкое, точное и быстродействующее  средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная  функция;

     2) Речь служит орудием осуществления  многих психических функций, поднимая  их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

     3) Речь представляет отдельному  человеку канал связи для получения  информации из общечеловеческого  социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

     Функции речи отражают ступени реального  процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как  средство общения в своей межиндивидуальной  функции и сразу же оказывает  внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической. Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

     Каждая  из трех функций речи в свою очередь  разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

     Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития [20, c. 184].

     Речь  автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.). Характерными особенностями являются:

Информация о работе Формирования связной речи у дошкольников