Формирования связной речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить педагогические условия, способствующие формированию у детей навыков связной речи.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические, психологические особенности развития связной монологической речи детей дошкольного возраста.
Разработать методы и приемы, способствующие формированию у детей структуры связного высказывания.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….3
1. Теоретические аспекты развития связной речи у дошкольников……...……5
1.1.Лингвистические основы развития связной речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические и психолингвистические основы развития связной речи дошкольников……………………………………………………………………13
1.3.Развитие связной речи дошкольников в теории и практике дошкольной педагогики………………………………………………………………………..16
2.Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников……………………………………………………………………17
2.1.Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста……17
2.2. Методы и приемы формирования у детей построения связного высказывания………………………………………………...…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
Приложение……………………………………………………………………....44

Работа состоит из  1 файл

куросвая лингвистика.doc

— 229.50 Кб (Скачать документ)

     Проведенный эксперимент доказал правильность исходных теоретических положений, эффективность разработанной методики и позволил наметить систему уроков по формированию у младших школьников навыка продуцирования собственного текста.

     Данное  исследование находится в русле стержневых задач школьного преподавания русского языка и литературы: формирование языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции. Анализ ученических работ показал, что школьники успешно овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой экспериментального обучения.

     Работа  над продуцированием собственного текста способствует общему развитию детей, формированию интереса к русскому языку, созданию положительной мотивации обучения.

     Эксперимент подтвердил правомерность моделирования учебной ситуации, позволяющей сочетать лингвистический, речеведческий и фольклорный материал для формирования у младших школьников навыка продуцирования собственного текста.

     Результаты  экспериментального обучения доказали эффективность предложенной методической системы и подтвердили сформулированную гипотезу о том, что целенаправленная, систематическая и последовательная работа по формированию навыка продуцирования собственного текста у учащихся старших дошкольников и младших школьников начальных классов будет действенной, если опираться на структуру произведений устного народного творчества и специальную систему упражнений, включающую эффективные методы обучения во взаимосвязи со всеми видами речевой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для формирования у младших  школьников навыка продуцирования текста необходима специально разработанная  методическая система, включающая специально отобранный дидактический материал с произведениями устного народного творчества, и систему упражнений для работы с ним.

     Использование системы упражнений «Я сочиняю сказку»  как основополагающего при формировании у младших школьников навыка продуцирования текста на примере устного народного творчества отвечает задачам развивающего обучения в школе, способствует формированию языковой личности, совершенствованию произносительной, лексической, грамматической структур речи, развитию творческих способностей учащихся среди старших дошкольников и начальных классов.

     Эффективность введения предлагаемой системы уроков по развитию речи «Я сочиняю сказку»  в обучении старших дошкольников и младших школьников обусловлена  применением литературного материала, который включен в специальную систему упражнений, направленных на совершенствование лексического, грамматического, орфографического уровня учащихся.

     Использование предлагаемой системы уроков, направленной на формирование навыка продуцирования текста, приведет к развитию речи учащихся, умению точно, правильно, логично излагать свои мысли как устно, так и письменно, повышению уровня лексической, грамматической и орфографической подготовки, а также к повышению коммуникативных способностей учащихся.

     Таким образом, работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.

     Данная  работа не является исчерпывающей. Нам  представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов о последовательности обучения детей дошкольного возраста различным функционально-смысловым типам высказываний, о взаимосвязи речевых занятий с другими видами деятельности, преемственности и перспективности в работе по развитию связной речи в разных возрастных группах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников. 

     
  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
  3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
  4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз» 2005. – 138 с.
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
  7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
  8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.
  9. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
  10. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.
  11. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
  12. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
  13. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
  14. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
  15. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
  16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 143с.
  17. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.
  18. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
  19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
  20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.
  21. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
  22. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
  23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
  24. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
  25. Ушакова О.С., Струниной Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.
  26. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение. 

     Упражнения  для развития речи 

     Развитие  слуха.

     Если  ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

     Упражнение  №1. "Назови слова" (для  развития слуховой дифференцировки).

     Задание №1.

     "Назови  как можно больше слов, которые  начинаются на звук А" (Т,  О, Р, К и т.д.).

     Задание №2.

     "Назови  как можно больше слов, которые  заканчиваются на звук П" (И,  О, С, Л и т.д.).

     Задание №3.

     "Назови  как можно больше слов, в середине  которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

     Упражнение  №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу  слова).

     Это упражнение также имеет несколько  вариантов задания.

  1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
  2. Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
  3. Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

     2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза"

     Лучше начинать упражнение в медленном  темпе, постепенно увеличивая скорость.

     Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

     Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

     Упражнение  №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

     Задание №1.

     "Придумай  слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

     Задание №2.

     "Назови, какой звук первый / последний  в слове "луч", "сила", "диван"  и т.д.".

     Задание №3.

     "Назови  все звуки по порядку в слове  "небо", "туча", "крыша"  и т.д.".

     Задание №4.

     "Какой  звук в слове "рыбка" стоит  вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

     Упражнение  №4. "Путаница".

     "Послушай  внимательно стихотворение.

     Кто на дереве сидит?

     Кит.

     В океане кто плывет?

     Кот.

     В огороде что растет?

     Рак.

     Под водою кто живет?

     Мак.

     Перепутались  слова!

     Я командую "раз-два"

     И приказываю вам 

     Всех  расставить по местам".

     Спросите  у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

     Вы  можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

     Упражнение  №5. "Придумай новое  слово".

     Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а  ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое  слово. Вот, например: дом - дым".

     Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

     Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

     Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

     Упражнение  №6. "Кружок".

     Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

     Задание: "Сейчас мы запишем несколько  слов, но не буквами, а кружками. Сколько  звуков в слове, столько кружков  ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три"

     Образец: МАК – 000

     Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

     Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.


Информация о работе Формирования связной речи у дошкольников