Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить педагогические условия, способствующие формированию у детей навыков связной речи.
Задачи исследования:
Раскрыть лингвистические, психологические особенности развития связной монологической речи детей дошкольного возраста.
Разработать методы и приемы, способствующие формированию у детей структуры связного высказывания.
Введение……………………………………………………..…………………….3
1. Теоретические аспекты развития связной речи у дошкольников……...……5
1.1.Лингвистические основы развития связной речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические и психолингвистические основы развития связной речи дошкольников……………………………………………………………………13
1.3.Развитие связной речи дошкольников в теории и практике дошкольной педагогики………………………………………………………………………..16
2.Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников……………………………………………………………………17
2.1.Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста……17
2.2. Методы и приемы формирования у детей построения связного высказывания………………………………………………...…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
Приложение……………………………………………………………………....44
1)
ситуативность, влекущая за
2)
своеобразный способ "обобщения",
основанный на субъективных
3)
отсутствие флексий и
Автономная детская речь может принимать
более или менее развернутые формы и сохраняться
продолжительное время. Это нежелательное
явление задерживает не только формирование
речи (всех ее сторон), но и умственное
развитие в целом. Специальная речевая
работа с детьми, правильная речь окружающих
взрослых, исключающая "подстраивание"
под несовершенную речь ребенка, служат
средством профилактики и коррекции автономной
детской речи. Особенно развитые и затяжные
формы автономная детская речь может принимать
у близнецов или в замкнутых детских группах.
В этих случаях рекомендуется временное
разъединение детей.
Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.
Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.
Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.
Ж. Пиаже характеризовал ее как:
а) Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);
б) Речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.
В
настоящее время существует относительно
устоявшееся отделение
Развитие речи проходит три этапа.
1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач [18, c. 221].
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К
началу 3 года у детей формируется
грамматический строй речи. К концу
дошкольного возраста дети практически
владеют почти всеми законами
словообразования и словоизменения.
Ситуативность речи (отрывочность и
понятность лишь в конкретных условиях,
привязанность к наличной ситуации) становится
все менее выраженной. Появляется связная
контекстная речь - развернутая и грамматически
оформленная. Однако элементы ситуативности
еще долго присутствуют в речи ребенка:
она изобилует указательными местоимениями,
в ней много нарушений связности. В школьные
годы ребенок переходит к сознательному
овладению речью в процессе обучения.
Усваиваются письменная речь, чтение.
Это открывает дополнительные возможности
для дальнейшего развития лексической,
грамматической и стилистической сторон
речи - как устной, так и письменной.
1.2.
Психологические
и психолингвистические
основы развития
связной речи дошкольников.
В
настоящее время нет
Обучение
моделированию целесообразно
Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи. Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных аспектах: связь языка и мышления, связь языка и объективной действительности, семантика языковых единиц и характер их обусловленности - являлись предметом изучения многих исследователей (Н.И.Жинкин, А.Н.Гвоздев, Л.В.Щерба). При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью исследователи называют овладение текстом. Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М.Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
По определению С.Л.Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность [14, c. 18].
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А.Флериной, Е.И.Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М.Ляминой.
Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г.Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П.Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А.Смирнова и О.С.Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В.Гербова, Л.В.Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества.
Но предлагаемые методы и приемы развития связной речи более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них менее отражены. На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Таким
образом, анализ психолого-педагогической
литературы позволил нам обнаружить
противоречие между особенностями речевого
развития ребенка старшего дошкольного
возраста и теоретическим обоснованием
использования моделирования при обучении
старших дошкольников связной речи, между
потребностями практики в использовании
моделирования в работе по развитию связной
речи и отсутствием педагогических технологий,
ориентированных на моделирование в работе
по формированию у дошкольников умений
в области текста [19, c. 50].
1.3.Развитие
связной речи дошкольников
в теории и практике
дошкольной педагогики.
В
современной педагогической практике
наблюдается весьма противоречивая
картина состояния обучения детей
этого возраста связной речи. С
одной стороны, во многих дошкольных
образовательных учреждениях
Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями массовой практики в методике формирования связности речи детей среднего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью.
Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что начинать работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребенка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения и специальных уроках по развитию речи учащихся.
Информация о работе Формирования связной речи у дошкольников