Формы и ивиды мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 12:05, реферат

Описание

Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Например, трапеция как геометрическая фигура обладает рядом признаков: количеством сторон, количеством углов, величиной сторон, величиной углов, расположением сторон, их соотношением, площадью фигуры. Существенными признаками для отнесения фигуры к классу трапеций будут два: наличие четырех углов и параллельность двух из ее сторон.

Работа состоит из  1 файл

Формы и виды мышления.docx

— 24.93 Кб (Скачать документ)

Формы и виды мышления 

      Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

      Понятие - это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Каждый предмет и каждое явление имею много различных признаков свойств. Признаки эти можно разделить на существенные и несущественные.

      Существенные  признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Например, трапеция как геометрическая фигура обладает рядом признаков: количеством сторон, количеством углов, величиной сторон, величиной углов, расположением сторон, их соотношением, площадью фигуры. Существенными признаками для отнесения фигуры к классу трапеций будут два: наличие четырех углов и параллельность двух из ее сторон. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков уже не позволит назвать фигуру трапецией. Другие же признаки: размеры сторон, углов, их соотношение, площадь фигуры для определения понятия «трапеция» несущественны.

      Существенные  свойства предметов или явлений  люди познают в процессе своей  общественной практики. Познавая их, они  обозначают эти свойства словами  созданного всем обществом языка. Благодаря  этому общие для всех членов данного  народа слова с самого начала связываются  с понятиями об открытых людьми общих  и существенных свойствах предметов. Слово есть чувственная, материальная оболочка понятия. Мыслить понятиями - это значит мыслить словами.

      Содержание  понятий в их историческом развитии существенно изменяется. Так, например, понятие об атоме, который раньше понимался как «неделимое», как  мельчайшая, однородная, недоступная  для дальнейшего деления частица  материи, сейчас, когда человечество научилось расщеплять ядро атомов, понимается как сложное образование.

      Понятия принято различать по степени  отвлечения в них (конкретные и абстрактные) и по объему (единичные и общие). Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность признаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, то мы имеем дело с конкретным понятием. Таковы понятия: «город», «общество», «рабочий класс», «идея». Если же отвлечение выделяет в предмете один какой-нибудь признак и делает этот признак предметом изучения, рассматривает его как особый предмет, то возникает понятие абстрактное. Таковы понятия: «доблесть», «равенство», «справедливость», «честность», 
«отзывчивость» и др. Единичным называется понятие, которое может быть отнесено только к одному — единственному предмету независимо от того, к какому классу принадлежит этот предмет. Так, единичными будут понятия: «Курская битва», автор «Педагогической поэмы», «коллектив автозавода имени Ленинского комсомола». Общим называется понятие, которое относится не к одному предмету, а к классу предметов, притом к любому предмету этого класса. Примеры общих понятий: «самолет», «государство», «профессионально-техническое училище», «предприятие». Всякое понятие возникает на чувственной основе путем отвлечения от предмета какой-то части признаков. В связи с этим нужно отметить различие понятий и представлений: 1) представления являются наглядными образами предметов, а понятия всегда выражаются словами; 2) в понятиях мыслятся только существенные свойства отражаемых предметов, в то время как в представлениях мы отражаем и несущественные, случайные признаки предмета; 3) представления в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями личности воспринимающего человека, а понятия об одном и том же предмете у разных людей одинаковы. (Последнее объясняется тем, что все люди одинаково, хотя с различной степенью общности, отражают в своих понятиях существенные свойства окружающих их предметов и явлений.)

      Однако  между представлениями и понятиями  нельзя провести резкой границы. Представления, становясь все более и более  обобщенными (так, например, схематичные), приобретают признаки понятия, а  понятия, становясь более конкретными, приближаются по содержанию отраженного  к представлениям. «Образование (абстрактных) понятий и операции с ними, - подчеркивал В. И. Ленин, - уже включают в себя представление, убеждение, сознание закономерности объективной связи мира». Понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития, усваиваются в процессе индивидуального развития человека. Владеть понятием - значит владеть всей совокупностью знаний о предметах и явлениях, к которым относится данное понятие. Усвоение понятия прежде всего зависит от прошлого опыта учащихся, от правильной организации чувственного опыта учащихся в процессе обучения (опора на наглядный материал). Важное значение при усвоении понятий имеет отбор материала, на который должно опираться изучение нового для учащихся понятия. Необходим отбор типичного, который позволил бы ознакомиться с основными видами того, что обобщается этим понятием, и с типичными представителями каждого вида. Существенным условием успешного овладения понятиями является строгая постепенность в переходе от практических действий с предметами и явлениями, которые охватываются изучаемыми понятиями, к действиям с ними в уме.

      Усвоение  понятий включает в себя знание отношения  понятия к другим понятиям: более  общим и частным, близким и  несходным по значению. Чтобы правильно  пользоваться понятием, надо знать  не только то, что входит, но и то, что не входит в него, а характерно для предметов и явлений, охватываемых другим понятием. Особенно важно знать, что разграничивает близкие или, наоборот, противоположные друг другу  понятия. Таковы, например, понятия   «равные» и «подобные» треугольники, «представления памяти» и «представления воображения», «навыки» и «умения» и многие другие. Основной путь разграничения  этих понятий и четкого усвоения каждого из них - противопоставление их друг другу, т.е. ясное осознание учащимися тех признаков, которые необходимо входят в содержание одного из пары понятий и не входят или несущественны для другого понятия.

      Понимание взаимоотношений между понятиями  служит основой усвоения системы  понятий, отражающей реальные связи  и зависимости предметов и  явлений действительности.

      Суждение - это форма мышления, позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Устанавливая различные связи между понятиями, суждения являются высказываниями чего-либо о чем-то. В них могут утверждаться или отрицаться какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Психика есть функция мозга», «Все металлы электропроводны». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Этот станок неисправен», «Ни один жир не растворяется в воде».

      В зависимости от того, относится ли то, что мы утверждаем или отрицаем, к одному предмету, к некоторым  предметам известного класса или  к каждому предмету, суждения будут  единичными, частными или общими. Соответственно примерами каждого из этих видов являются следующие суждения: единичное - «Этот человек никогда не пойдет на обман», частное - «Некоторые металлы тяжелее воды», общее - «Всякое тело, погруженное в жидкость, испытывает давление снизу вверх, равное весу вытесненной им жидкости».

      В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Истинным является, например, высказывание: «Масса - мера инертности». Ложное суждение, наоборот, выражает такую связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, например: «Не все люди смертны». Истинность суждений проверяется практикой.

      Различные виды суждений со стороны их структуры  изучает наука логика. Психология изучает главным образом содержание суждения как формы мышления.

      Форма мышления, в которой из одного или  нескольких суждений выводится новое  суждение, называется умозаключением.

      Суждения  образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. В первом случае, например, мы видим, что на улице идет дождь и высказываем простейшее суждение: «Дождь идет». Во втором случае с помощью рассуждений из одних суждений выводят, получают другие (или) другое суждение. Например: «В группе № 1 все комсомольцы»; «Иванов - учащийся 1-й группы нашего ПТУ». Исходя из первого и второго суждений, мы высказываем третье суждение: «Следовательно, Иванов - комсомолец». Примерами умозаключений могут служить доказательства теорем по геометрии, доказательства законов в физике, химии, электронике, теплотехнике и других науках. Исходные суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: «В группе № 1 все комсомольцы» (общая, или большая посылка), «Иванов - учащийся первой группы нашего ПТУ» (частная, или меньшая, посылка). Вывод, получаемый в ходе умозаключения из этих двух посылок, большей и меньшей, называется заключением («Следовательно, Иванов - комсомолец»). Суждение, которое является результатом умозаключения, может оказаться истинным или ложным, и это зависит от истинности каждой из посылок и от соблюдения правил различных видов умозаключения. Эти правила умозаключения установлены в многократно повторяющейся практической деятельности.

      Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивным и дедуктивным.

      Индукция - это способ рассуждения от более  частных суждений к более общему суждению, установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений.

      Индукция  начинается с накопления знаний о  возможно большем числе в чем-то однородных предметов и явлений. Обобщая сходные факты (например, что медь, железо, олово, серебро  и другие металлы проводят электричество), мы делаем утверждение о принадлежности данного признака всем предметам, входящим в данный класс (в нашем примере  заключаем, что все металлы электропроводны).

      Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов  и правил. Пример дедуктивного умозаключения: «Все металлы электропроводны. Железо - металл. Следовательно, железо электропроводно».

      Закономерности  построения умозаключений с точки  зрения их структуры изучает логика, психология же изучает условия возникновения  посылок, влияние индивидуального  опыта личности, ее особенностей на протекание процесса, умозаключений  и на его результаты, а также  влияние их на развитие мышления личности.

      Важнейшими  психологическими показателями суждений и умозаключений являются: самостоятельность и уверенность в суждениях. Уверенность прежде всего зависит от наличия необходимых знаний, касающихся того, о чем нужно судить. Важную роль в самостоятельности суждений, наряду с необходимыми знаниями, играют такие качества личности, как критичность и внушаемость, которые в значительной степени зависят от ее убеждений, привычек, умений и волевых качеств. Для развития привычек и умений судить самому об окружающей действительности, а не довольствоваться лишь суждениями других, недостаточно только знаний, нужны специальные упражнения в самостоятельности суждений, которые должны стать органичной частью процесса обучения и воспитания личности в ПТУ.

      Виды  мышления. В жизни человеку приходится решать задачи, различные по содержанию и значению. В соответствии с этим его мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным и абстрактно-логическим.

      Наглядно-действенное мышление - это простейший вид мышления, отражение связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практическую деятельность человека. Так, например, водитель устанавливает неисправность при внезапном прекращении работы двигателя. Он проверяет последовательно состояние узлов, обеспечивающих нормальную работу двигателя: прежде всего проверяет показания приборов; затем - целостность свечей и состояние контактов в прерывателе-распределителе (т. е. функциональную пригодность элементов системы зажигания); потом проверяет работу насоса подачи топлива и т. д. В данном виде мышления задача представлена в наглядной форме. Способом решения ее будет практическое действие.

      Наглядно-образное мышление - это вид мышления, который необходимо опирается на восприятие или представления. Связь мышления с практическими действиями здесь хотя и сокращается, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как в случае наглядно-действенного мышления. В ходе познания человек отчетливо представляет себе объект и мыслит наглядными образами, возникшими раньше. Вместе с наглядными образами в данном виде мышления используются и знания, полученные в процессе обучения и исполнения деятельности. Однако ведущая роль остается за образами. Благодаря образному мышлению тот же водитель теоретически, путем умственного согласования образов частей и механизмов двигателя и их взаимодействия в период, предшествующий отказу, обратиться прежде всего к тем узлам, которые обусловливали отмечаемые особенности работы двигателя (например, вспоминая работу двигателя до возникновения отказа, шофер отметил перебои в ней, что обусловлено, как ему известно, плохой подачей топлива). Таким образом, поиск причины отказа будет более целенаправленным.

      Образное  мышление по сравнению с наглядно-действенным является более сложным и гибким, более обобщенным и свободным по отношению к познаваемым единичным предметам и практическим действиям, направленным на овладение этими предметами. Наглядно-образное мышление способствует обучению по механическим и электрическим схемам, наглядным пособиям. Активизация наглядно-образного мышления обеспечивает глубину усвоения учебной программы. Это предъявляет требования яркости, красочности и опоры на жизненный опыт обучаемого при изложении учебного материала. Однако наглядно-образное мышление не в состоянии отражать сложные процессы и явления объективной действительности, не выражаемые каким-либо наглядным образом. Например, у людей нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить понятия «сила», «стоимость», «справедливость», «добро», «честность», «истина» и многие другие.

Познание таких  явлений возможно благодаря абстрактно-логическому  мышлению. Абстрактно-логическое мышление - это вид мышления, в котором отражение предметов и явлений окружающей действительности и их связей и отношений осуществляется с помощью понятий и логических конструкций. Степень логичности мышления зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и направляет свои мыслительные процессы, согласуя их в своей практике с познаваемой действительностью.

Следует отметить, что взрослый человек обычно не пользуется каким-то одним видом мышления «в чистой форме». Работая у станка, проектируя новую машину, устраняя неисправности в машинах, человек  осуществляет практическое действие и  пользуется конкретными образами. Вместе с тем он все время мысленно рассуждает, делает общие выводы, критически их анализирует, мысленно планирует  свою работу, при необходимости прибегает  к схематическим изображениям. В  реальной практической деятельности все  три вида мышления взаимосвязаны  и взаимно дополняют друг друга. Поэтому одной из важных задач  профессионально-технического обучения является формирование у учащихся способности переходить от одного вида мышления к другому в процессе решения задач. Последнее, однако, не исключает индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, связанных с предпочтительным пользованием какого-то одного из видов мышления. Это может быть обусловлено рядом факторов: особенности личного опыта, особенности развития речи, воображения уровень овладения мыслительными операциями.

Информация о работе Формы и ивиды мышления