Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 12:05, реферат
Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Например, трапеция как геометрическая фигура обладает рядом признаков: количеством сторон, количеством углов, величиной сторон, величиной углов, расположением сторон, их соотношением, площадью фигуры. Существенными признаками для отнесения фигуры к классу трапеций будут два: наличие четырех углов и параллельность двух из ее сторон.
Формы и
виды мышления
Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Понятие - это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Каждый предмет и каждое явление имею много различных признаков свойств. Признаки эти можно разделить на существенные и несущественные.
Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Например, трапеция как геометрическая фигура обладает рядом признаков: количеством сторон, количеством углов, величиной сторон, величиной углов, расположением сторон, их соотношением, площадью фигуры. Существенными признаками для отнесения фигуры к классу трапеций будут два: наличие четырех углов и параллельность двух из ее сторон. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков уже не позволит назвать фигуру трапецией. Другие же признаки: размеры сторон, углов, их соотношение, площадь фигуры для определения понятия «трапеция» несущественны.
Существенные свойства предметов или явлений люди познают в процессе своей общественной практики. Познавая их, они обозначают эти свойства словами созданного всем обществом языка. Благодаря этому общие для всех членов данного народа слова с самого начала связываются с понятиями об открытых людьми общих и существенных свойствах предметов. Слово есть чувственная, материальная оболочка понятия. Мыслить понятиями - это значит мыслить словами.
Содержание
понятий в их историческом развитии
существенно изменяется. Так, например,
понятие об атоме, который раньше
понимался как «неделимое», как
мельчайшая, однородная, недоступная
для дальнейшего деления
Понятия
принято различать по степени
отвлечения в них (конкретные и абстрактные)
и по объему (единичные и общие).
Когда из всех признаков предмета
выделяется определенная совокупность
признаков, характеризующая именно этот
предмет или группу ему подобных, то мы
имеем дело с конкретным понятием. Таковы
понятия: «город», «общество», «рабочий
класс», «идея». Если же отвлечение выделяет
в предмете один какой-нибудь признак
и делает этот признак предметом изучения,
рассматривает его как особый предмет,
то возникает понятие абстрактное. Таковы
понятия: «доблесть», «равенство», «справедливость»,
«честность»,
«отзывчивость» и др. Единичным
называется понятие, которое может быть
отнесено только к одному — единственному
предмету независимо от того, к какому
классу принадлежит этот предмет. Так,
единичными будут понятия: «Курская битва»,
автор «Педагогической поэмы», «коллектив
автозавода имени Ленинского комсомола».
Общим называется понятие, которое относится
не к одному предмету, а к классу предметов,
притом к любому предмету этого класса.
Примеры общих понятий: «самолет», «государство»,
«профессионально-техническое училище»,
«предприятие». Всякое понятие возникает
на чувственной основе путем отвлечения
от предмета какой-то части признаков.
В связи с этим нужно отметить различие
понятий и представлений: 1) представления
являются наглядными образами предметов,
а понятия всегда выражаются словами;
2) в понятиях мыслятся только существенные
свойства отражаемых предметов, в то время
как в представлениях мы отражаем и несущественные,
случайные признаки предмета; 3) представления
в значительной степени обусловлены индивидуальными
особенностями личности воспринимающего
человека, а понятия об одном и том же предмете
у разных людей одинаковы. (Последнее объясняется
тем, что все люди одинаково, хотя с различной
степенью общности, отражают в своих понятиях
существенные свойства окружающих их
предметов и явлений.)
Однако
между представлениями и
Усвоение понятий включает в себя знание отношения понятия к другим понятиям: более общим и частным, близким и несходным по значению. Чтобы правильно пользоваться понятием, надо знать не только то, что входит, но и то, что не входит в него, а характерно для предметов и явлений, охватываемых другим понятием. Особенно важно знать, что разграничивает близкие или, наоборот, противоположные друг другу понятия. Таковы, например, понятия «равные» и «подобные» треугольники, «представления памяти» и «представления воображения», «навыки» и «умения» и многие другие. Основной путь разграничения этих понятий и четкого усвоения каждого из них - противопоставление их друг другу, т.е. ясное осознание учащимися тех признаков, которые необходимо входят в содержание одного из пары понятий и не входят или несущественны для другого понятия.
Понимание
взаимоотношений между
Суждение - это форма мышления, позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Устанавливая различные связи между понятиями, суждения являются высказываниями чего-либо о чем-то. В них могут утверждаться или отрицаться какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Психика есть функция мозга», «Все металлы электропроводны». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Этот станок неисправен», «Ни один жир не растворяется в воде».
В зависимости от того, относится ли то, что мы утверждаем или отрицаем, к одному предмету, к некоторым предметам известного класса или к каждому предмету, суждения будут единичными, частными или общими. Соответственно примерами каждого из этих видов являются следующие суждения: единичное - «Этот человек никогда не пойдет на обман», частное - «Некоторые металлы тяжелее воды», общее - «Всякое тело, погруженное в жидкость, испытывает давление снизу вверх, равное весу вытесненной им жидкости».
В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Истинным является, например, высказывание: «Масса - мера инертности». Ложное суждение, наоборот, выражает такую связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, например: «Не все люди смертны». Истинность суждений проверяется практикой.
Различные
виды суждений со стороны их структуры
изучает наука логика. Психология
изучает главным образом
Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением.
Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. В первом случае, например, мы видим, что на улице идет дождь и высказываем простейшее суждение: «Дождь идет». Во втором случае с помощью рассуждений из одних суждений выводят, получают другие (или) другое суждение. Например: «В группе № 1 все комсомольцы»; «Иванов - учащийся 1-й группы нашего ПТУ». Исходя из первого и второго суждений, мы высказываем третье суждение: «Следовательно, Иванов - комсомолец». Примерами умозаключений могут служить доказательства теорем по геометрии, доказательства законов в физике, химии, электронике, теплотехнике и других науках. Исходные суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: «В группе № 1 все комсомольцы» (общая, или большая посылка), «Иванов - учащийся первой группы нашего ПТУ» (частная, или меньшая, посылка). Вывод, получаемый в ходе умозаключения из этих двух посылок, большей и меньшей, называется заключением («Следовательно, Иванов - комсомолец»). Суждение, которое является результатом умозаключения, может оказаться истинным или ложным, и это зависит от истинности каждой из посылок и от соблюдения правил различных видов умозаключения. Эти правила умозаключения установлены в многократно повторяющейся практической деятельности.
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивным и дедуктивным.
Индукция - это способ рассуждения от более частных суждений к более общему суждению, установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Индукция
начинается с накопления знаний о
возможно большем числе в чем-то
однородных предметов и явлений.
Обобщая сходные факты (например,
что медь, железо, олово, серебро
и другие металлы проводят электричество),
мы делаем утверждение о принадлежности
данного признака всем предметам, входящим
в данный класс (в нашем примере
заключаем, что все металлы
Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Пример дедуктивного умозаключения: «Все металлы электропроводны. Железо - металл. Следовательно, железо электропроводно».
Закономерности построения умозаключений с точки зрения их структуры изучает логика, психология же изучает условия возникновения посылок, влияние индивидуального опыта личности, ее особенностей на протекание процесса, умозаключений и на его результаты, а также влияние их на развитие мышления личности.
Важнейшими психологическими показателями суждений и умозаключений являются: самостоятельность и уверенность в суждениях. Уверенность прежде всего зависит от наличия необходимых знаний, касающихся того, о чем нужно судить. Важную роль в самостоятельности суждений, наряду с необходимыми знаниями, играют такие качества личности, как критичность и внушаемость, которые в значительной степени зависят от ее убеждений, привычек, умений и волевых качеств. Для развития привычек и умений судить самому об окружающей действительности, а не довольствоваться лишь суждениями других, недостаточно только знаний, нужны специальные упражнения в самостоятельности суждений, которые должны стать органичной частью процесса обучения и воспитания личности в ПТУ.
Виды мышления. В жизни человеку приходится решать задачи, различные по содержанию и значению. В соответствии с этим его мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным и абстрактно-логическим.
Наглядно-действенное мышление - это простейший вид мышления, отражение связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практическую деятельность человека. Так, например, водитель устанавливает неисправность при внезапном прекращении работы двигателя. Он проверяет последовательно состояние узлов, обеспечивающих нормальную работу двигателя: прежде всего проверяет показания приборов; затем - целостность свечей и состояние контактов в прерывателе-распределителе (т. е. функциональную пригодность элементов системы зажигания); потом проверяет работу насоса подачи топлива и т. д. В данном виде мышления задача представлена в наглядной форме. Способом решения ее будет практическое действие.
Наглядно-образное мышление - это вид мышления, который необходимо опирается на восприятие или представления. Связь мышления с практическими действиями здесь хотя и сокращается, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как в случае наглядно-действенного мышления. В ходе познания человек отчетливо представляет себе объект и мыслит наглядными образами, возникшими раньше. Вместе с наглядными образами в данном виде мышления используются и знания, полученные в процессе обучения и исполнения деятельности. Однако ведущая роль остается за образами. Благодаря образному мышлению тот же водитель теоретически, путем умственного согласования образов частей и механизмов двигателя и их взаимодействия в период, предшествующий отказу, обратиться прежде всего к тем узлам, которые обусловливали отмечаемые особенности работы двигателя (например, вспоминая работу двигателя до возникновения отказа, шофер отметил перебои в ней, что обусловлено, как ему известно, плохой подачей топлива). Таким образом, поиск причины отказа будет более целенаправленным.
Образное
мышление по сравнению с наглядно-
Познание таких
явлений возможно благодаря абстрактно-
Следует отметить, что взрослый человек обычно не пользуется каким-то одним видом мышления «в чистой форме». Работая у станка, проектируя новую машину, устраняя неисправности в машинах, человек осуществляет практическое действие и пользуется конкретными образами. Вместе с тем он все время мысленно рассуждает, делает общие выводы, критически их анализирует, мысленно планирует свою работу, при необходимости прибегает к схематическим изображениям. В реальной практической деятельности все три вида мышления взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Поэтому одной из важных задач профессионально-технического обучения является формирование у учащихся способности переходить от одного вида мышления к другому в процессе решения задач. Последнее, однако, не исключает индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, связанных с предпочтительным пользованием какого-то одного из видов мышления. Это может быть обусловлено рядом факторов: особенности личного опыта, особенности развития речи, воображения уровень овладения мыслительными операциями.