Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 08:29, контрольная работа
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики. Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
1. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения
2. Разновидности умозаключений: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по теме: «УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ»
Екатеринбург
2013
Тема
9. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Логика - это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики. Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Я рассмотрю в своей работе умозаключение.
1. Общее понятие об умозаключении
В процессе познания
очевидные утверждения
Установление истины возможно и логическим путем. Происходит это с помощью рассуждений. Рассуждением называется ряд суждений, которые относятся к определенному предмету или вопросу, идут одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений с необходимостью или высокой вероятностью следуют другие, а в результате получается единственно правильный либо приемлемый ответ на поставленный вопрос. Признавая истинным предшествующие суждения, мы должны признавать истинным и вытекающие из них суждения. То логическое действие, посредством которого обнаруживается истинность новых суждений, называется умозаключением.
Умозаключение - это форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, которое с непреложностью ил определенной степенью вероятности следует из них.
Элементами любого умозаключения являются простые или сложные суждения. Суждения, из которых можно получить новое знание и из которых, раз они признаны истинными, с необходимостью следует какое-либо новое суждение, называются посылками умозаключения. Суждение, которое признается истинным и получено путем умозаключения, называется выводом, или заключением, или логическим следствием. Например, из двух посылок: (1) «Студент Иванов - член сборной команды университета по баскетболу» и (2) «Студент Краснов на всех соревнованиях по баскетболу эффективно играет в паре со студентом Ивановым» следует вывод (заключение, логическое следствие): (3) «Студент Краснов - член сборной команды университета по баскетболу».
Структура умозаключения обусловлена природой этой формы мышления.
В структуре умозаключения различают два основных более или менее сложных элемента: посылки (одна или несколько) и заключение, между которыми, конечно, существует определенная связь.
Посылки – это исходное, уже известное знание, служащее основанием для умозаключения.
Заключение (или вывод) – производное и притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием.
Связь между посылками и умозаключением есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к другому, – отношение логического следования.
Если мы признаем какие-либо посылки, то мы вынуждены признать и заключение – именно из-за определенной связи между тем и другим, а также между самими посылками. Это закон, в основе которого лежит объективное соотношение самих предметов мысли, он проявляется во многих особых правилах, которые специфичны для разных видов умозаключений.
По степени общности и посылок умозаключения делятся на три группы:
1) дедуктивные, в которых мысль идет от большей к меньшей общности знания;
2) индуктивные, когда мысль развивается от знания одной степени общности к новому знанию, большей степени общности;
3) умозаключения по аналогии, у которых посылки и выводы выражают знание одинаковой степени общности.
Дедуктивные умозаключения
Дедуктивные умозаключения – вид умозаключений, в котором из посылок, выражающих знания большей степени общности, необходимо следует заключение, выражающее знание меньшей степени общности. Дедукция в переводе с латинского означает "выведение".
Примеры: "Ни один смертный не может до конца постичь замысел Бога. Все люди смертны. Ни один человек не может до конца понять замысел Бога".
Виды дедуктивных умозаключений
Все дедуктивные умозаключения
делятся на непосредственные ум
Силлогизмы, в свою очередь, делятся по характеру составляющих их суждений на категорический, условный, разделительный и их комбинации: условно-категорический, разделительно-категорический и условно-разделительный силлогизмы. По составу и полноте речевого выражения выделяют простые, сложные, сокращённые и сложносокращённые силлогизмы.
Индуктивные умозаключения
Индуктивные умозаключения имеют иную логическую природу, нежели дедуктивные. Дедукция, обеспечивая достоверные выводы из истинных посылок, не даёт знания, выходящего за рамки знания, содержащегося в этих посылках. Индукция (в переводе с латинского – "наведение") всегда выходит на новое, не содержащееся в посылках знание, достоверность которого носит вероятностный характер.
В основе логического перехода от посылок к заключению в индуктивном умозаключении лежит подтверждённое практикой положение о всеобщем характере причинной связи, о проявлении необходимых признаков предметов и явлений через их устойчивую повторяемость. Индукция – это переход от знания меньшей степени общности к более общему знанию.
Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам делают вывод о его принадлежности классу предметов в целом.
Пример:
Меркурий движется вокруг Солнца.
Земля движется вокруг Солнца.
Венера движется вокруг Солнца.
Марс движется вокруг Солнца.
Сатурн движется вокруг Солнца.
Юпитер движется вокруг Солнца.
Уран движется вокруг Солнца.
Нептун движется вокруг Солнца.
Плутон движется вокруг Солнца.
Меркурий, Земля, Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран,
Нептун, Плутон
– все известные планеты
Все известные планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца.
Степень достоверности индуктивного умозаключения зависит от законченности и полноты опытного исследования. Различают два вида индуктивных умозаключений – полную и неполную индукцию.
Полная индукция
Полная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому предмету определённого признака делают вывод о его принадлежности классу предметов в целом.
Полная индукция применяется только тогда, когда исследуется класс с ограниченным числом элементов.
Пример:
Швеция имеет парламент.
Норвегия имеет парламент.
Финляндия имеет парламент.
Швеция, Норвегия, Финляндия – все страны полуострова Скандинавия.
Все страны полуострова Скандинавия имеют парламент.
Информация, выраженная в посылках данного умозаключения о каждом элементе класса, служит показателем полноты исследования и достаточным основанием для логического переноса признака на весь класс. Таким образом, вывод в умозаключении полной индукции является необходимо истинным.
Неполная индукция
Если невозможно охватить исследованием весь класс предметов, то обобщение строится в форме неполной индукции.
Неполная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности определённого признака некоторым элементам исследуемого класса делают вывод о его принадлежности всему классу в целом.
Для неполной индукции
характерно ослабленное логическое
следование – истинные посылки обеспечивают
проблематичное заключение.
В подобных выводах получают вероятностное знание.
Пример:
В философии применяется метод индукции.
В физике применяется метод индукции.
В истории применяется метод индукции.
В математике применяется метод индукции.
В биологии применяется метод индукции.
Философия, физика, история, математика, биология – науки.
Индукция – общенаучный метод.
Большое значение в выводах неполной индукции имеет способ отбора исходного материала. По этому критерию различают два вида неполной индукции:
1) популярная индукция (через простое перечисление)
2) научная индукция (путём отбора).
Популярная индукция – вывод, в котором путём перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам какого-либо класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу. В популярной индукции не исключается возможность ошибочного вывода.
Пример:
Франция имеет конституцию.
Испания имеет конституцию.
Россия имеет конституцию.
Швейцария имеет конституцию.
Франция, Испания, Россия, Швеция – европейские страны.
Все европейские страны имеют конституцию.
Заключение ошибочно, т. к. Англия конституции не имеет.
В Европе, на основе
многочисленных наблюдений, считалось
истинным суждение "Все лебеди белые",
пока в Австралии не обнаружили чёрных
лебедей. Суждение оказалось ложным.
Подобная ошибка называется "
Научная индукция
Научной индукцией называют индуктивное умозаключение, в котором вывод строится путём отбора необходимых признаков и исключения случайных обстоятельств.
В зависимости от способов исследования различают:
(1) индукцию методом отбора (селекции).
(2) индукцию методом исключения (элиминации).
1. Индукция методом отбора – это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака всему классу предметов основывается на знании о подклассе-образце, полученном методическим отбором явлений из различных областей этого класса. Примером подобной индукции может служить вывод о том, что серебро обладает целебными свойствами. На основании многолетних эмпирических наблюдений было заключено, что серебро очищает питьевую воду. Соли серебра стали добавлять в составы при лечении ожогов. Вывод получен на основе индукции методом отбора.
2. Индукция методом исключения – это система умозаключений, в которой вывод о причинах исследуемых явлений строится путём обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи. Смысл данного типа индукции в установлении причинных связей.
Причинная связь обладает следующими свойствами:
1) всеобщность: каждое явление имеет свою причину; беспричинных явлений не существует;
2) последовательность во времени: причина всегда предшествует следствию (действию);
3) необходимость: отсутствие причины – отсутствие следствия (действия);
4) однозначность: каждая конкретная причина всегда вызывает определённое следствие (действие).
Умозаключение по аналогии
Умелое и
эффективное использование