Гендерные особенности кризиса 30 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить гендерные стереотипы протекания кризиса у мужчин и женщин.


Объект исследования: особенности протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.


Предмет исследования: гендерные стереотипы протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.


Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в особенностях переживания кризиса 30 лет у мужчин и женщин, находящихся на одном уровне депрессии, имеют качественные различия в смысложизненных ориентациях, самоактуализации, самооценки.

Содержание

Введение 3


Глава 1. Гендерные особенности кризиса 30 лет

1.1. Гендерные стереотипы 8

1.2. Определение кризиса 30 лет 15

1.3. Модели поведения мужчин и женщин

при прохождении кризиса 30 лет 20

1.3.1. Модели поведения мужчин 21

1.3.2. Модели поведения женщин 25


Глава 2. Психодиагностическое исследование гендерных

стереотипов протекания кризиса 30 лет

2.1. Программа исследования 32

2.2. Методики психологического исследования 34

2.3. Проведение и результаты исследования 38

2.4. Анализ теоретического материала и практического

исследования 54


Выводы 59

Заключение 60

Библиография 61

Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Котельниковой.doc

— 508.00 Кб (Скачать документ)

     Вот как например может проявляться  кризис у мужчин : желание сменить работу или  изменить образ  жизни, но карьера и работа  занимает важную роль в жизни. Добровольный уход с работы может быть связан с ее неудовлетворенностью: заработной платой, производственной обстановкой, напряженностью труда. Стремление добиться лучшего результата в данном случае способствует совершенствованию самого человека.

     У женщин во время кризиса меняются приоритеты, установленные в двадцатилетнем возрасте. Те, кто первоначально  были ориентированы на удачное замужество и воспитание детей, начинают в большей степени привлекать профессиональные цели. И наоборот, те кто отдавали свои силы профессиональной карьере, теперь направляют их в лоно семьи и брака.

     Невозможность реализовать свои собственные замыслы  приводит к возникновению кризиса 30 лет. В том случае, если еще и переосмысливаются ценности, то человеку кажется, что его жизненный замысел кажется абсолютно неверным. С этим периодом связаны поиски смысла существования, что знаменует переход от молодости к зрелости. Бывает, что человек умирает, так и не найдя смысла жизни. Смысл – это попытка человека  ответить на вопрос: Кто я и зачем живу на свете? Какие у меня цели? Возникает проблема: если цель не соответствует мотиву, а личные достижения не приводят к достижению потребности, тогда получается, что цель была неверно поставлена.

     Если  человек обретает способность быть самим собой и живет в согласии с миром, то любовь, привязанности, глубокие непреходящие интересы определяют основное содержание его жизни. Полная потеря смысла жизни – это отсутствие значимого сущностного мотива. Но эгоистические мотивы и мотивы только удовольствия не приводят к согласию с миром.

     Переживая кризис 30 лет, человек ищет возможность  укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса  взрослого : он хочет иметь хорошую работу и стабильность в семейной жизни. У человека есть уверенность в том, что он сможет полностью воплотить свои надежды и чаяния и пытается всеми силами этого достичь.

     В возрасте 30 лет стратегии жизни  могут быть разнообразными. Один человек может сразу определить свою жизненную линию и профессиональную перспективу и реализоваться в ней, а другой пробует себя в разных качествах, намечая разные перспективы  самореализации, и только потом  определяет главные позиции. Для этого возраста характерно стремление к возвышенному, высокому, неординарному, но реалистически осмысляемому, как это можно достичь, «сделать себя». Такое стремление изменить себя и свою жизнь, стать другим, может выразиться в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы, осмысливается как кризис 30 лет.

     Кризис 30 лет также соотносится с кризисом семейных взаимоотношений. После первых лет брака у молодых людей  исчезают иллюзии, романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов на жизнь,  конфликтность позиций и ценностей, появляется больше отрицательных эмоций, партнеры чаще прибегают к спекуляциям на взаимных чувствах и манипулированию друг другом. Основная причина кризиса семейных отношений является нежелание принять во внимание личностные особенности другой стороны. Так в прочных браках доминируют мужья, но если же их власть слишком велика, то стабильность может нарушаться. В прочных браках важна совместимость по второстепенным, а не по основным личностным характеристикам супругов. С возрастом супружеская совместимость должна увеличиваться.

     Рождение  детей привносит  в жизнь человека новые социальные роли. Это уже  не только профессиональные роли, роли мужа и жены, сексуальных партнеров, а еще самое главное – роли матери и отца. Освоение этих новых  ролей  составляют специфику процесса взросления. Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Родительство требует совершения многочисленных перемен и приспособлений. И хотя заботы у них общие, но реакция на появление ребенка разные. Женщина, как правило,  изменяет свой образ жизни отдавая  приоритет своим родительским и семейным ролям. Мужчины часто начинают работать более интенсивно, чтобы лучше обеспечить семью. Появление ребенка может стать причиной новых стрессов и трудностей, а ролевые изменения происходят быстро, появляется большая ответственность. Иногда это тяготит молодых родителей.

     В  возрасте 30 лет часто отмечаются ролевые  внутриличностные конфликты. Исследования, посвященные гендерным  различиям в развитии. Дали противоречивые результаты. Одни авторы утверждают, что переходные периоды у мужчин и женщин связаны с возрастом; другие считают, что для женщин индикаторами переходов являются стадии семейного цикла.[12, 618]

Самооценка  родителей является в этом случае важным фактором, чем она выше, тем легче приспособиться.

Однако  появление ребенка – это все  же переход семьи в новое состояние, а не кризис. На каждой стадии семейного  цикла родители должны справляться  с новыми проблемами и преодолевать трудности, возникающие в семейной жизни, оставаясь целостными и уважающими себя личностями.[12, 621] 
 
 
 

1. 3   МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ   МУЖЧИН И   ЖЕНЩИН  ПРИ   ПРОХОЖДЕНИИ  КРИЗИСА    30 ЛЕТ 

     Люди  отличаются друг от друга  различными моделями поведения и  зависит  он от того, какой выбор был сделан человеком еще в возрасте двадцати лет. Сделав свой выбор , мы таким образом  ограничиваем одну линию развития и развиваем другую. Каждый из нас возможно и не осознанно выбирает одну из моделей поведения и в последствии разыгрывает свою роль в жизни. Для прохождения каждого периода развития существует много моделей поведения, а последовательность всегда только одна.

     Левинсон  утверждал, что периоды развития происходят постепенно и поэтапно. И человек не может совершать  прыжки, минуя решения проблем на каждом этапе.

     Гейл  Шихи писала: «Моя концепция периода  осознания своих тридцати  стала  более стройной, когда я использовала для описания термины, которые Левинсон применяет для характеристики периодов развития человека».

     Левинсон  считал, что женщина не может гармонично сочетать две линии карьеры ( в семье и вне семьи) пока не достигнет определенного возраста    30 – 35 лет, так как одинаково хорошо это делать не возможно.

   Итак, как влияет на людей выбор , сделанный  ими в 20 лет? Какие модели поведения дадут возможность расширения своего «Я», а какие наоборот -            подавления? Одни будут управлять, а другие станут зависимыми. Но модель поведения не является фиксированной, ее можно изменить, по мере накопления опыта и познания себя. Модели поведения, описанные в книге Г.Шихи  «Возрастные кризисы» являются описательными, а не предписывающими. Каждый человек пытается в меру своих сил доказать свою уникальность. Изучение своего «Я»  занимают нашу внутреннюю жизнь. 
 
 

  1. 3. 1  Модели поведения   мужчин
 

   Неустойчивые. Не желают или не способны обрести твердые внутренние ориентиры в 20 лет и продолжают свои эксперименты дальше. В своих исследованиях и экспериментах рассматривают любую структуру легко изменяющейся.  Эмоциональные переживания у них ограничены. Берутся то за одно, то за другое, не доводя ничего до конца.  Не знают, какая профессия для них более привлекательна и не стремятся к постоянству. Такие эксперименты могут дать положительный результат и помочь сформировать основу для дальнейшего выбора жизненного пути. А другие наоборот. Плывут по течению вниз, разрушая себя при этом. Путешествуя, таким образом, по жизни, не могут себя понять, внутренний опыт хаотичен, а внешняя структура не устойчива и сохраняется на протяжении  нескольких лет. Люди, не сделавшие свой выбор в 20 лет, могут и не достичь результата, который определял бы их как взрослую личность. В некоторых случаях нежелание найти свои  внутренние ориентиры приносят вред своему «Я»  и не имея работы, учебы, любви могут привести себя к изоляции.  Мужчины с неустойчивой моделью поведения в возрасте 30 лет ощущают сильное желание установить личные цели и привязанности. А некоторые, не могут нащупать пути отождествления своей личности и ощущают неясную потребность определиться в своих целях.

   Замкнутые. Еще в 20 лет намечают свои жизненные ориентиры, все происходит мирно, без кризисов и самоанализа. Мужчины с такой моделью поведения надежны, но легко подавляемы. Эта категория считается наиболее распространенной.  Цель у них ясная и четко поставленная. Поиски ранней стабильности не приводят к серьезной оценке системы ценностей, находящейся в основе их целей.  К 30 годам могут сожалеть о том, что не использовали более ранние годы для исследований. Те, кто имеет смелые взгляды, могут разрушить шаблонное «чувство долга» , если их карьера уже больше не устраивает. Это имеет положительное значение, так как  позволит создать модели и свести к минимуму предполагаемый риск дальнейшего их изменения. Такие изменения могут проходить очень мучительно – это кризис. Главное. Чтобы человек не замкнулся в себе. Мужчины могут идти по стопам своего отца, замыкаясь на работе,  и делают то, что от них ожидают. На риск идут не охотно и очень привязаны к своим родителям. Порой стремясь сохранить иллюзии о том, что карьера и брак их в полностью устраивают, становятся на грань самообмана.  Возраст 30 лет становится для них поверхностным этапом. Не происходит  расширение личности на предыдущем переходе. Даже самые предприимчивые сопротивляются дальнейшему развитию, храня уже достигнутое. Они наиболее приспособленные к жизни, имеют как правило стабильный брак и остаются в нем долгое время. Вместо расширения ограничивают себя шаблонами типа «я должен»  и впоследствии могут испытывать глубокий кризис от замкнутости в строгий тип поведения. Приходит понимание, что надо что-то изменить в себе.

   Вундеркинды. Подвергают себя риску и играют на выигрыш, веря в то, что достигнув вершины, исчезнет неуверенность в себе. Ради высоких достижений готов пойти на риск, используя все возможности. Постепенно овладевает основами своего дела. Берет кредиты и на пути наверх сохраняет верность своей команде и принципам до тех пор, пока они для него выигрышны. Может и сам создавать рискованные ситуации, и только неуверенность в конечном результате может повлиять на его воодушевление. Чаще всего у него есть наставник, который  воспитывает с ранних лет. Мужчины, с моделью поведения вундеркинда рано добиваются успеха. Он раньше чем другие преодолевает тяжелые профессиональные испытания, хотя не всегда достигает ее вершины или остается на ней. Он думает только о деле, и у него рано стирается грань между работой и личной жизнью. Даже во время общения с другими людьми старается установить деловые контакты. Однако основная его цель – победа. Больших успехов они достигают еще до того, как им исполнится 30 лет. Часто, кажется, что вундеркинд обладает безграничными возможностями и может избежать неудач в карьере. Потери рассматриваются ими как временные неудачи. Они только усиливают его желание выйти из всего этого победителем. Однако в личной жизни они отстают от своих сверстников. Кажется, что они не способны к взаимности, а иногда и к сочувствию. Можно сказать, что у них чересчур развита ищущая сторона «я»  и абсолютно не развита сторона объединяющая. Брачный союз заключается по утилитарной схеме, не уходя от жены, имеет любовниц среди сотрудниц. Жен обычно ищут заботливых, с хорошей родословной, имеющих влиятельных отцов. Семья  является для них решающим фактором, но вполне заменяемым. Но все же близко к себе боятся подпускать и признаться в своих слабостях. Каждый мужчина-вундеркинд в юности, мог ощущать себя порой беспомощным,  под гнетом деспотичного отца или матери или просто предубеждения. Для него важны даже не деньги, а самое главное: войти в круг избранных, искренне считая, что его неуверенность исчезнет, его будут любить и восхищаться, и никто не посмеет унизить или сделать зависимым.

Вундеркинды могут разными путями идти к середине жизни и эту ступень  развития воспринимают с неприязнью. Кризис переживают сразу после достижения успеха. Они подсознательно уверены, что достигнув вершины, «внутренний сторож» - этот мрачный диктатор или сдерживатель – утратит навсегда свою силу. Некоторые заканчивают в тюрьме, другие наоборот, получают посты в руководстве крупных предприятий. Они становятся элитой общества, а свое влияние увеличивают за счет людей, которых увлекают за собой. Циничное манипулирование людьми не замечается,   пока он побеждает.

Среди  людей-вундеркиндов встречаются параноики  и социопаты, что опасно, когда люди облачены властью. Социопаты не душевнобольные люди, они просто не обращают внимания на нужды других людей, и не обременены чувством вины. Такая способность выигрышна для политика и бизнесмена. Признаки паранойи распознаются как борьба за власть, там где она не нужна.

Однако  есть и другие вундеркинды, которые, добившись больших успехов, преодолевают связанные с ними чувства и  переживают обновления, поставив свой талант на благо общества.  В середине жизни могут резко изменить карьеру  и стать общественным активистом. Характерно, что они не испытывают кризис, связанный с возрастом  30 лет, они не занимаются самоанализом, воспринимая свое дело как большую самоценность. Они не готовы к кризису в брачном союзе. Но те, кто это пережил, смогут перейти к зрелому возрасту и произвести честную самооценку. Успех не продвигает по пути развития личности – это делают неудачи и анализ собственной человечности.

     Мужчины, которые никогда  не женятся. Очень малочисленная группа.

Исследователи считают, что мужчинам брачный союз нужен больше, чем женщинам, так как в браке ищут поддержку.

     Воспитатели. Видят смысл жизни в том, чтобы заботиться об общине (миссионеры), или посвящают себя заботам о партнере, хотя это часто делают жены. Такие мужчины-воспитатели, как священники и врачи-миссионеры, выбирающие заботу о семьях других людей, сталкиваются в середине жизни с совершенно  другими проблемами. Они рано растрачивают свою энергию, добираясь от других реакции на них. Им нужно время, чтобы отдохнуть и разобраться в себе.

Мужчины, которые посвящают себя воспитанию и помощи, т.е. как бы  меняясь местами с женой,  встречаются очень редко. Но таким образом они помогают своим женам реализовать свои таланты.

Информация о работе Гендерные особенности кризиса 30 лет