Гендерные особенности кризиса 30 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить гендерные стереотипы протекания кризиса у мужчин и женщин.


Объект исследования: особенности протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.


Предмет исследования: гендерные стереотипы протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.


Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в особенностях переживания кризиса 30 лет у мужчин и женщин, находящихся на одном уровне депрессии, имеют качественные различия в смысложизненных ориентациях, самоактуализации, самооценки.

Содержание

Введение 3


Глава 1. Гендерные особенности кризиса 30 лет

1.1. Гендерные стереотипы 8

1.2. Определение кризиса 30 лет 15

1.3. Модели поведения мужчин и женщин

при прохождении кризиса 30 лет 20

1.3.1. Модели поведения мужчин 21

1.3.2. Модели поведения женщин 25


Глава 2. Психодиагностическое исследование гендерных

стереотипов протекания кризиса 30 лет

2.1. Программа исследования 32

2.2. Методики психологического исследования 34

2.3. Проведение и результаты исследования 38

2.4. Анализ теоретического материала и практического

исследования 54


Выводы 59

Заключение 60

Библиография 61

Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Котельниковой.doc

— 508.00 Кб (Скачать документ)

     Быть  мужчиной или женщиной в психологическом  аспекте означает субъективную уверенность  каждого представителя биологического пола ( обладающих определенными гениталями и телесными особенностями)   в том, что они имеют специфические личностные и поведенческие характеристики присущие соответствующему полу.

     Следовательно, пол в социальном взаимодействии выступает как когнитивная схема  – выраженная культурой представления  о том, какие личностные признаки присущи людям разного пола. 

Гендерные стереотипы  разделяются на  три  группы: 

     1.Стереотипы, связанные с нормативными представлениями соматических, психических, поведенческих свойствах, характерные для мужчин и женщин. Это как например, стереотипное  представление о том, что мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны мыслить логически, хорошо управляют своими эмоциями. А вот женщины пассивны, зависимы, сверхэмоциональны, не уверены в себе, заботливы и нежны. Все это представляет особую конструкцию психологических черт, моделей поведения, навыков, видов деятельности, которая подразумевает разделение на мужскую и женскую сферы деятельности.

      2.Стереотипы, касающиеся содержания мужского и женского труда. Так например, считается, что мужская сфера деятельности – это организаторская, инструментальная, творческая. Женской сферой – это  исполнительская и обслуживающая. Следует особо отметить, что гендерное разделение труда сохраняет прочные позиции во всем мире. Так каждая отрасль характеризуется доминированием либо женщин, либо мужчин. Равное участие представителей обоих полов  достаточно редкое явление.

   3.Стереотипы, связанные с распределением семейных и профессиональных ролей. На протяжении уже многих веков принято, что мужские роли – это профессиональные, а женские – семейные. 

   Интересны исследования в этом направлении. Так, в учебном пособии Бендас Т.В. «Гендерная психология» отмечается 4 этапа  формирования понятия гендерной  идентичности:

  1. Дофрейдовский этап, относится к началу ХХ в. Исследованиями занимались Г.Гейманс, П.Е.Астафьев и были они посвящены психологии женщин и отражали  житейское представление о том, что женщина должна соответствовать определенному идеалу: быть заботливой, хорошей матерью и женой и при этом оставаться слабой.
  2. Связан с деятельностью З.Фрейда и, позднее, его последователей, охватывая период с 1920 по 1970 гг. Так Фрейд изобразил женщин пассивными, зависимыми и склонными к подчинению. Мужчин же он считал активными и стремящимися к власти. Любое отклонение он считал проявлением нездоровой гендерной идентичностью.
  3. Связан с именами двух женщин – Сандры Бэм и Джудит Спенс. Их исследования охватывают период  70-80 гг. ХХ века. Объясняя различные вариации гендерной идентичности привлекли идею андрогинии. Так С.Бэм сформулировала гипотезу щ существовании 3 типов людей : с преобладанием фемининных характеристик, с преобладанием маскулинных характеристик и «андрогинных» - баланс маскулинных и фемининных характеристикю Именно этот тип она считала наиболее привлекательным: адаптивность и гибкость поведения, творческие наклонности, ведущие к психологическому благополучию. Первые два типа изображала негибкими, ограниченными, демонстрирующими в своем поведении бытующие в обществе гендерные стереотипы. В свою очередь Д.Спенс подвергла критике операциональное определение андрогинии, сделанное Бэм и  предложила показатель андрогинности как сочетание высокой  маскулинности и высокой фемининности.  Для нее  андрогинность ассоциировалась с высокой  самооценкой и психическим благополучием человека. Джудит Спенс выделила 4 типа людей :  типичные мужчины, типичные женщины, андрогинные личности и недифференцированные личности с низкими показателями маскулинности и фемининности. Обе исследовательницы разработали свои методики по измерению андрогинии: Бэм – BRSI, Спенс – PAQ.
  4. Охватывает последние  несколько лет, время разочарования. Так в обществе, где все четко разделено на мужское и женское, невозможно воспитывать детей в духе неопределенности. Однако было установлено, что в обществе фемининные черты привлекательны для женщин и мало привлекательны для мужчин. Маскулинные черты желательны для обоего пола, так как их обладание связано с получением  большего числа социальных наград. По мнению исследовательниц  Мелири Тейлор и Джудит Холл , обладание и маскулинными и фемининными чертами одновременно провоцирует у индивида внутренний конфликт.[3; 200]

   Как утверждает И.С.Клецина, личностных различий между мужчинами и женщинами  нет. И кажется, что в это поверить трудно, хотя и в освоении гендерных  ролей  важна  роль социализации, однако половая идентификация тоже играет свою роль. Мужчины и женщины разучивают в своей жизни разные роли, отражающие  личностное развитие, включая доминантность тех или иных ценностей, социальных потребностей, привычек, склонностей. Даже указание на то, что эти различия незначительны, вопроса не снимает. Различия есть и они постоянно проявляются в различных исследованиях, хотя феминистски настроенные исследовательницы считают, что они небольшие или их почти нет.[9, 146]

   Интересны кросс-культурные исследования гендерной идеологии, которые получили широкое  развитие в настоящем времени. Так Н.М.Лебедева  провела исследования представлений, которые являются желательными для мужчин и женщин в 14 культурах. И пришла к интересным выводам: в развитых странах популярна идея равенства полов (эгалитарность); традиционных мусульманских предпочтительна идея различий между мужчиной и женщиной. А вот в Японии взгляды на гендерную идеологию отличаются в зависимости от разных поколений: старшее – неравенство, молодое – равенство, но специфическое, так как японские женщины предпочитают лидерство в семье, но не стремятся к этому на работе. Явно. Напрашивается вывод, что недовольство женщин проявляется тогда, когда она лишена лидерства во всех областях жизни.

Кросс-культурные  исследования половых ролей выявили  различия ролей от типа культуры:

  1. американцы ценят независимость больше покорности и в мужчинах и в женщинах – индивидуалистическая культура, японцы только в мужчинах – коллективистская культура.
  2. в феминных культурах (страны Скандинавии) семьи являются личностно-ориентированными, с равномерным участием в принятии решений, а в маскулинных культурах (Япония, Греция, Малайзия, Мексика) жесткое различие ролей мужчин и женщин, решение принимает авторитарный глава семьи (муж)
  3. в семьях индивидуалистических культур более близкие  отношения между мужем и женой («по горизонтали»), а в коллективистских – между родителями и детьми («по вертикали»)
  4. существуют культуры, где в семьях более значимы отношения матери и сына (Индия), супругами (Западные страны), отца и сына (Китай)
 

   Формирование  гендерных стереотипов под влиянием традиционной культуры в современном  обществе  могут вызвать  личностные проблемы у ее представителей. Гендерные  стереотипы меняются по-разному у  различных слоев общества. Так представления о женской роли у мужчин и женщин отличается. Мужчины предпочитают видеть женщину мягкой, пассивной и зависимой, а сама женщина хочет быть энергичной и предприимчивой, т.е. обладать некоторыми мужскими качествами. Стереотип маскулинности тоже меняется: от физической силы и несдержанности до душевной тонкости и сдержанности.

   Вывод можно сделать такой:

Современная культура отличается по своим представлениям о гендерных различиях и гендерном  равенстве предшествующих культур.

     И.С.Кон  сделал следующее замечание о  современных тенденциях :

Радикальная ломка традиционной половой стратификации,

Ослабление  половых различий в поведении (в  следствии общей трудовой деятельности и совместного обучения),

Переход во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами от иерархического соподчинения к равноправию,

Изменение культурных стереотипов маскулинности-фемининности.[3,204]

     Необходимо  отметить, что в нашей культуре  могут  сочетаться  элементы маскуллинности и фемининности.  Такие мужские качества, как  независимость, смелость. Решительность, решительность на рациональном уровне, кажутся более привлекательными. А вот на  эмоциональном уровне  более позитивное отношение к фемининным качествам – сочувствие, понимание других, забота. Женщины и мужчины отличаются друг от друга и тем, что касается социального доминирования, агрессивности и сексуальности. Почти во всех сообществах социально доминируют мужчины. Они более озабочены проблемой социального доминирования, чем женщины и придерживаются консервативных взглядов, сохраняющих неравенство социальных групп. Мужской стиль общения также отражает их главенствующее положение в обществе,  где нет четкого  распределения ролей. В то же время женщины ведут себя более демократично. Отношение к агрессии у мужчин более терпимое, чем у женщин.

     Сексуальные установки мужчин и женщин  тоже различны. Больше сходства проявляется  в физиологической и субъективной реакцией на сексуальный стимул, однако мужчины более настойчивы в реализации сексуальных желаний и менее разборчивы в выборе партнеров, чем женщины.

     Различия  полов оказывают влияние на выбор  тех или иных моральных категорий. Так для женщин важнее такие понятия  как: отношение, забота, отзывчивость, то мужчинам – равенство, справедливость. Иными словами, мужчины в своих моральных суждениях больше ориентированны на справедливость, а женщины – на любовь. [7,403]

     Существуют  определенные тенденции в особенностях уровня притязаний мужчин и женщин. Так для мужчин характерно стремление выбирать цели достаточно высокой степени трудности с непродолжительной ориентировкой и быстрым вхождением в область намечаемых задач;                              уровень притязаний стабильнее,  менее резко снижаются цели после неуспеха, более настойчивы в достижении результата, притязания в целом адекватны, однако в самооценке несколько завышают собственные возможности. , стилях Женщины же склонны к выбору более легких уровней цели, предварительной ориентировкой в выборе сложности, часть выборов зависит от ситуационной обусловленности и меньшей настойчивостью в реализации намеченной цели; незначительно уступают  в адекватности притязаний; свойственна недооценка своих возможностей; способ выбора целей более осторожный и осмотрительный.

     Интересна зависимость между параметрами  уровня притязаний и чертами маскулинности – фемининности. Так с увеличением фемининных черт снижается уровень притязаний и адекватность притязания в целом.

     Интересны исследования особенностей мужчин и  женщин в сфере мотивации достижений. Так, психолог  Мартина Хорнер показала , что для мужчин характерно – ориентация на успех, а у женщин – стремление  избежать  неудачи. Достижение успеха связано с активностью и мужественностью, а женщины боятся, что их будут считать менее женственными, боятся социальных последствий успеха. Это говорит о том, что различия между мужчинами и женщинами в мотивационной сфере имеют не только социальную, но и биологическую обусловленность.[7,387]

     Развитие  цивилизации – это постоянное увеличение социальных возможностей человека. Распространенные в обществе представления о феномене пола как  детерминанте социальной роли и психологического поведения существенно ограничивают возможности личностного развития не только женщин, но и мужчин. В традиционных  представлениях главное для мужчины – профессиональные достижения, социальное признание и успех.

Слабость, сомнение в себе считаются чертами немужественного поведения. Мужчины не стремящиеся к профессиональным высотам, испытывают давление со стороны общественного мнения., считая себя несостоятельными и заставляет рассматривать других мужчин как конкурентов.

     Так освобождение от гендерных стереотипов  позволит и мужчинам и женщинам полноценно развиваться в тех напрвлениях, которые их наиболее устраивают. Однако при всем этом существуют половые  различия в личностных особенностях, различных социальных сферах. 
 

1. 2   ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИЗИСА   30  ЛЕТ 

     Само  определение кризиса 30 лет связано  с закономерностями психического развития. На протяжении всей жизни человек  познает мир, получает свое физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие.

     Появлению термина «кризисы возрастные» мы обязаны Л.С.Выготскому. Кризис он определял  как целостное изменение личности человека, которое возникает регулярно  при смене стабильных периодов и  рассматривал это как один из критериев  возрастной периодизации, характерного для конкретного этапа развития. Лев Семенович Выготский считал, что кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода и приводят к замене  одной социальной ситуации на другую, адекватную новому психологическому облику человека. Этот механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновении нового в развитии происходит  одновременный распад старого, и это разрушение необходимо.

     «Какой  я хочу видеть свою жизнь, что я  сейчас делаю и что должен делать?»

Такой вопрос мы задаем себе, достигнув 30 летнего  возраста, и начинаем испытывать при  этом какое-то беспокойное оживление. Почти  каждый из нас хочет  внести некоторые изменения в свою жизнь.[29, 170]

     Примерно  к 30 годам человек переживает кризисное  состояние, некоторый перелом в  развитии, связанное с тем, что  его представления о жизни, сложившиеся  раннее, уже перестают удовлетворять  его. Начав анализировать пройденный путь, неудачи и достижения понимает, что личность его несовершенна, что мало сделано по сравнению с тем, что хотелось бы. Человек начинает критически пересматривать свое «Я» и с ним происходит переоценка его жизненных ценностей. Человек вдруг понимает, что многое он уже не сможет изменить в своей жизни и в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Человек осознает, что вновь стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом его реальных возможностей. Появляется огромное желание изменить что-то в своей жизни. Вот это как раз и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень- возраст взрослости.[16, 131]

     Ограничения, ощущаемые при приближении к 30 годам, - это отголоски  нашего выбора 20 лет. Тогда нам казалось, что именно так правильно и необходимо было тогда, но теперь точка зрения на это кардинально меняется. Сейчас мы чувствуем себя по-другому и понимаем, что какой-то аспект в жизни  в тот момент не принимали во внимание. Это чувство становится все настойчивее и появляется желание достичь чего-то большего. Должен быть сделан новый выбор, измениться внутренние ориентиры. В работе появляются большие изменения, беспорядок и обычный кризис, который сопровождается  противоречивым чувством: кажется, что твердо стоишь на ногах, но в тоже время хочется вырваться из всего этого. Появляется ощущение , что жизнь, которую налаживали с 20 лет, разваливается. Это означает, что нужно найти другую работу, ведущую к новым представлениям. При переходе к  тридцатилетнему возрасту большинство людей отбирает наиболее значимые личные связи и продолжает создавать свой дом. Но это происходит лишь после переоценки собственной личности.[29, 173]

     «Кризис тридцати» - условное название. Это  состояние может наступить неоднократно на протяжении всего жизненного пути, так как этот процесс развития идет по спирали и не останавливается. По другому можно сказать, что кризис 30 лет – это поиск смысла жизни.

Информация о работе Гендерные особенности кризиса 30 лет