Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 20:17, курсовая работа
Цель работы: выявить гендерные стереотипы протекания кризиса у мужчин и женщин.
Объект исследования: особенности протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.
Предмет исследования: гендерные стереотипы протекания кризиса 30 лет у мужчин и женщин.
Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в особенностях переживания кризиса 30 лет у мужчин и женщин, находящихся на одном уровне депрессии, имеют качественные различия в смысложизненных ориентациях, самоактуализации, самооценки.
Введение 3
Глава 1. Гендерные особенности кризиса 30 лет
1.1. Гендерные стереотипы 8
1.2. Определение кризиса 30 лет 15
1.3. Модели поведения мужчин и женщин
при прохождении кризиса 30 лет 20
1.3.1. Модели поведения мужчин 21
1.3.2. Модели поведения женщин 25
Глава 2. Психодиагностическое исследование гендерных
стереотипов протекания кризиса 30 лет
2.1. Программа исследования 32
2.2. Методики психологического исследования 34
2.3. Проведение и результаты исследования 38
2.4. Анализ теоретического материала и практического
исследования 54
Выводы 59
Заключение 60
Библиография 61
Приложения
Жизнь любого человека объективно имеет смысл, который не всегда может осознаваться им. И главное это не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни – реальным смыслом. Осознать и сформулировать смысл своей жизни – значит оценить свою жизнь целиком.
При
проведении теста смысложизненные
ориентации были получены следующие
результаты:
ОЖ Цели в Процесс Удовлетворенность Локус контроля Управление жизни
жизни жизни самореализацией «Я»
Мужчины:
128 37 31 25 28 31
120 38 39 28 29 31
121 38 30 30 31 30
117 33 38 34 30 35
116 39 25 27 32 33
115 35 29 32 25 28
115 36 32 25 27 32
113 36 27 29 30 29
109 35 35 30 28 32
101 25 32 26 29 29
115,5 35,2 31,8 28,6 28,9 31
Женщины:
117 37 35 37 34 31
116 34 27 34 27 26
113 31 33 28 28 33
113 35 32 26 31 30
109 38 30 31 26 32
105 35 31 33 28 29
105 27 34 31 25 31
101 25 32 28 24 33
100 34 30 25 25 26
99 33 29 23 22 32
107,8 32,9 31,3 26,5 27 30,3
Испытуемые, не попавшие в группы переживающих кризис 30 лет (двое мужчин и две женщины) показали следующие результаты по тестированию смысложизненных ориентаций:
Мужчины:
121 38 33 29 31 34
117 40 35 28 27 36
Женщины:
125 36 37 32 33 34
101 26 32 28 27 32
Общий показатель жизненных ориентаций
Низкий Средний Высокий
Мужчины 1 4 5
Женщины 3 5 2
Уровень показателя общих жизненных ориентаций:
В процентном соотношении это составляет:
Низкий мужчины – 10 % женщины – 30 %
Средний мужчины – 40 % женщины – 50 %
Высокий мужчины - 50 % женщины – 20 %
Для сравнения:
Не попавшие в группу, переживающих кризис
Мужчины - - 2
Женщины 1 - 1
Полученные результаты выявили, что половина мужчин имеет высокий уровень общих жизненных ориентаций, в то время как половина женщин имеет средний уровень. В то же самое время низкий показатель отмечен у большего количества женщин, чем у мужчин.
Интересные показатели у группы для сравнения:
У мужчин только высокие показатели, в то время как женщины, не переживающие кризис, имеют как высокий показатель, так и низкий показатель ОЖ.
Следует
отметить, что у испытуемых с высоким
показателем осмысленности
Самоактуализация также является показателем развития личности. Так А.Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Он также выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются по мере их удовлетворения и «ростовые», которые усиливаются после их реализации. Человек нуждается во внутреннем совершенствовании и ищет его. Некоторые склонны сомневаться в себе, в своих способностях, чем уменьшают шансы в самоактуализации.
При проведении теста по диагностике самоактуализации личности
(САМОАЛ)
были получены следующие
Показатели Среднее значение мужчины женщины
Самоактуализация
Ориентация
во времени
Ценности
Взгляд
на природу человека
Потребность
в познании
Креативность
Автономность
Спонтанность
Самопонимание
Аутосимпатия
Контактность
Гибкость в общении 73 % 65 %
Уровень самоактуализации личности
Низкий Средний Высокий
Мужчины - 8 2
Женщины 2 7 1
В процентном соотношении это составляет:
Низкий уровень мужчины - 0 % женщины - 20 %
Средний уровень мужчины – 80 % женщины - 70 %
Высокий уровень мужчины – 20 % женщины – 10 %
Не попавшие в группу, переживающих кризис:
Мужчины
-
Женщины 1 1 -
Полученные результаты показывают, что средний уровень показывает большее количество мужчин, чем женщин. В тоже время у мужчин не был отмечен низкий уровень, как в основной группе, так и в группе для сравнения.
Потребность самоактуализации у мужчин и женщин проявляется по-разному.
При выведении средних показателей у мужчин и женщин, отмечается большой разброс показателей именно у женщин.
По результатам проведенного тестирования видно, что женщины имеют более низкий уровень актуализации, чем мужчины. Они стараются выбрать более легкие и простые цели. Это может объясняться «социальной хитростью», когда стараются избегать трудных, ответственных дел и целей.
Мужчины
более независимы в своих поступках,
руководствуются в жизни
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и общественного положения. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности для достижения своих целей. Самооценка также является важным показателем развития личности и позволяет сделать выбор в жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер отношений к окружающим.
При проведении исследования уровня самооценки личности мужчин и женщин, переживающих кризис 30 лет, по методике С.А.Будасси
были получены следующие результаты , представленные в виде таблицы:
Уровень самооценки личности
Низкий Адекватный Высокий
Мужчины 5 5 -
Женщины 2 7 1
В процентном соотношении это составляет:
Низкий уровень мужчины – 50 % женщины – 20 %
Средний уровень мужчины – 50% женщины – 70 %