МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет психологии
Кафедра общей и социальной
психологии
Курсовая работа
«Гендерные особенности
мотивации выбора санаторного
учреждения пациентами
с разными типами
отношения к болезни»
Руководитель:
Курсовая работа выполнена
студенткой 3 курса заочной форм
обучения факультета психологии
(специальность «Психология» )
Зав.кафедрой общей
и социальной психологии
Гродно 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………….……………………….………..3
- Проблема гендера в психологии……………………………………………………....5
1.1.Основные подходы к
изучению мотивации…………………………………….
..5
1.2.Особенности
мотивации выбора санаторного
учреждения…………………… .21
1.3. Отношение
к болезни, как проблема психологии ……………………………...23
Заключение…………………………………..…………….………………………………37
Список литературы………………………………………………………………………..39
ВВЕДЕНИЕ
Пол - по мнению В. Квинн - это
«единственный атрибут человека, о котором
мы помним всегда. Мы можем забыть цвет
глаз и волос, черты лица, во что человек
был одет, и какие украшения были на нем.
Но мы никогда не забудем мужчина это или
женщина. Если рассматривать характеристики
человека отдельно друг от друга, то пол
окажется самой значимой из них».
В своей книге «Гендерная
психология» Ш. Берн пишет, что «разделение
на мужчин и женщин является центральной
установкой восприятия нами различий,
имеющихся в психике и поведении человека».
Именно такие различия,
к которым многие относят анатомическое
строение тела, физиологические особенности
и генетическое своеобразие мужчин
и женщин, давно являются предметом
внимания людей, встречаются в писаниях
и традициях многих культур и
народов. В современном обществе
эта тема закреплена в разнообразных
социальных институтах, таких как
семья, школа, право, армия и др.
Но, как указывает философ
Г.Г. Соловьева «для того, чтобы «быть
женщиной» или «быть мужчиной»
мало иметь соответствующие биологические
предпосылки. Человек оформляется
в качестве представителя определенного
пола только потому, что живет в
обществе, осваивает модели «женского»
и «мужского» поведения, стереотипы,
нормы, стандарты и символы культуры.
В них предписывается, что следует
понимать под «мужским» и «женским»,
как следует себя вести, одеваться,
говорить, к чему стремиться и какие
роли в обществе выполнять».
Таким образом, тема нашей курсовой
работы <<Гендерные особенности
мотивации выбора санаторного
учреждения пациентами с разными
типами отношения к болезни>>
является актуальной.
Объектом исследования является мотивации
выбора санаторного учреждения.
Предметом – является гендерные особенности
мотивации выбора санаторного
учреждения пациентами с разными
типами отношения к болезни.
Цель исследования: мотивации выбора санаторного
учреждения.
Задачи исследования:
- Составить обзор литературы по проблемам гендерности.
Методы исследования:
- Изучение литературных источников (учебники, учебные пособия, справочники, периодические издания).
- Теоретический анализ.
- Цитирование, обобщение.
- Проблема гендера в психологии
1.1.Основные подходы
к изучению мотивации
Гендерная психология - область
психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное
поведение людей в зависимости от их половой
принадлежности. Акцент в психологических
исследованиях этой области знания сделан
на сравнительном изучении личностных
характеристик людей мужского и женского
пола.
Гендерная
психология - это область научного
знания, которая сформировалась
с опорой и на пересечении
таких психологических дисциплин,
как дифференциальная психология
и психология развития. Основу
гендерной психологии составили:
раздел дифференциальной психологии
- психология пола и раздел
психологии развития - психосоциальное
развитие личности (тот аспект, который
обусловлен половой принадлежностью
индивида). Данные разделы психологической
науки определили основную структуру
гендерной психологии, которая представлена
двумя основными блоками информации: психология
половых различий (основная тематика раздела
психология пола) и гендерная социализация.
В разделе
психологии половых различий
рассматривается весь спектр
психологических различий представителей
мужского и женского пола, это
различия в когнитивной, мотивационной,
эмоциональной, поведенческой и
других сферах личности. При этом
используется традиционный для
психологии понятийный аппарат,
используются те психологические
понятия, при помощи которых
раскрывается структура личности.
Новыми являются такие понятия,
как маскулинность, фемининность, андрогинность, гендерные стереотипы. В разделе гендерной социализации
преимущественно анализируется роль социальных
институтов в полоролевом развитии мальчиков
и девочек, мужчин и женщин. Основными
понятиями являются половые роли и адекватность
их исполнения. Хотя данная область знания
часто называется гендерной психологией,
истинно гендерной она не является, так
как большое число исследовательских
работ, маркированных как гендерные, не
опираются на гендерный подход.
Основная
исследовательская методология
такой гендерной психологии - полоролевой
подход, в рамках которого женские
и мужские роли признаются
равнозначными, хотя и разными по содержанию.
Исходным основанием является неявное
признание биологического детерминизма
ролей, опора на психоаналитическое представление
о врожденности мужского или женского
начала в человеке. При анализе детерминант
половых различий рассматриваются как
биологические, так и социокультурные
факторы, причем все социокультурные влияния
заданы условиями гендерной социализации.
Для
основной массы исследований, относящихся
к области гендерной психологии,
характерен единый методический
прием, заключающийся в выделении
двух групп разнополых испытуемых
и диагностике конкретных психологических
характеристик с целью сравнения
их между собой. При этом
используются традиционные психологические
методы и методики. Подавляющее
число отечественных гендерно-ориентированных
исследований могут быть отнесены
к этой группе.
Перспективными
исследованиями в рамках гендерной
психологии следует признать
исследования, направленные не на
поиск различий в психологических
характеристиках и особенностях
поведения мужчин и женщин, а
на поиск их психологического
сходства; ориентированные на изучение
продуктивных стратегий и тактик
поведения мужчин и женщин
в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также на анализ личностных
предпосылок успешной самореализации
женщин в профессиональной сфере, а мужчин
в семейной. Все это можно будет реализовать
при условии переориентации на другие
методологические основания развития
данной области знания, то есть тогда,
когда доминирующей для гендерной психологии
станет не методология полоролевого подхода.
Пока же развитие гендерной психологии
будет характеризоваться лишь накоплением
суммы фактов без возможности их обобщения
и структурирования в новые концептуальные
модели и схемы.
В структуре личности мотивация
занимает особое место и является
основным понятием. В настоящее
время мотивация как психическое
явление трактуется по-разному.
В одном случае - как совокупность
факторов, поддерживающих и направляющих,
т.е. определяющих поведение и
деятельность (К. Мадсен; Ж. Годфруа),
в другом случае - как совокупность
мотивов (К.К. Платонов), в третьем
- как побуждение, вызывающее активность
организма и определяющее ее направленность.
Мотивация как движущая сила человеческого
поведения, безусловно, занимает ведущее
место в структуре личности, пронизывая
ее основные структурные образования:
направленность личности, характер, эмоции,
способности, деятельность и психические
процессы.Мотивация - это внутренняя детерминация
поведения и деятельности, которая, конечно
же, может быть обусловлена и внешними
раздражителями, окружающей человека
средой. Но внешняя среда воздействует
на человека физически, в то время как
мотивация - процесс психический, преобразовывающий
внешние воздействия во внутреннее побуждение.
С точки зрения Ильина, мотивация
и мотивы всегда внутренне
обусловлены, но могут зависеть
и от внешних факторов, побуждаться
внешними стимулами. При этом
необходимо учитывать, что обстоятельства,
условия, ситуация приобретают
значение для мотивации только
тогда, когда становятся значимыми
для человека, для удовлетворения
потребности, желания. 7Е.П.
Ильин на основе критического анализа
существующих трактовок мотива и мотивации,
предлагает трактовать мотивацию как
динамический процесс формирования мотива.
Все определения мотивации можно
отнести к двум направлениям.
Первое рассматривает мотивацию
со структурных позиций, как
совокупность факторов или мотивов.
Например, согласно схеме В.Д.
Шадрикова, мотивация обусловлена
потребностями и целями личности,
уровнем притязаний и идеалами,
условиями деятельности (как объективными,
внешними, так и субъективными,
внутренними - знаниями, умениями, способностями,
характером) и мировоззрением, убеждениями
и направленностью личности и
т.д. С учетом этих факторов
происходит принятие решения,
формирование намерения. Второе
направление рассматривает мотивацию
не как статичное, а как динамичное
образование, как процесс, механизм.
8
В теориях мотивации центральным
является понятие "мотив". Трактовка
мотива также не однозначна
в психологии. Когда ищут ответ
на вопрос: "что же такое
мотивы? ", нужно помнить, что
это одновременно ответ на
вопросы: "зачем? ", "для чего?
", "почему? ", "от чего человек
ведет себя именно так, а
не иначе"? Чаще всего бывает
так, что то, что принимается
за мотив, способствует ответу
только на один или два из
перечисленных вопросов, но никогда
на все.
Мотивы, однако, не отделены от
сознания. Даже когда мотивы не
сознаются субъектом, т.е. когда
он не отдает себе отчета
в том, что побуждает его
осуществлять ту или иную деятельность,
они, образно говоря, входят в
его сознание, но только особым
образом. Они придают сознательному
отражению субъективную окрашенность,
которая выражает значение отражаемого
для самого субъекта, его, как
мы говорим, личностный смысл.
Таким образом, одни мотивы, побуждая
деятельность, вместе с тем придают
ей личностный смысл; мы будем
называть их смыслообразующими
мотивами. Другие, сосуществующие с
ними, выполняя роль побудительных
факторов (положительных или отрицательных)
– порой остро эмоциональных,
аффективных, – лишены смыслообразующей
функции; мы будем условно называть
такие мотивы мотивами-стимулами.
В настоящее время можно выделить
два подхода к пониманию мотива.
Первый рассматривает мотив лишь
как "конструкт мышления" (т.е.
теоретическое построение); в действительности
же никаких мотивов не существует.
Наиболее жестко этой точки
зрения придерживается Х. Хекхаузен.
Неудивительно, что в его монографии
за мотив принимаются либо
потребность (потребность во властвовании,
называемая им "мотивом власти";
потребность в достижении - "мотив
достижения"), либо личностные
диспозиции (тревожность и др.), либо
внешние и внутренние причины
того или иного поведения (оказание
помощи, проявление агрессии и
т.д.). Конечно, многие психологические
понятия - конструкты мышления, домыслы.
Но это не означает, что данное
психологическое явление или
образование не существует.
Второй подход рассматривает
мотив как реально существующий
психологический феномен, как
то, что побуждает к поступку,
действию. Но при этом в качестве
мотива принимаются самые различные
психологические феномены. Как писал
А.Н. Леонтьев, работы по проблеме
мотивации почти не поддаются
систематизации - до такой степени
различны те значения, в которых
употребляется термин "мотив".
Мотивации общения
Общение является важным условием
человеческого существования. Во
все времена удовлетворение человеком
своих потребностей происходило,
как правило, с использованием
общения. Уже поэтому общение
имеет отношение к проблеме
мотивации, являясь избираемым и планируемым
способом, средством удовлетворения потребностей,
влечений, желаний. Общение — это частный
вид коммуникации. Под коммуникацией понимается
взаимодействие (связь) двух систем, в
ходе которого от одной системы к другой
передается сигнал, несущий информацию.
Коммуникация присуща и техническим системам,
и взаимодействию человека с машиной,
приборами, и взаимодействию человека
с другими людьми и животными. Последний
вид (и только последний!) и относится мною
к общению как специфический для высокоорганизованных
живых существ. При взаимодействии людей
и животных возникает психический контакт.
Это значит, что в процессе общения происходит
не просто получение информации или обмен
ею, но и вызов эмоций, обмен эмоциями —
сопереживание или проявление отрицательного
отношения к партнеру общения. Поэтому
человеческое общение — это связь между
людьми, приводящая к возникновению обоюдного
психического контакта, проявляющегося
в передаче партнеру по общению информации
(вербальной и невербальной) и имеющего
целью установление взаимопонимания и
взаимопереживания.