Гендерные особенности мотивации выбора санаторного учреждения пациентами с разными типами отношения к болезни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования: мотивации выбора санаторного учреждения.
Задачи исследования:
1. Составить обзор литературы по проблемам гендерности.

Содержание

Введение………………………………………………….……………………….………..3
1. Проблема гендера в психологии……………………………………………………....5
1.1.Основные подходы к изучению мотивации……………………………………. ..5
1.2.Особенности мотивации выбора санаторного учреждения…………………… .21
1.3. Отношение к болезни, как проблема психологии ……………………………...23
Заключение…………………………………..…………….………………………………37
Список литературы………………………………………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КУРСАЧ ДОКОНЦА.docx

— 74.59 Кб (Скачать документ)

        Такое  понимание общения означает, что  некорректно говорить об общении  с природой, искусством и т.  п. Чтение литературы, просмотр  телепередач тоже нельзя относить  к общению, так как здесь  процесс односторонний: от писателя  или диктора — к субъекту, а  обратный процесс отсутствует  (именно поэтому мотивация читательской  деятельности рассматривается мною  отдельно).

       Вопрос  об истоках общения до сих  пор остается дискуссионным. Во-первых, дискутируется вопрос о том,  имеется ли потребность в общении  (или  коммуникативная потребность)  как специфическая потребность,  отличная от других социальных  или духовных потребностей, или  же за нее принимают разновидности  последних. Во-вторых, если потребность  в общении все-таки существует, то каково ее происхождение:  является ли она врожденной (базовой)  или вторичной, т. е. формируется  в онтогенезе в процессе социализации  ребенка. Оба этих вопроса явились  предметом рассмотрения в монографии  М. И. Лисиной (1986). Поэтому более  логичной представляется позиция  Л. И. Марисовой (1978), которая  говорит о иерархичной структуре  коммуникативных потребностей, служащей  мотивационно-потребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:

1) в другом человеке  и взаимоотношениях с ним; 

2) в принадлежности к  социальной общности;

3) в сопереживании и  сочувствии;

4) в заботе, помощи и  поддержке со стороны других;

5) в оказании помощи, заботы  и поддержки другим;

6) в установлении деловых  связей для осуществления совместной  деятельности 

и сотрудничестве;

7) в постоянном обмене  опытом, знаниями;

8) в оценке со стороны  других, в уважении, авторитете;

9) в выработке общего  с другими людьми понимания  и объяснения объективно­

го мира и всего происходящего  в нем.

       Интересный  эксперимент проведен О. В.  Баженовой: взрослый наклонялся  над младенцем со специально  отрепетированным «индифферентным»  выражением лига. В первый раз  экспериментатор, как правило,  встречал со стороны младенца  обычную реакцию оживления, но  намеренно сохранял безучастный  вид. Во второй ила последующие  разы такой эксперимент вызывал  плач — младенец протестовал  против «необщения» с ним. Эти  и подобные им исследования  привели М. И. Лисину к выделению  четырех этапов становления потребности  в общении и четырех критериев,  по которым можно судить об  этой потребности. Первый этап  и критерий — внимание и  интерес ребенка к взрослому;  второй этап и критерий —  эмоциональные проявления ребенка  в адрес взрослого; третий этап  и критерий — инициативные  действия ребенка, направленные  на привлечение интереса взрослого;  четвертый этап и критерий  —чувствительность ребенка к  отношению и оценке взрослого. 

       Однако  и эти наблюдения не дают  окончательного ответа на вопрос  о происхождении потребности  в общении, так как запаздывание  проявления этой потребности  у младенцев может быть связано  с этапностью «созревания» мозговых  структур и психики. По этому  поводу М. И. Лисина ставит  закономерный вопрос: не означают  ли все указанные выше этапы  становления потребности в общении,  что она унаследована (точнее было бы — врожденная) и лишь «проявляется» после рождения ребенка?

      Отвечая  на этот вопрос отрицательно, она ссылается на исследование  М. Ю. Кистяковской (1970), которая  наблюдала, что в условиях госпитализма  дети не проявляют к взрослым  ни внимания, ни интереса даже  по истечении 2-3 лет жизни.Но  стоило педагогу наладить взаимодействие  с ребенком, как в течение короткого  времени удавалось далеко «продвинуть»  его по пути развития, сформировать  активное отношение к людям  и окружающему миру. Все это  можно принять, если рассматривать  только потребность детей в  общении со взрослыми для познания  этих взрослых и самих себя  через взрослых (что соответствует  пониманию потребности общения  М. И. Лисиной). Неясно, однако, а  как обстояли у этих детей  дела с общением друг с другом (по данным М. И. Лисиной,  такая потребность возникает  в два года), с животными. 

       М. И.  Лисина определяет потребность  в общении (коммуникации) как стремление  к познанию и оценке других  людей, а через них и с  их помощью к самопознанию  и самооценке. Она полагает, что  потребность в общении строится  в онтогенезе на основе других  потребностей, которые начинают  функционировать ранее. Основой  коммуникативной потребности она  считает органические жизненные  нужды ребенка (в пище, тепле  и др.). Жизненная практика помогает  ребенку открыть существование  взрослого как единого источника  поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления»  таким источником создают нужду  ребенка в том, чтобы его  выделить и исследовать (читай  — нужду в общении со взрослым). Второй базовой потребностью, ведущей  к возникновению коммуникативной  потребности, является, по М. И.  Лисиной, потребность в новых  впечатлениях (о которой говорят  Л. И. Божович, 1972; М. Ю. Кистяковская, 1970; Д. Берлин [D. Berlyne, I960]; Г. Кантор [G. Cantor, 1963]; Р. Фантц [R. Fantz, 1966]).

       Однако  стремление ребенка к удовлетворению  органических потребностей и  получению информации — это  еще не общение, пишет М.  И. Лисина (действительно, как  потребность может быть деятельностью?). Лишь когда он захочет познать  взрослого и самого себя, когда  взрослый проявит внимание к  ребенку, определит по отношению  к нему свою позицию, тогда  можно говорить и о потребности  в общении. При этом М. И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.

       Думается, что понимание потребности в  общении и ее роли, данное М.  И. Лисиной, слишком заужено  и потому не очень удачно, впрочем,  как и подмена понятия «потребность  в общении» понятием «потребность  в коммуникации», т. е. в получении  и обмене информацией. С моей  точки зрения, не всякая коммуникация  является общением. Для последнего  характерен не просто обмен  или получение информации (ее  можно получить и из газеты, телепередачи), а установление психического  контакта между общающимися. Неясно, почему самопознание не может  осуществляться без общения с  другими людьми. Или к какому  самопознанию и самооценке приводит  общение с животными? Очевидно, что М. И. Лисина гиперболизированно  рассматривает лишь одну из  функций общения, которой она  подменяет сущность потребности  в общении. 

       Более  близко к сути этой потребности  было бы понимание ее как  потребности в контакте с другим  реальным или воображаемым живым  существом. Тогда можно говорить  и о потребности ребенка в  кукле, и о его любви к  животным, и о стремлении кошек  и собак к себе подобным, и  остраданиях человека из-за нарушенных  контактов с другими людьми (ведь  в одиночной камере тюрьмы  человек страдает не потому, что  он не познает других и себя!)

       В связи  с этим вряд ли стоит искать  причину прижизненного формирования  потребности в общении только  в совместной деятельности. Тогда  надо признать, что у младенцев  потребности в общении быть  не может (как и у животных), так как совместная деятельность  у них как таковая отсутствует.  Между тем сама М. И. Лисина  на основании исследований своих  учеников делает вывод, что  потребность в общении появляется  у детей уже со второго месяца  жизни. Представление М. И. Лисиной,  по существу, соответствует пониманию  потребности в общении как  вторичной, и возникновение ее  не выходит за рамки концепции  социального научения (именно так  смотрят на эту потребность  У. Бижу и Д. Байер, 1966: это  нужда ребенка в помощи взрослого). Однако М. И. Лисина считает,  что это не так. Рождение  потребности в общении не сводится, по ее мнению, к надстройке  новых сигналов над прежней потребностью, когда вид взрослого, звук его голоса и прикосновение напоминают ребенку о предстоящем насыщении или смене белья.

       Впервые  недели жизни у ребенка появляется  именно новая, отсутствовавшая  ранее потребность— в общении  — для понимания себя и других. Это не корыстная нужда в  полезном человеке, а (говоря словами  К. Маркса) высокая духовная потребность  в том' величайшем богатстве,  каким является другой человек,  заключает М. И. Лисина. Все  это, может, и так. но не  опровергает тезиса о вторичности  этой потребности, на чем бы  она ни базировалась. Даже если  это потребность в познании  себя и других, то все равно  это частный случай проявления  познавательной потребности.

       Если  же понимать потребность в  общении как потребность в  психическом контакте, то взрослые (как и дети, животные), к которым  ребенок привыкает, становятся  просто средством удовлетворения  потребности в контакте. А это  значит, что и в данном случае  потребность в общении со взрослыми  — не базовая, а вторичная,  наподобие потребности в ложке,  вилке для удовлетворения потребности  в пище. Нужно подчеркнуть, что  потребность в собственно общении,  если таковая все же существует, — это только одна причина  общения как вида активности  человека. Через процесс общения  человек удовлетворяет потребность  во впечатлениях, в при­знании  и поддержке, познавательную потребность  и многие другие духовные потребности.  Не случайно поэтому выделение  в зарубежной психологии такого  собирательного понятия, как «мотив  аффилиации», содержание которого  отнюдь не однородно. Это потребности:  контактировать с людьми, быть  членом группы, взаимодействовать  с окружающими, оказывать и  принимать помощь.

       Таким  образом, вопрос о наличии у  человека собственно потребности  в общении, специфичной по сравнению  с другими социальными и духовными  потребностями. остается открытым. Используемые при изучении этой  потребности наблюдения за поведением  младенцев не являются прямым  доказательством наличия таковой.  Регистрируемые параметры можно  расценивать и как проявление  любопытства, интереса к объекту,  в роли которого выступает  взрослый, и как операции общения.  Более надежным критерием может  быть изучение эмоциональных  реакций в ответ на появление  и особенно на исчезновение  объекта общения, что позволило  бы выявить у ребенка потребностное состояние в контакте с другим человеком, которое можно принять за чистую потребность в общении. Примером такой потребности, с моей точки зрения, является привязанность к другому человеку или животному (когда человек говорит: «я по тебе соскучился», то явно проявляется потребностное состояние, сопровождающееся соответствующей эмоцией).

       К сожалению,  в этом плане можно сослаться  только на исследование О. В.  Баженовой, хотя жизненные ситуации  показывают нам, что у детей  эта потребность в контакте  имеется. Так, уход родителей  из дома по делам вызывает  плач у ребенка, несмотря на  то что он остается с бабушкой. Что же касается так называемой  потребности в общении, о которой  говорит М. И. Лисина, — это,  с моей точки зрения, приобретаемое  в онтогенезе знание о способе  и средстве удовлетворения различных  потребностей — путем общения  (контакта) с другими людьми (или  животными).

       Сам  же мотив общения может строиться  на совершенно различных основаниях (потребностях и целях). Кстати, мотив  общения понимается М. И. Лисиной  по А. Н. Леонтьеву — как  объект общения, т. е. мотивом  у нее выступает другой человек,  партнер по общению; критика  такого понимания мотива дана  мною выше (см. раздел 3. 2). Правда, почти  тут же она пишет, что мотив  — это опредмеченная потребность  и что мотивы вырастают из  потребностей, ведущими из которых  являются: потребность во впечатлениях, в активной деятельности, в признании  и поддержке. 

       Потребность  в общении выражена у разных  людей неодинаково, в связи  с чем говорят об экстра- и  интровертах. Однако, по данным  Л. С. Сапожниковой (1973), однозначная  связь между стремлением к  общению и экстра и интровертностью  не выявляется. По ее же данным, стремление к общению подростков  связано с уровнем притязаний. У лиц с адекватным уровнем  притязаний стремление к общению  выражено умеренно, у лиц с  неадекватным уровнем — либо  повышенное, либо пониженное. У девочек,  независимо от уровня притязания, стремление к общению более  выражено, чем у мальчиков. Рассматривая  потребность человека в эмоционально-доверительном  общении (аффилиации), И. В. Кузнецова  (1999) выделяет две тенденции —  надежду на аффилиацию (ожидание  отношений симпатии, взаимопонимания  при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:

• высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению;

в этом случае человек общителен  вплоть до назойливости;

• низкая потребность в  аффилиации, высокая чувствительность к отвержению;

в этом случае потребность  в поддержке, понимании остается неудовлетворен­

ной и человек уходит в  мир своих переживаний;

• низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом слу­

чае человек предпочитает одиночество;

• высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к  отвержению; у человека

возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению  и в то же

время избегает его.

        И.  В. Кузнецова показала, что слабая  потребность в аффилиации в  сочетании с сильным мотивом  достижения ведет к предпочтению  деловых качеств партнера, в то  время как сильная потребность  в аффилиации, сочетающаяся с  низким мотивом достижения, ведет  к предпочтению дружеских отношений.  Наибольших результатов в групповой  работе достигают лица с сильной  потребностью в аффилиации и  с высоким мотивом достижения. Как показано О. А. Тырновой (1996) ведущими мотивами общения  являются: у девушек — желание  поделиться различными мыслями  и переживаниями, а также любопытство;  у юношей — общность интересов  и дел. 

Информация о работе Гендерные особенности мотивации выбора санаторного учреждения пациентами с разными типами отношения к болезни