Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:52, доклад
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления.
Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса.
Второе, «мотивационное» направления (автор - американец Абрахам Маслоу). Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.
Гуманистическая
теория личности.
В гуманистической
теории личности выделяется два основных
направления.
Первое, «клиническое»
(ориентированное
Второе, «мотивационное»
направления (автор - американец Абрахам
Маслоу). Несмотря на некоторые отличия
между этими двумя направлениями, их объединяет
много общего.
Главным источником
развития личности гуманистическая
психология считает врожденные тенденции
к самоактуализации. Развитие личности
есть развертывание этих врожденных тенденций.
Согласно К. Роджерсу, в психике человека
существуют две врожденные тенденции.
Первая, «самоактуализирующаяся
тенденция», содержит в свернутом
виде будущие свойства личности. Вторая
— «организмическнй отслеживающий
процесс» — представляет собой механизм
контроля за развитием личности. На основе
этих тенденций у человека в процессе
развития возникает особая личностная
структура «Я», которая включает «идеальное
Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры
«Я» находятся в сложных отношениях —
от полной гармонии (конгруэнтности) до
полной дисгармонии (Роджерс К., 1994).
Цель жизни
по Роджерсу, — реализовать свой
врожденный потенциал, быть «полностью
функционирующей личностью», т. е. человеком,
который использует все свои способности
и таланты, реализует свой потенциал и
движется к полному познанию себя, своих
переживаний, следуя своей истинной природе.
А. Маслоу выделил
два типа потребностей, лежащих в
основе развития личности: «дефицитарные»,
которые прекращаются после их удовлетворения,
и «ростовые», которые, напротив, только
усиливаются после их реализации. Всего,
по Маслоу, существует пять уровней мотивации:
1) физиологический
(потребности в еде, сне);
2) потребности
в безопасности (потребность в квартире,
работе);
3) потребности
в принадлежности, потребность одного
человека в другом, например в
создании семьи;
4) уровень самооценки
(потребность в самоуважении, компетенции,
достоинстве);
5) потребность
в самоактуализации (метапотребности
в творчестве, красоте, целостности и т.
д.).
Потребности первых
двух уровней относятся к
Маслоу сформулировал
закон поступательного развития мотивации,
согласно которому мотивация человека
развивается поступательно: движение
на более высокий уровень происходит в
том случае, если удовлетворены (в основном)
потребности низшего уровня. Другими словами,
если человек голоден и у него нет крыши
над головой, то ему будет трудно создать
семью и тем более испытывать уважение
к себе или заниматься творчеством.
Наиболее важными
для человека являются потребности
в самоактуализации. Самоактуализация
— не конечное состояние совершенства
человека. Ни один человек не становится
настолько самоактуализированным, чтобы
отбросить все мотивы. У каждого человека
всегда остаются таланты для дальнейшего
развития. Человек, достигший пятого уровня,
называется «психологически здоровой
личностью» (Маслоу А.,1999).
По мнению гуманистов,
решающего возрастного периода
не существует, личность формируется
и развивается в течение всей
жизни. Но ранние периоды жизни (детство
и юношество) играют особую роль в
развитии личности. В личности доминируют
рациональные процессы, где бессознательное
возникает лишь временно, когда по тем
или иным причинам блокируется процесс
самоактуализации. Гуманисты считают,
что личность обладает полной свободой
воли. Человек осознает себя, осознает
свои поступки, строит планы, ищет смысл
жизни. Человек - творец собственной личности,
творец своего счастья.
Внутренний мир
человека, его мысли, чувства и
эмоции для гуманистов не есть прямое
отражение действительности. Каждый
человек интерпретирует реальность
в соответствии со своим субъективным
восприятием. Внутренний мир человека
в полной мере доступен только ему самому.
Основу действий человека составляют
субъективное восприятие и субъективные
переживания. Только субъективный опыт
является ключом к пониманию поведения
конкретного человека.
В гуманистической
модели личности основными концептуальными
«единицами» выступают:
1) «реальное
Я» — совокупность мыслей, чувств
и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс
К., 1994);
2) «идеальное
Я» — совокупность мыслей, чувств
и переживаний, которые
3) потребности
в самоактуализации —
Хотя «реальное
Я» и «идеальное Я» являются довольно
размытыми понятиями, тем не менее
существует способ измерения их конгруэнтности
(совпадения). Высокий показатель конгруэнтности
свидетельствует об относительно высокой
гармонии «реального Я» и «идеального
Я» (о высокой самооценке). При низких же
значениях конгруэнтности (низкой самооценке)
отмечается высокий уровень тревожности,
признаки депрессии.
При рождении обе
подструктуры структуры «Я» полностью
конгруэнтны, и поэтому человек изначально
добр и счастлив. Впоследствии, благодаря
взаимодействию с окружающей средой, расхождения
между «реальным Я» и «идеальным Я» могут
приводить к искаженному восприятию реальности
— субцепции, по терминологии К. Роджерса.
При сильных и длительных расхождениях
между «реальным Я» и «идеальным Я» могут
возникать психологические проблемы.
Студенты с
высокой самооценкой в случае
неудачи (например, провала на экзамене)
пытаются установить контакт с преподавателем
и пересдать предмет еще раз. При повторных
попытках их показатели только улучшаются.
Студенты же с низким уровнем самооценки
отказываются от дальнейших попыток пересдать
экзамен, преувеличивают свои трудности,
избегают ситуаций, где они могли бы проявить
себя, чаще страдают одиночеством.
Блоками личности
в этой теории выступают пять уровней
потребностей человека по А. Маслоу.
Целостность личности
достигается тогда, когда конгруэнтность
«реального Я» и «идеального Я» приближается
к единице. Целостность личности
— основное качество «полностью функционирующей
личности». Смысл воспитания и коррекции
личности состоит в развитии целостной
личности.
Целостная личность,
во-первых, стремится к установлению
хорошего психологического контакта со
своими друзьями и близкими, к раскрытию
им своих скрытых эмоций и тайн; во-вторых,
четко знает, кто она есть на самом деле
(«реальное Я») и кем бы она хотела быть
(«идеальное Я»); в-третьих, максимально
открыта к новому опыту и принимает
жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»;
в-четвертых, практикует безусловное позитивное
отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует
в себе эмпатию к другим людям, т. е. пытается
понять внутренний мир другого человека
и смотреть на другого человека его глазами.
Целостную личность характеризуют:
1) эффективное
восприятие реальности; 2) спонтанность,
простота и естественность
8) высокие моральные
стандарты.
Таким образом,
у гуманистов, личность - это внутренний
мир человеческого «Я» как
результат самоактуализации, а структура
личности - это индивидуальное соотношение
«реального Я» и «идеального Я», а также
индивидуальный уровень развития потребностей
в самоактуализации.
На контрольный
вопрос «Почему одни люди более агрессивны,
чем другие?» гуманисты
Copyright MyCorp © 2011