Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:55, реферат
В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),
означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая
типичные для нее способы поведения.
В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),
означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая
типичные для нее способы поведения.
ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно
взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах
деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности,
наложенная на ее основные подструктуры.
Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные
и устойчивые.
СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА
Выступая как прижизненное образование человека, характер
определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает
в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по
мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется
сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные
жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе
его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако
непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню
развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,
трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для
личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей
среде, соответствующие
черты характера будут
характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он
интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются
наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот
процесс взаимный,
и благодаря развитию личности, развивается
и сам коллектив.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,
составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные
потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности
определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.
Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в
жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий,
которые он себе ставит.
Именно на них
формируется и проверяется
Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих
объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое,
проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто
упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно
направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера.
Обладание целями
жизни — главное условие
Бесхарактерному
человеку свойственно отсутствие или
разбросанность целей.
Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным и
веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек
с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает
огромный отпечаток на поведение человека. И хотя поведение определяется не
одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой- системе всегда
что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру
человека своеобразный колорит.
Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и
интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности,
грани характера: например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.
Павлов — городками, Д.И. Менделеев — чтением приключенческих романов.
Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы,
определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его
деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным
целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и
тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное
единство направленности
и образа действий.
В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров,
деления их на типы. Основания для типизации, как правило вводятся
исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с
имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам. Так
сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или
эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой
(активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под
влиянием порыва, переживаний) ; рассудочный (оценивающий все с точки зрения
разумности).
К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к
экстравертированному и интравертированному типу.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ
Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на
окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы,
жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной
значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность,
инициативность, гибкость поведения, общительность.
Инровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов личности на
явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность,
необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.
Возможна также классификация на камфорный и самостоятельный; доминирующий и
подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.
Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качественную
степень выраженности.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую
крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практическая
акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы.
Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного
рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту
наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к
другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях,
предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во
всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет
себя без срывов не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.
В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные)
акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней
границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера.
Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный
слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться
неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту
наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода,
даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не
выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга
под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности
семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и
т.д.
Существует
ли нормальный характер, и если да, то
как он проявляется?
Формальный ответ на этот вопрос как будто
очевиден; нормальный характер, конечно,
существует: это характер без отклонений.
Человек обладает нормальным характером,
если он не излишне живой - и не излишне
заторможенный, не излишне замкнутый и
не излишне открытый, не излишне тревожный
- и не излишне беззаботный... - и здесь,
продолжая, пришлось бы перечислять все
основные черты, отличающие, например,
известные типы акцентуаций друг от друга.
Иными словами, нормальный характер - это
«золотая середина» целого ряда качеств.
Пусть «нормальными» будут считаться
такие степени отклонения какого-нибудь
свойства от математического среднего,
которыми обладает половина популяции;
тогда по 1/4 популяции разместится на обоих
полюсах «оси» этого свойства в зонах
«отклонения от нормы». Если теперь взять
не одно, а два независимых свойства, то
при тех же условиях в «нормальной» зоне
окажется уже 1/4 часть популяции, а остальные
3/4 попадут в зоны «отклонений», при пяти
независимых свойствах «нормальным» окажется
один человек из 32, а при девяти - один из
1024! Так что иметь «нормальный» характер
очень трудно, и такое явление довольно
редко.
Автор позволила себе эти расчеты,
чтобы опровергнуть то распространенное
мнение, что отклонения характера встречаются
значительно реже, чем «норма». Однако
это только количественная сторона дела.
Обратимся к более принципиальным соображениям,
которые заставляют подвергнуть сомнению
само понятие «нормальный характер». Одно
из них было высказано П. Б. Ганнушкиным,
а еще раньше - цитируемым им Т. Рибо. Эти
авторы обращают внимание на внутреннюю
противоречивость словосочетания «нормальный
характер». По существу, оно означает «неотличающуюся
индивидуальность» или «нехарактерную
характерность». Ведь характер - это уже
само по себе отличие, особенность, индивидуальность.
В связи с этим мне вспоминается случайно
услышанный рассказ одного московского
журналиста. Эти ответы как будто вполне
относятся к человеку с нормальным характером:
ровно ведет себя, правильно общается,
не создает проблем. И вот такую «нормальюность»
народное сознание определяет как «бесхарактерность»,
смыкаясь тем самым с точкой зрения Ганнушкина,и
Рибо! По-видимому, и для народного сознания
характер - это, если можно так выразиться,
«острые углы», которые проступают в поведении
человека. Если таких углов нет, то нет
и характера - человек «бесхарактерный»
(и заслуживает всяческих похвал). Иными
словами, «нормального» характера не бывает.
«Что же, выходит, что человек, который
не психопат и не акцентуант, - серый и
безликий и о нем ничего особенного сказать
нельзя?» Нет, совсем не так. В случае гармоничного
(с точки зрения характера) человека для
описания ero индивидуальности необходимо
перейти с языка свойств характера на
язык свойств личности. И тогда обнаружится
масса уникальных его особенностей, среди
которых и свойства его мотивационной
сферы, и его нравственность, и мировоззрение,
и его внутренние проблемы, и многое другое.